Судья: Митюшкин В.В. Дело № 33-3911-2017 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
г. Курск 26 декабря 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Чупрыной С.Н.,
судей: Леонтьевой И.В., Ольховниковой Н.А.,
при секретаре: Бильдиной О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Чебуниной И.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Курске Курской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом,
поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 25 сентября 2017 года, которым с учетом определения Ленинского районного суда г. Курска года от 17 ноября 2017 года постановлено:
«Иск удовлетворить.
Признать за Чебуниной И.А. право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Курске Курской области назначить Чебуниной И.А. пенсию по старости в связи с проживанием в зоне с социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Курске Курской области в пользу Чебуниной Ирины Александровны расходы по оплате госпошлины в сумме 300 (триста) рублей».
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ Чебуниной И.А., ДД.ММ.ГГГГ, по достижении 53 лет отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ввиду не представления удостоверения, подтверждающего период проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения.
Не согласившись с данным решением, Чебунина И.А. обратилась в суд с иском, в котором, просила признать за ней право на назначение пенсии по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, обязать ответчика назначить ей пенсию с 8.03.2017г.; взыскать с ответчика в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
В обоснование иска указала, что с 30.09.1985г. по 11.03.1993г. она вместе с семьей проживала и была зарегистрирована в поселке городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины по <адрес>, в населенном пункте, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается представленными справками, в связи с чем в соответствии с положениями ст.ст. 34, 49 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на 2 года.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области просит решение суда отменить, как незаконное, в иске отказать, указывая, что истцом не представлено удостоверение или справка, подтверждающие период проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения, сведения об отнесении поселке городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области, извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Поскольку истцом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Чебуниной И.А. и ее представителя – адвоката Сергеевой С.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно положениям Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона - гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34).
Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер (ст. 11).
Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом (ст. 49).
В соответствии со ст. 2 Закона Украины от 8.02.1991г. № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» зона усиленного радиоэкологического контроля - это территория с плотностью загрязненности почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Ки/кв.км, или стронция от 0,02 до 0,15 Ки/кв.км, или плутония от 0,005 до 0,01 Ки/кв.км при условии, что расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов превышает 0,5 мЗв (0,05 бэр) в год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.
Согласно Дополнению №1 к Постановлению Кабинета Министров Украины № 106 от 23.07.1991г. по отнесению населенных пунктов к различным зонам радиоактивного загрязнения пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области Украины находится в границах территории зоны усиленного радиоэкологического контроля (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом).
Из материалов дела следует, что согласно справкам исполнительного комитета Деснянского поселкового совета Козелецкого района Черниговской области от ДД.ММ.ГГГГ№, Козелецкой районной государственной администрации Черниговской области от ДД.ММ.ГГГГ№, Управления социальной защиты населения Козелецкой районной государственной администрации Черниговской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Чебунина И.А. в период с 30.09.1985г. по 11.03.1993г. была зарегистрирована и проживала в пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области Украины по <адрес>; данный населенный пункт находится на загрязненной радионуклидами территории вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 23.07.1991г. № 106 относился к четвертой категории загрязнения – зоне усиленного радиоэкологического контроля по ДД.ММ.ГГГГ; Чебунина И.А. пользовалась льготами, предусмотренными Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 27, 28, 125).
Из поступившего на запрос суда первой инстанции ответа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, согласно Дополнению №1 к Постановлению Кабинета Министров Украины №106 от 23.07.1991г. по отнесению населенных пунктов к различным зонам радиоактивного загрязнения находится в границах территории зоны усиленного радиоэкологического контроля (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом).
Наименование указанной зоны радиоактивного загрязнения территории Украины исходя из плотности радиоактивного загрязнения соответствует наименованию, определенному статьей 11 Закона Российской Федерации от 5.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 100-101).
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст.ст. 11, 34, 49), Закона Украины от 8.02.1991г. № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (ст. 2), исходил из того, что согласно Дополнению №1 к Постановлению Кабинета Министров Украины № 106 от 23.07.1991г. по отнесению населенных пунктов к различным зонам радиоактивного загрязнения, пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, в котором истец проживала в период с 30.09.1985г. по 11.03.1993г., находился в границах территории зоны усиленного радиоэкологического контроля (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом), критерии определения которой на основании положений ст. 2 Закона Украины от 8.02.1991г. № 796-ХII соответствуют критериям определения зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, установленным в ст. 11 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1, в связи с чем, принимая во внимание, что истцом представлена справка, выданная по месту жительства на территории Украины, о проживании в зоне радиоактивного загрязнения, что соответствует основанию, по которому истец обратилась в Пенсионный фонд за реализацией права на досрочный выход на пенсию, связанному с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом, пришел к выводу о наличии у истца права на снижение пенсионного возраста на 2 года, потому удовлетворил заявленные исковые требования.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и нормах материального права.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Постановлениях от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства (Определение от 11 июля 2006 года № 403-О).
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что истцом не представлены удостоверение или справка, подтверждающие период проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения, а также сведения об отнесении поселка городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Как следует из представленных справок исполнительного комитета Деснянского поселкового совета Козелецкого района Черниговской области от ДД.ММ.ГГГГ№, Козелецкой районной государственной администрации Черниговской области от ДД.ММ.ГГГГ№, Чебунина И.А. в период с 30.09.1985г. по 11.03.1993г. была зарегистрирована и проживала в поселке городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, который согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 23.07.1991г. № 106 относился к четвертой категории загрязнения – зоне усиленного радиоэкологического контроля по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке Управления социальной защиты населения Козелецкой районной государственной администрации Черниговской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Черниговской областной государственной администрацией ДД.ММ.ГГГГ Чебуниной И.А. было выдано удостоверение пострадавшей от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, серия №, категория 4.
Статьей 49 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплено, что гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся, в частности, с территории Украины для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 7 вышеназванного закона устанавливает четыре зоны территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В статье 11 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом - это часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Статья 2 Закона Украины от 27.02.1991г. № 796-XII «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» также предусматривает четыре зоны территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы: зона отчуждения, зона безусловного (обязательного) отселения, зона гарантированного добровольного отселения, зона усиленного радиоэкологического контроля.
Четвертая зона усиленного радиоэкологического контроля установлена для территорий, где плотность загрязненности почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Ки/кв.км, или стронция от 0,02 до 0,15 Ки/кв.км, или плутония от 0,005 до 0,01 Ки/кв.км при условии, что расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов превышает 0,5 мЗв (0,05 бэр) в год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.
При этом согласно Дополнению №1 к Постановлению Кабинета Министров Украины № 106 от 23.07.1991г. по отнесению населенных пунктов к различным зонам радиоактивного загрязнения пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, в котором Чебунина И.А. была зарегистрирована и проживала с 30.09.1985г. по 11.03.1993г, находится в границах территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, поименованной данным нормативно-правовым актом как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
То обстоятельство, что в законодательстве Украины применены критерии зонирования, аналогичные показателям зон радиоактивного загрязнения, установленные Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1, позволяет сопоставлять зоны на территории Украины и Российской Федерации на основании положений вышеуказанного Закона и перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, и соответственно, отнести четвертую зону по законодательству Украины к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.
Как усматривается из ответа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ наименование указанной зоны радиоактивного загрязнения территории Украины исходя из плотности радиоактивного загрязнения соответствует наименованию, определенному статьей 11 Закона РФ от 5.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначил Чебуниной И.А. пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года за проживание в период с 30.09.1985г. по 11.03.1993г. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - в пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, потому доводы апелляционной жалобы об обратном, являются несостоятельными.
Таким образом, доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: