Судья: Васильева О.А. Дело № 33-3907
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2017 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Негласона А.А., Аршиновой Е.В.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
при секретаре Ермиловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 <данные изъяты> к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконными и отмене приказов об увольнении, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов
по апелляционной жалобе ФИО2 <данные изъяты> на решение Калининского районного суда Саратовской области от 21 марта 2017 года, которым в иске отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области ФИО1, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей об оставлении решения суда без изменения, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (далее по тексту – УФМС России по Саратовской области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – МВД России) о признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении на службе, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Требования мотивировал тем, что с 14 марта 2011 года по 30 ноября 2016 года проходил службу в УФМС России <данные изъяты>. Приказом от 21 ноября 2016 года <данные изъяты> и приказом от 30 ноября 2016 года <данные изъяты> был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел замещаемой сотрудником) с 30 ноября 2016 года. С увольнением истец не согласен, поскольку какие-либо вакантные должности, в том числе, и нижестоящие ему не предлагались, с перечнем вакантных должностей он не был ознакомлен, от должностей не отказывался. Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который он оценивает в размере 10 000 руб. Для защиты своих прав ФИО2 обратился за оказанием юридической помощи, в связи с чем понес судебные расходы на оплату услуг представителей в размере 10 000 руб.
В качестве соответчика по делу привлечено Главное Управление Министерства Внутренних дел России по Саратовской области (далее по тексту – ГУ МВД России по Саратовской области).
Считая свои права нарушенными, ФИО2 обратился в суд, который, с учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконными и отменить приказ от 21 ноября 2016 года № <данные изъяты> в части расторжения контракта и его увольнения, приказ от 30 ноября 2016 года<данные изъяты> в части расторжения контракта и даты увольнения; восстановить его на службе в органах внутренних дел <данные изъяты>, зачислив в распоряжение ГУ МВД России по Саратовской области; взыскать с ответчиков средний заработок за время вынужденного прогула в размере 95 105 руб. 92 коп., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителей в размере 10 000 руб.
Решением Калининского районного суда Саратовской области от 21 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального права. Указывает на то, что УФМС России по Саратовской области в настоящее время является действующим государственным органом, находящимся в стадии реорганизации, а не ликвидировано. Считает, что сокращение должности в УФМС России по Саратовской области и прекращение деятельности не влечет прекращения трудовых отношений между МВД РФ и сотрудниками МВД РФ, прикомандированными к УФМС России. Поскольку ФМС России не является органом исполнительной власти в области внутренних дел, применение нормативных правовых актов ФМС России к сотрудникам органов внутренних дел после 06 июля 2016 года невозможно ввиду отсутствия закона, который допускает применение таких нормативных актов к сотрудникам органов внутренних дел. Таким образом, у сотрудников УФМС отсутствуют какие-либо полномочия по увольнению прикомандированных сотрудников МВД.
В поданных возражениях заместитель прокурора Самойловского района Саратовской области Юдин В.С. и представитель ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области ФИО1 просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили, истец ФИО2 просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Поскольку истец проходил службу в органах внутренних дел, правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ, Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ), а также Трудовым кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ) в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Частью 2 ст. 36 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ предусмотрено, что при реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в органах внутренних дел.
В соответствии с ч. 9 ст. 36 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со ст. 82 настоящего Федерального закона (ч. 18 ст. 36 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ).
Из приведенных положений закона следует, что при проведении организационно-штатных мероприятий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении сотрудник органов внутренних дел подлежит зачислению в распоряжение органа внутренних дел, такой сотрудник считается продолжающим службу в органах внутренних дел. При этом сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с сокращением его должности в органах внутренних дел, вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел либо о расторжении с ним контракта решается руководителем федерального органа исполнительной власти или уполномоченным руководителем.Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 утверждена структура Федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой федеральная миграционная служба является самостоятельным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляется Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что на момент увольнения ФИО2 состоял в должности <данные изъяты>.
08 апреля 2016 года ему было вручено уведомление о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), с которым истец ознакомлен под роспись 08 апреля 2016 года.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Саратовской области <данные изъяты> от 12 июля 2016 года ФИО2 освобожден от исполнения обязанностей по должности <данные изъяты> с 15 июля 2016 года и зачислен в распоряжение УФМС России по <данные изъяты>.
