ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-38/2021ГОД от 02.02.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Лемперт И.Н.

УИД 19RS0001-02-2020-004998-14

Дело № 33-38/2021 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 февраля 2021 года г. Абакан

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Шалгинова С.Н.,

судей Морозовой В.Н., Пархомович Г.П.,

при секретаре – помощнике судьи Бедненко И.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 и по апелляционной жалобе представителя Красноярской таможни ФИО2 на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 сентября 2020 года, которым частично удовлетворено исковое заявление ФИО1 к Красноярской таможне о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и сумм отпускных.

Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения представителя Красноярской таможни ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Хакасской таможне о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и сумм отпускных. Требования мотивировала тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года проходила службу в Хакасской таможне, была уволена по сокращению должностей государственной гражданской службы. Считает, что с ДД.ММ.ГГГГ указанные выше выплаты рассчитывались ответчиком с нарушением действующего законодательства, а именно без учета сумм, выплаченных работнику в виде материального стимулирования, иных дополнительных выплат. Просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации при увольнении в размере <данные изъяты> рубля, по компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, по выплате отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек.

Определением суда произведена замена ответчика Хакасской таможни на надлежащего ответчика Красноярскую таможню.

Суд постановил вышеприведенное решение, которым удовлетворил исковые требования частично. Взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по выплате отпускных за 2019 и 2020 годы в размере <данные изъяты> копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении – <данные изъяты> копеек, задолженность по компенсации в размере денежного содержания за четыре месяца – <данные изъяты> рубля, в доход местного бюджета государственную пошлину – <данные изъяты> рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано.

С решением не согласны стороны по делу.

В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на применение судом закона, не подлежащего применению, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просила решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять новое решение, которым удовлетворить иск в полном объеме. Указывает, что судом необоснованно отказано в восстановлении пропущенного срока для обращения с требованиями о взыскании задолженности по отпускным за период с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку весь период прохождения ею государственной гражданской службы представитель нанимателя не извещал ее о составных частях денежного содержания, не выдавал расчетные листки, доказательств обратного стороной ответчика не представлено, о нарушении своих прав она узнала в день увольнения после того, как получила копии приказов о предоставлении отпусков и расчетных листков. Полагает, что допущенное нарушение работодателем носит длящийся характер, при этом годичный срок для обращения в суд необходимо исчислять с даты увольнения. Считает, что суд неправомерно отказал истцу во включении разовых премий при расчете денежного содержания для исчисления выплат по ежегодным отпускам и компенсационных выплат в связи с увольнением.

В апелляционной жалобе представитель Красноярской таможни ФИО2, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просила решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске. Выражает несогласие с выводом суда о том, что материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, которые учитываются при расчете выплат по ежегодным отпускам и компенсационных выплат при увольнении. Указывает на то, что Красноярская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины как государственный орган, выступающий по делам, в качестве истца или ответчика.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Красноярской таможни ФИО2, проверив в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного постановления исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на государственную гражданскую службу в Хакасскую таможню на должность <данные изъяты> (л.д. 12-13 т. 1).

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (л.д. 10-11 т. 1).

С ДД.ММ.ГГГГ Хакасская таможня прекратила свою деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является Красноярская таможня. (л.д. 137-152 т. 1).

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, суд исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, предусмотренной частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в связи с чем пришел к выводу о том, что данные денежные средства подлежат учету при расчете среднего заработка государственного служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением.

Установив факт расчета работодателем указанных выплат без учета сумм материального стимулирования, приняв во внимание данные обстоятельства, суд удовлетворил исковые требования в данной части с учетом требований статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом суд отказал в удовлетворении требований о необходимости включения при расчете компенсационных выплат сумм выплаченных единовременных поощрений.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно преамбуле Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») законом устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В пункте 8 Правил указано, что в случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»- «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из приведенного правового регулирования, фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

Таким образом, для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением необходимо установить правовую природу произведенных работодателем в течение 12 месяцев перед увольнением (июнь 2019 года – май 2020 года) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Как следует из материалов дела, в указанный период ФИО1 выплачены суммы материального стимулирования и суммы единовременного поощрения в соответствии с подпунктом «е» пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 30 октября 2006 года № 1058 (л.д. 91-102, 161-164 т. 1, 41, 46-47, 49-53, 54-55, 59-60, 62-66, 67-68, 72-73, 76-80, 81-82, 88-89, 92-96, 227-250 т. 2).

Из содержания приказов о данных выплатах следует, что правовая природа указанных сумм различна.

Так, денежные средства на материальное стимулирование гражданских служащих таможенных органов ежегодно выделяются в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации сверх установленного ФТС России фонда оплаты труда гражданских служащих (л.д. 161-164 т. 1), в то время как выплата единовременных поощрений в соответствии с пунктом 11 указанного выше Порядка производится в пределах денежных средств, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств таможенных органов на оплату труда гражданских служащих (л.д. 171-173 т. 1).

Таким образом, с учетом приведенного выше правового регулирования суммы средств, выплаченных в виде материального стимулирования, подлежат учету для исчисления денежного содержания ФИО1, суммы средств, выплаченных в виде единовременных поощрений, не подлежат учету для исчисления денежного содержания ФИО1, как не поименованные в пунктах 2 и 8 Правил.

По существу доводы апелляционной жалобы ФИО1 о несогласии с выводами суда, послужившими основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ в связи с пропуском срока для обращения в суд, идентичны изложенным в обоснование позиции ФИО1 при рассмотрении дела в суде первой инстанции, подробно исследованы судом первой инстанции, им дана соответствующая подробная и мотивированная оценка; доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, а именно положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что суд неправомерно отказал истцу во включении разовых премий при расчете денежного содержания для исчисления выплат по ежегодным отпускам и компенсационных выплат в связи с увольнением, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения; как указано выше, в силу действующего законодательства единовременные поощрения в пределах денежных средств, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств таможенных органов на оплату труда гражданских служащих, не подлежат учету для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы).

Несостоятельны доводы апелляционной жалобы представителя Красноярской таможни ФИО2 о несогласии с выводом суда о том, что материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, которые учитываются при расчете выплат по ежегодным отпускам и компенсационных выплат при увольнении, поскольку основаны на неправильном толковании указанных выше норм материального права, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы представителя Красноярской таможни ФИО2 о том, что Красноярская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины как государственный орган, выступающий по делам, в качестве истца или ответчика.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, Красноярская таможня Федеральной таможенной службы Российской Федерации относится к государственным органам, является субъектом, освобождаемым от уплаты госпошлины, в связи с чем оспариваемое решение подлежит отмене в части взыскания с Красноярской таможни государственной пошлины в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 сентября 2020 года по настоящему делу в части взыскания с Красноярской таможни государственной пошлины отменить.

В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 и представителя Красноярской таможни ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий Шалгинов С.Н.

Судьи Морозова В.Н.

Пархомович Г.П.