ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-391 от 28.03.2013 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-391                         Судья Алехина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2013 года                             город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Гавриловой Е.В.,

при секретаре Князевой С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ФИО1, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Донском Тульской области на решение Донского городского суда Тульской области от 13 ноября 2012 года по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Донском Тульской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В обоснование заявленных требований и уточнений к ним указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры в различных организациях здравоохранения и учреждениях социального обслуживания, работа в которых согласно Списку должностей, дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, а также иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

При обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Донском с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20, п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» получила отказ. При этом к зачету в специальный стаж не был принят период ее работы с 11 октября 1999 года по 12 июля 2012 года в должности медицинской сестры ГУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Донского» по тому основанию, что социальное учреждение не является лечебным. Кроме того, к зачету не были приняты периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в служебной командировке, в общий стаж работы не было засчитано время отпуска после командировки на остров Шпицберген, ответчиком незаконно не применен льготный порядок исчисления стажа работы за период работы в городской поликлиники г.Новомосковска с ДД.ММ.ГГГГ

Просила суд обязать ответчика произвести перерасчет трудового стажа в качестве медицинской сестры, поскольку весь период ее работы должны быть приняты исходя из льготного исчисления стажа как один год работы за 1 год 3 месяца и обязать ответчика назначить ей пенсию досрочно по выслуге лет с момента первого обращения к ответчику, с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель по ордеру адвокат Колесников Н.А. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представители Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Донском Тульской области по доверенностям ФИО3, ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признали, просили отказать в их удовлетворении. Считали правомерным отказ Пенсионного фонда, поскольку у истицы отсутствует достаточный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.

Решением Алексинского городского суда Тульской области от 13 ноября 2012 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Суд решил: обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области включить в специальный стаж ФИО1, дающей право на досрочное назначение пенсии, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ2г.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области включить в общий и страховой стаж ФИО1 период ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении требований о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии отказал.

В апелляционной жалобе Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области просит решение суда отменить в части включения спорных, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации, отпуска без сохранения заработной платы, периода работы в должности медицинской сестры в ГУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Донского», поскольку пенсионное законодательство не содержит норм, позволяющих включить в специальный стаж данные периоды.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить в той части в которой ей отказано, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии, включив спорные периоды в ее специальный стаж в льготном исчислении, поскольку суд неправильно истолковал закон подлежащий применению в данном случае, а также установил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия истицы ФИО5, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в силу положений статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы ФИО1, согласно представленного ордера адвоката Колесникова Н.А., представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области, согласно доверенности ФИО6, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.

В соответствии с представленными полномочиями Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, поименована должность медицинская сестра. Однако учреждение ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Донского» - отделение круглосуточного пребывания не предусмотрено.

Отсутствует такое учреждение и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года.

Из представленных материалов дела следует, что ФИО1 была принята 11 октября 1999 года в МУСОП «Уют» на должность медицинской сестры.

В связи со сменой собственника муниципальное учреждение социального обслуживания граждан «Уют» переименовано в Государственное учреждение Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Донского Тульской области», а впоследствии в Государственное учреждение Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Донского».

Письмом Министерства труда Российской Федерации от 5 января 2003 года № 30-ГК утверждена номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии с Номенклатурой учреждения социального обслуживания подразделяются на специализированные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексные учреждения социального обслуживания и иные учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также организации, находящиеся при них.

Отделение круглосуточного пребывания в данной Номенклатуре отсутствует, имеется отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, предназначенное для предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам на срок до 6 месяцев благоустроенного жилья, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, при необходимости медицинской помощи, а также организации их питания и досуга.

Анализ перечня учреждений социального обслуживания населения, указанного в Списке и Номенклатуре, показывает, что отделение круглосуточного пребывания Государственного учреждения Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Донского» в Список не включено.

Так, к учреждениям социального обслуживания, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, Списком отнесены: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; социальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.

Поскольку работа ФИО1 с 11 октября 1999 года по 12 июля 2012 года в Государственном учреждении Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Донского», отделении круглосуточного пребывания не является работой в учреждениях, поименованных в Списке, у суда первой инстанции не было достаточных оснований для включения этого периода в специальный стаж истца.

Государственное учреждение Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Донского» предназначено в соответствии с пунктом 1.2 Устава для предоставления государственных социальных услуг гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет) и инвалидам, нуждающимся в постоянной помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленное на поддержание их жизнедеятельности.

Предметом деятельности Учреждения является предоставление нестационарного и полустационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Отделение круглосуточного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов является структурным подразделением государственного учреждения Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Донского» и относится к отделению полустационарного типа, предназначенного для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставления им медицинской помощи (при наличии лицензии), организации питания, проживания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. (п.6.1 и 6.5 Устава)

Данное отделение не поименовано в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы.

Суждение суда первой инстанции о возможности установления судом тождественности функций учреждения социального обслуживания, в котором работала истица в спорный период, тому учреждению, которое поименовано в Списках (дом интернат для престарелых и инвалидов), с целью включения спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, судебная коллегия полагает ошибочным.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Из материалов гражданского дела следует, что муниципальное предприятие социального обслуживания «Уют» на основании постановления администрации Тульской области от 27 октября 2005 года № 768 «Об утверждении перечня муниципальных учреждений системы социальной защиты населения и муниципального имущества, принимаемых в собственность Тульской области» принято в собственность Тульской области на основании решения Муниципального Совета Донского муниципального образования № 53-5 от 17 декабря 2004 года «Об утверждении перечня объектов, передаваемых в государственную собственность Тульской области» реорганизовано в государственное учреждение Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Донского Тульской области», которое впоследствии на основании постановления правительства Тульской области от 30 ноября 2011 года № 214 «Об изменении типа государственных учреждений Тульской области на бюджетные» переименовано в Государственное учреждение Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Донского», куда и входит структурное подразделение – отделение круглосуточного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Следовательно, поименовав отделение в котором работала истица, уже после принятия Правительством Российской Федерации постановления № 781, которым и были утверждены Списки, отделением круглосуточного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, организаторы не отнесли его к учреждениям социального обслуживания, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии и которые поименованы в действующих Списках.

Суждение о том, что фактически выполнявшаяся истцом спорный период работа соответствовала функциональным обязанностям медицинского персонала в учреждениях социальной защиты населения, которые предусмотрены указанным Списком, нельзя признать правомерным, поскольку ранее действовавшее, так и действующее законодательство, равно как и пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года 3 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», не предусматривает возможности установления тождественности наименования одной должности другой, как и наименования одного учреждения другому. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество профессий, должностей, специальностей и учреждений, тем профессиям и учреждениям, имевшим ранее иные наименования, не предусмотренные Списками или Перечнем, наименованию должности и учреждению, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

Таким образом, вывод суда о тождественности характера работы и направленности деятельности отделения круглосуточного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов государственного учреждения Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Донского», такому учреждению, как дом-интернат для инвалидов и престарелых, с целью зачета спорных периодов в специальный стаж, противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Анализ норм пенсионного законодательства и обстоятельств дела, представленных доказательств, в том числе и должностной инструкции медсестры отделения круглосуточного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, по мнению судебной коллегии, позволяет полагать, что период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в Государственном учреждении Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Донского» не могут быть зачтены в специальный стаж.

При верном выводе о включении в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции неправомерно выделил их как самостоятельные требования при рассмотрении дела, указав в резолютивной части решения, при этом, отказав в признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

Самостоятельным материально-правовым требованием при рассмотрении настоящего дела является именно признание права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При оценке имеется ли у истца такое право или нет суд, устанавливая обстоятельства, проверяет спорные периоды на предмет, подлежат ли они зачету в специальный стаж, поскольку эти обстоятельства, как раз и являются юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении спора в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оценка и суждение по данным юридически значимым обстоятельствам высказывается судом в мотивировочной части решения. А в резолютивной части указывается материально-правовое требование рассматриваемое судом (о признании права) и способ его защиты (обязать назначить).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, при исключении спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственном учреждении Тульской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Донского» ФИО1 не имеет необходимого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в связи с чем, отсутствуют основания для признания за ней права на досрочную трудовую пенсию.    При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, как постановленное с нарушением норм материального права, а также ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, вследствие чего оно подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым ФИО1 отказать в удовлетворении исковых требований к Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.       

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Донского городского суда Тульской области от 13 ноября 2012 года отменить, постановить по данному делу новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

Председательствующий 

Судьи