Приказом от 21 ноября 2016 года <данные изъяты> с истцом расторгнут контракт и ФИО2 уволен со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел замещаемой сотрудником), приказом от 30 ноября 2016 года № <данные изъяты> установлена дата увольнения - с 30 ноября 2016 года.
Указом Президента Российской Федерации № 156 от 05.04.2016 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба. МВД РФ переданы функции, полномочия, штатная численность упраздняемой ФМС. В структуру центрального аппарата МВД РФ введено Главное управление по вопросам миграции.
Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ФМС России была выведена из подчинения МВД России, руководство деятельностью Федеральной миграционной службы возложено на Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 г. № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, согласно которому ФМС России являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
Согласно п. 10.7 Положения, полномочия в отношении прикомандированных сотрудников внутренних дел осуществляет руководитель ФМС России.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2013 г. № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы» определялось, что: лица начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации прикомандировываются к Федеральной миграционной службе и увольняются со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по представлению руководителя Федеральной миграционной службы или начальников (руководителей) ее территориальных органов; лицам, назначенным на соответствующие должности в Федеральной миграционной службе, первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также специальное звание «полковник внутренней службы» присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной миграционной службы; специальные звания младшего начальствующего состава и очередные специальные звания до подполковника внутренней службы включительно присваиваются руководителем Федеральной миграционной службы; руководитель Федеральной миграционной службы организует в отношении сотрудников кадровое обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере внутренних дел; нормативные правовые акты МВД РФ, регулирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, применяются к сотрудникам с учетом особенностей, устанавливаемых нормативными правовыми актами Федеральной миграционной службы, согласованными с МВД РФ.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что сотрудники органов внутренних дел проходят службу в ФМС России на условиях прикомандирования. МВД РФ осуществляет в отношении сотрудников органов внутренних дел ограниченный спектр полномочий, связанный непосредственно с их прикомандированием, присвоением первого специального звания и очередного специального звания (полковник внутренней службы). Остальное кадровое обеспечение сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к ФМС России, в том числе в части проведения организационно-штатных мероприятий, осуществляется непосредственно ФМС России.
Исходя из п.п. «в» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 МВД РФ переданы только функции и полномочия упраздняемой ФМС России, а также ее штатная численность, сокращенная на 30 процентов, в связи с чем также можно сделать вывод, что обязанность по откомандированию (переводу) сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к ФМС России, на МВД России не возложена.
В соответствии с приказом ФМС России от 15.04.2013 г. № 199 порядок представления сотрудников органов внутренних дел к увольнению со службы в органах внутренних дел и оформления документов, связанных с расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, увольнением со службы, утвержденный приказом МВД РФ от 30.11.2012 г. № 1065, применяется в отношении сотрудников, прикомандированных к ФМС России, при представлении сотрудников органов внутренних дел и оформлении документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы.
Представление об увольнении направляется Министру внутренних дел Российской Федерации для принятия решения об увольнении. Расторжение контракта оформляется приказом ФМС России, территориального органа ФМС России.
Согласно приведенным нормативным актам, Федеральная миграционная служба на момент ее упразднения являлась самостоятельным федеральным органом исполнительной власти и не входила в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, а нормативные правовые акты МВД РФ, связанные с прохождением службы, применялись к сотрудникам, прикомандированным к ФМС России, с учетом установленных особенностей.
Соответственно, при увольнении сотрудников, прикомандированных к УФМС России, на ГУМВД России по Саратовской области не возлагалась обязанность предлагать истцам все вакантные должности, имеющиеся в ГУМВД России по Саратовской области, в соответствии с порядком, установленным при проведении организационно-штатных мероприятий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении.
При этом Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 не предусмотрено обязательное назначение прикомандированных сотрудников УФМС России на вновь созданные должности в органах внутренних дел.
В связи с упразднением ФМС России истец на законном основании был уведомлен об увольнении за два месяца, зачислен в распоряжение территориального органа ФМС России.
Учитывая, что на руководителей территориальных органов МВД РФ была возложена обязанность произвести комплектование должностей по новому штатному расписанию и принимая во внимание результаты проверочных мероприятий в отношении истца, согласно которым истец не рекомендован для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел (л.д.125), увольнение ФИО2 следует признать законным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В связи с тем, что факт незаконных действий ответчика в отношении истца не нашел своего подтверждения, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании среднего заработка за вынужденный прогул, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Саратовской области от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 <данные изъяты> - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: