Судья Ойдуп У.М. дело № 33-390/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 22 марта 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Бады-Сагаана А.В., Дулуша В.В.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску К. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии по старости, возобновлении доплаты к указанной пенсии по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по доверенности Х. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с указанным выше иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее – Минтруд Республики Тыва), ссылаясь на то, что с 22 мая 2012 года приостановлены осуществление доплаты к его трудовой пенсии на основании Указа Главы – Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 года № 145. О незаконности названного Указа он узнал в сентябре 2015 года, полагает, что ответчиком нарушены его права. С учетом уточнения заявленных требований просил суд взыскать с Минтруда Республики Тыва задолженность по доплате к трудовой пенсии в размере ** руб. ** коп., обязать Минтруд Республики Тыва возобновить осуществление выплаты с октября 2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Республики Тыва.
Решением суда иск удовлетворен частично. С Минтруда Республики Тыва в пользу К. взыскано ** руб. ** коп. в счет задолженности по доплате к трудовой пенсии, на Минтруд Республики Тыва возложена обязанность возобновить, начиная с 1 октября 2015 года выплату К. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва». В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Минтруда Республики Тыва Х. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, мотивируя доводы жалобы тем, что субъект Российской Федерации вправе реализовать полномочие по установлению лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы, дополнительных гарантий в виде денежных выплат при условии достаточного уровня наполнения бюджета собственными доходами. При недостаточности собственных средств бюджета введение новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счет средств федерального бюджета, если регион является дотационным, что не соответствует положениям бюджетного законодательства, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Решение суда в части возобновления спорных выплат с 1 октября 2015 года незаконно, поскольку нормативные правовые акты, предусматривавшие назначение спорных выплат, в настоящее время отменены.
В возражении на апелляционную жалобу К. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая решение суда законным.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также ст. 25 Закона Республики Тыва от 21 апреля 2006 года N 1739 ВХ-1 (в редакции, действовавшей на день возникновения спорных отношений) "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 21 апреля 2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" до момента его отмены Законом Республики Тыва от 22 июня 2015 года N 91-ЗРТ предусматривалось, что доплата к государственной пенсии государственных служащих сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
В соответствии с реестром государственных должностей Республики Тыва, утвержденным Законом Республики Тыва от 4 апреля 2011 года N 515 ВХ-1 "О Реестре государственных должностей Республики Тыва", должность депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, осуществляющего свои полномочия на постоянной профессиональной основе, была включена в перечень государственных должностей Республики Тыва.
Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации – это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К государственным должностям субъектов Российской Федерации относятся должности, указанные в Перечне типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381.
Статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяют свое действие на лиц, замещающих эти должности, с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Содержание части 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" во взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона указывает на то, что федеральный законодатель, определяя объемы и границы государственной службы, принципы построения и функционирования системы государственной службы, общие условия государственной службы, в том числе поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение, также исключил деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, и из сферы действия законодательства о государственной службе в Российской Федерации.
Причем это касается определения не только прав, обязанностей и правоограничений лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, но и определения условий осуществления их деятельности, в том числе материально-финансового обеспечения, предоставляемого им в течение срока их полномочий (ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и др.), но и в связи с прекращением полномочий.
В силу подп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
И коль скоро приведенные законоположения о компетенции субъекта Российской Федерации распространяются и на установление материально-финансовых гарантий деятельности лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе при прекращении ими служебных полномочий, то законодатель Республики Тыва не был лишен был возможности предусмотреть своим законом, иным нормативным актом материально-финансовую выплату лицам, замещающим государственную должность Республики Тыва, в случае истечения срока полномочий, отставки, ликвидации государственного органа республики или упразднения соответствующей государственной должности Республики Тыва за счет республиканского бюджета в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное ст. 39 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе – при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей – вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчета таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям ст. 39 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта Российской Федерации. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующего субъекта Российской Федерации, то он с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет государственным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами государственной власти субъектов Российской Федерации правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных служащих, в том числе и К.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с 8 октября 2006 года по 10 октября 2010 года К. занимал государственную должность **.
Решением Минтруда Республики Тыва от 17 ноября 2010 года № в соответствии с действовавшим на тот момент Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" (далее – Указ № 205) на основании решения государственного органа от 11 октября 2010 года № 1 истцу назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии с 11 октября 2010 года в размере ** руб. ** коп., которая составляла 75 % прежнего месячного денежного содержания истца.
Стороны не оспаривают тот факт, что прекращение с 22 мая 2012 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с введением Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 года N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" (далее – Указ № 145) дополнительных условий для назначения указанной выплаты, которым истец не соответствовал.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования К., суд первой инстанции исходил из того, что Указ № 145, принятый после назначения К. трудовой пенсии, не подлежит применению к спорным отношениям сторон, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, тогда как право на доплату к государственной пенсии у него возникло до вступления в законную силу Указа № 145.
С таким выводом судебная коллегия не согласна по следующим основаниям.
Как Указ № 205, так и Указ № 145 разграничивали основания для назначения и порядок расчетов доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва, а также лицам, занимавшим должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Ссылка суда первой инстанции на то, что Указ № 145 не должен распространяться на истца, поскольку в нем отсутствует указание об обратной силе нормативного правового акта и распространении его положений к ранее возникшим правоотношениям, не основана на законе.
Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением государственных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и государственным служащим носят длящийся характер, условия и порядок расчета получаемой истцом пенсии изменен на будущее время после издания органом государственной власти правового акта, направленного на обеспечение равенства лиц, замещавших государственные должности государственных служащих данного субъекта РФ независимо от момента назначения им указанной пенсии.
В контексте выше приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации судебная коллегия исходит из того, что применение Указа № 145 в настоящем деле возможно в силу права органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно регулировать отношения по определению размера доплаты к пенсии, оснований для их назначения и выплат. То есть к спорным правоотношениям применимо правило: старый нормативный акт отменяется принятием нового, и вновь принятый нормативный правовой акт может устанавливать новую норму, изменять, приостанавливать и даже отменять старую.
Согласно п. 1 Указа № 205, лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
При этом ежемесячная доплата к государственной пенсии указанным лицам устанавливалась в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от одного до трех лет – 55 процентов, свыше трех лет – 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
Указ № 205 утратил силу в связи с изданием Указа № 145, п. 1 которого было установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Этим же пунктом Указа закреплялось, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет – 55 процентов, свыше пятнадцати лет – 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 года N 511 «О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" утверждены: Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, Положение о Межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, и ее состав.
Пунктом 3 Постановления Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 года № 511 закреплялось, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, указанным в п. 2 настоящего Положения, устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет – 55 процентов, свыше пятнадцати лет – 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
С 12 июля 2015 года Указ № 145 утратил силу в связи с изданием Указа Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 года N 108 (публикация в газете "Тувинская правда", N 70, 2 июля 2015 года).
Судебная коллегия исходит из того, что право субъекта Российской Федерации на установление дополнительных гарантий бывшим государственным служащим не является безусловным, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться.
Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 65 БК РФ определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа ст.ст. 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и ст. 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) БК РФ следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
При этом содержание принципа самостоятельности бюджетов раскрывается в ст. 31 названного кодекса и означает в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
Порядок установления уровня расчетной бюджетной обеспеченности, который одновременно является объективным показателем социально-экономического положения субъекта Российской Федерации, а также основным критерием для определения нуждаемости субъекта в предоставлении ему из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности определен правовыми предписаниями БК РФ, п. 6 ст. 131 которого такой показатель определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации, исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
Исходя из изложенного, показатели уровня налоговых доходов субъекта на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются важными факторами, влияющими на показатель уровня бюджетной обеспеченности, в зависимости от которого определяется, как нуждаемость региона в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и размер указанных дотаций.
Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Федеральный законодатель, регламентируя вопрос об экономической основе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в абз. 6 п. 1 ст. 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", закрепил право органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, при недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, приведенные выше обстоятельства являются тем самым ограничительным фактором и элементом объективного критерия, подлежащего применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, и их размера после прекращения государственной службы.
Из законов об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва за 2013, 2014 годы следует, что в указанные периоды расходы республиканского бюджета превышали доходы.
Из приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 декабря 2010 года № 551 следует, что на 2011 года Республика Тыва вошла в перечень субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по отношению к объему собственных доходов превысила 60 %. С аналогичными показателями Республика Тыва вошла в аналогичный перечень на 2013, 2014 годы. На 2015, 2016 годы показатель превышения дотаций над республиканскими доходами составил более 40 %.
Судебная коллегия, проанализировав бюджетное законодательство Республики Тыва, отражающее основные показатели бюджета республики за период с 2013 по 2016 годы, приходит к заключению, что продолжительный период времени бюджет республики является дефицитным, при этом Республика Тыва относится к числу дотационных регионов Российской Федерации, в доходной части бюджетов которых доля межбюджетных трансфертов составляет свыше 40-60 процентов, в связи с чем республика ежегодно получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо дотаций, существенную долю доходной части бюджета также составляют федеральные субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств республики, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ.
Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности Республики Тыва, низкие показатели уровня социальной защищенности населения, а также приведенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что после отмены Указов № 205 и № 145, установленные ими дополнительные материальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва, не согласуются с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивают баланс частных и публичных интересов, и противоречат требованиям приведенного федерального законодательства.
Доводы жалобы о пропуске истцом сроков исковой давности судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку спорные правоотношения касаются реализации социальный гарантий и предполагают ежемесячные выплаты гражданам, на которые распространяется общий трехлетний срок исковой давности.
Поскольку решение судом первой инстанции принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Минтруда Республики Тыва, оно подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 декабря 2015 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
«Отказать в удовлетворении исковых требований К. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии по старости, возобновлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 марта 2016 года.
Председательствующий
Судьи