ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3915/2014 от 20.01.2015 Курганского областного суда (Курганская область)

  Судья Гладкова Н.А.                                         Дело № 33-93/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

 судьи-председательствующего Софиной И.М.,

 судей Фроловой Ж.А., Фоминой А.И.,

 при секретаре судебного заседания Гончар О.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 20 января 2015 года гражданское дело по иску Ротачева В.Б. к Администрации Куртамышского района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет доплаты к пенсии,

 по апелляционной жалобе Ротачева В.Б. на решение Куртамышского районного суда Курганской области от <...>, которым постановлено:

 В исковых требованиях ФИО1 к Администрации Куртамышского района о признании незаконным распоряжения Главы Куртамышского района Курганской области от <...>. № л/с « О перерасчете размера доплаты к государственной пенсии Ротачеву В.Б.» и возложении обязанности произвести ему перерасчет доплаты к государственной пенсии с учетом стажа муниципальной службы <...> лет <...> месяца и <...> день, отказать.

 Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, пояснения истца Ротачева В.Б. и его представителя Смирнова А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Администрации Куртамышского района Курганской области Булатовой Г.В., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

       установила:

 Ротачев В.Б. обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации
Куртамышского района Курганской области о признании распоряжения главы
Куртамышского района от <...> № л/с о перерасчете размера доплаты к
государственной пенсии недействительным и возложении обязанности на
Администрацию Куртамышского района произвести ему перерасчет доплаты к
государственной пенсии с учетом стажа муниципальной службы в размере <...> лет <...>
месяца и <...> день. В ходе рассмотрения дела Ротачев В.Б. изменил исковые требования.

 В обоснование исковых требований указал, что ответчик незаконно
произвел ему перерасчет доплаты к государственной пенсии, снизив определенный
ему стаж муниципальной службы до <...> лет <...> месяцев и <...> дней. Ранее, согласно протоколу комиссии № от <...> и распоряжения главы Куртамышского района от
<...> № л/с его стаж был определен <...> лет <...> месяца и <...> день. По причине
снижения стажа муниципальной службы ему назначена доплата в значительно меньшем
размере. Ссылаясь на ч.1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации полагал, что ответчик незаконно применил Положение о порядке оформления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии, принятым после назначения ему соответствующей доплаты. Законом Курганской области от 26.09.2008 №396 «О внесении
изменений в Закон Курганской области от 30.05.2007 №251 «О регулировании
отдельных положений муниципальной службы в Курганской области», действующим на момент назначения ему данной доплаты к пенсии, в стаж
муниципальной службы засчитывались периоды работы, которые были ранее включены
в установленном порядке. При назначении доплаты в стаж муниципальной службы ему были включены все периоды его работы на руководящих должностях. При перерасчете доплаты к пенсии из периодов работы на должности председателя колхоза «Родина», директора ТОО «Родина», директора Куртамышского сыродельного завода были включены в стаж муниципальной службы только <...> лет, в связи с чем стаж муниципальной службы уменьшился. При стаже <...> лет <...> месяца <...> день доплата составляет <...> руб. <...> коп., а при стаже <...> лет <...> месяцев <...> дня – <...> руб. <...> коп., разница в сумме доплаты составила <...> руб.

 С учетом измененных исковых требований просил суд признать распоряжения главы Куртамышского района от <...> № л/с «О перерасчете размера доплаты к
государственной пенсии Ротачеву В.Б.» незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет доплаты к государственной пенсии с учетом стажа муниципальной службы в размере <...> лет <...> месяца и <...> день с <...>.

 В судебном заседании Ротачев В.Б. исковые требования поддержал, просил назначить ему доплату к пенсии в размере <...> руб. <...> коп. Пояснил, что с <...> он был назначен начальником управления сельского хозяйства Куртамышского района, которое в <...> было переименовано в управление сельского хозяйства администрации Куртамышского района. Затем в <...> он был переведен заместителем главы администрации Куртамышского района. Решением комиссии по уточнению стажа работы от <...> ему в стаж работы государственной службы было зачтено время нахождения на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня госслужбы, время работы в колхозе «Родина» и Куртамышском сыродельном заводе. Всего в стаж работы государственной службы было включено <...> лет, <...> месяцев и <...> дней. <...> ему была назначена пенсия по старости. В <...> он был уволен из Администрации Куртамышского района по собственному желанию и с того времени находится на пенсии. При увольнении в <...> решением комиссии по установлению стажа работы, дающей право на получение доплаты к пенсии, ему был определен стаж муниципальной службы в размере <...> лет <...> месяцев и <...> дня. В данный страж было включено время прохождения службы в армии по призыву в двойном размере, время работы в колхозе «Родина» председателем, в Куртамышском сыродельном заводе директором и работа в администрации Куртамышского района. На основании решения указанной комиссии, распоряжением главы Куртамышского района ему была назначена доплата к пенсии в размере <...> руб. <...>. Данную доплату он получал до <...>. Распоряжением от <...> № №с главы Куртамышского района, в связи с перерасчетом, ему был установлен размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии за муниципальную службу в Куртамышском районе с <...> в размере <...> руб. <...> коп. С данным распоряжением не согласен, так как при определении указанной суммы доплаты ему был определен стаж муниципальной службы только в размере <...> лет <...> месяцев и <...> дней. В стаж включено время его работы в колхозе «Родина» и Куртамышском сыродельном заводе только в размере <...> лет. Просит указанное распоряжение главы администрации Куртамышского района признать незаконным и обязать администрацию Куртамышского района произвести перерасчет доплаты к государственной пенсии, включив в стаж муниципальной службы все периоды работы в колхозе «Родина» и сыродельном заводе.

 Представитель администрации Куртамышского района Булатова Г.В. с исковыми требованиями Ротачева В.Б. не согласилась. Пояснила, что действительно в период устройства истца начальником управления сельского хозяйства в <...> решением комиссии по уточнению стажа размер стажа муниципальной службы истцу был определен <...> <...> месяцев и <...> дней. Из расчета указанного стажа истцу производилась надбавка к должностному окладу за выслугу лет. Действительно в указанный стаж были включены период службы в армии по призыву в двойном размере, работа председателем колхоза «Родина» и директором Куртамышского сыродельного завода. Периоды работы председателем колхоза и директором завода были включены в стаж Ротачеву В.Б. незаконно, с целью заинтересовать истца в работе. По заявлению истца <...> комиссией по установлению стажа работы, дающего право на получение доплаты к пенсии, был пересмотрен стаж муниципальной службы для доплаты к пенсии -неработающему пенсионеру Ротачеву В.Б. и определен в размере <...> лет <...> месяца и <...> дней. Ранее комиссия ошибочно включила в стаж весь период работы Ротачева В.Б. председателем колхоза «Родина» и директором Куртамышского сыродельного завода, хотя данные виды деятельности не относятся к муниципальной, государственной службе и могли быть зачтены в стаж только в размере не более <...> лет. На основании указанного стажа истцу была назначена доплата к пенсии в сумме <...> руб. <...> коп. В <...> решением Куртамышской районной Думы № был изменен порядок определения доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления. Ротачев В.Б. <...> обратился с заявлением в администрацию Куртамышского района о перерасчете доплаты. После того, как истец предоставил все необходимые документы, в том числе и справку о периодах муниципальной службы, в которой весь период работы в должности председателем колхоза «Родина» и директором Куртамышского сыродельного завода не указан периодом, включаемым в муниципальную службу. Решением комиссии по рассмотрению вопросов об установлении или перерасчету ежемесячной доплаты к государственной пенсии за муниципальную службу было решено произвести перерасчет размера доплаты к государственной пенсии, который составит <...> руб. <...> коп. Распоряжением главы Куртамышского района от <...> № л/с данная доплата была установлена. Полагает, что доплата к государственной пенсии истцу была назначена в соответствии с законодательством Курганской области.

 Судом постановлено изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Ротачев В.Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, в обоснование приводит доводы, изложенные ранее в суде первой инстанции. Дополнительно указывает, что в судебном заседании ответчиком было представлено распоряжение от <...> № л/с «О доплате к государственной пенсии за муниципальную службу Ротачеву В.Б.», которое вынесено на основании протокола № комиссии по рассмотрению вопросов об установлении и перерасчете ежемесячной доплаты к государственной пенсии за муниципальную службу Администрации Куртамышского района от <...>, не соответствующее содержанию указанного протокола.

 В возражениях Администрация Куртамышского района, считая решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.

 В суде апелляционной инстанции истец Ротачев В.Б. и его представитель Смирнов А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в суде первой инстанции.

 Представитель ответчика Администрации Куртамышского района Курганской области Булатова Г.В. поддержала доводы возражений относительно доводов апелляционной жалобы, считала, что оснований для отмены решения суда не имеется.

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 В силу ст. 45 Устава Куртамышского района муниципальным служащим Куртамышского района является, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств бюджета Куртамышского района.

 Должности муниципальной службы Куртамышского района устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным законом Курганской области.

 Требования к должностям муниципальной службы определяются решением Куртамышской районной Думы в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

 Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

 В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет.

 Такое пенсионное обеспечение, согласно п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего права государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

 Часть 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

 Полномочия по реализации гарантий пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, возложено федеральными законами на органы местного самоуправления, которые вправе самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим, в том числе и ежемесячные доплаты.

 Доплата при наличии у муниципального служащего определенного стажа муниципальной службы является дополнительным обеспечением бывших муниципальных служащих, предоставляемым им за счет средств бюджетов муниципальных образований помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях.

 Из материалов дела следует, что с <...> по <...> Ротачев В.Б. работал в должности председателя колхоза «Родина»(в дальнейшем реорганизованного в ТОО «Родина», ЗАО «Родина»), с <...> по <...> работал директором Куртамышского сыродельного завода, с <...> истец был назначен начальником Куртамышского управления сельского хозяйства, которое в <...> переименовано в Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования - Куртамышский район, в <...> переименовано в Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования Куртамышский район. <...> Ротачев В.Б. переведен заместителем главы администрации Куртамышского района, руководителем управления сельского хозяйства. <...> уволен по собственному желанию, что подтверждается трудовой книжкой истца.

 С <...> истец является пенсионером, что подтверждается пенсионным удостоверением.

 Из Протокола заседания комиссии по уточнению стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет № от <...> следует, что стаж работы Ротачева В.Б. определен - <...> <...> месяцев <...> дней, в связи с чем определена надбавка за выслугу лет в размере <...>%. В стаж работы были включены периоды - служба в Вооруженных Силах СССР в двукратном размере и работа председателем колхоза и директором сыродельного завода. Данная надбавка установлена распоряжением - Администрации Куртамышского района от <...> № л/с.

 Согласно протокола заседания комиссии по установлению стажа работы, дающего право на получение доплаты к пенсии № от <...>, было принято решение о пересмотре стажа муниципальной (государственной) службы для доплаты к пенсии, в том числе и Ротачеву В.Б. В стаж муниципальной (государственной) службы были включены -служба в Вооруженных Силах СССР по призыву в двукратном размере, работа председателем колхоза, директором сыродельного завода и работа в администрации Куртамышского района. Всего определено стажа <...> лет <...> месяца <...> день.

 Распоряжением главы Куртамышского района от <...> № л/с утвержден данный протокол, Ротачеву В.Б. установлена ежемесячная доплата к пенсии за муниципальную службу в Куртамышском районе с <...> в размере <...> руб. <...> коп.

 Решением Куртамышской районной Думы от <...> № было утверждено новое Положение о доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района.

 Указанным Положением определен круг лиц имеющим право на получение доплаты к пенсии, определен порядок начисления доплат.

 Пункт 2 ст. 3 Положения предусматривает, что стаж работы либо стаж муниципальной службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курганской области.

 В соответствии с п.1 ст.4 Положения ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается по заявлению лица, претендующего на эту доплату, решением руководителя соответствующего органа местного самоуправления Куртамышского района.

 Ст. 5 Положения предусматривает, что расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии производятся за счет средств бюджета Куртамышского района.

 В соответствии с решением Куртамышской районной Думы от <...> № Администрацией Куртамышского района было принято Постановление от <...> № об утверждении положения о порядке оформления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района.

 Согласно п. 4 раздела 2 данного Положения перерасчет размера доплаты к пенсии производится только на основании заявления. К заявлению должна быть приложена в том числе справка о периодах муниципальной службы и иных периодах замещения должностей, включаемых в стаж работы (муниципальной службы) для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

 В силу п. 8 раздела 3 рассмотрение обращения возлагается на Комиссию по рассмотрению вопросов об установлении или перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии за муниципальную службу Администрации Куртамышского района. Порядок осуществления доплаты и перерасчет выплаты к государственной пенсии производится сектором бухгалтерского учета и отчетности (п.1 раздела 4).

 Как установлено судом, истец <...> обратился в вышеуказанную комиссию с заявлением о перерасчете доплаты к пенсии, представив справку о стаже муниципальной службы от <...>. Согласно которой стаж муниципальной службы Ротачева В.Б. установлен <...> лет <...> месяцев <...> дня. В данный стаж включены следующие периоды: служба в рядах Вооруженных Сил СССР в двукратном размере, всего <...> лет <...> месяца <...> дней; период работы в Администрации Куртамышского района <...> лет <...> месяцев <...> дней и период работы в колхозе «Родина» и на сыродельном заводе <...> лет.

 Согласно Протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов об установлении или перерасчету ежемесячной доплаты к государственной пенсии за муниципальную службу Администрации Куртамышского району № от <...>, было принято решение произвести перерасчет ежемесячной доплаты к государственной пенсии Ротачеву В.Б., установив размер доплаты с <...> в размере <...> руб. <...> коп.

 В соответствии с данным решением комиссии распоряжением главы Куртамышского района от <...> № л/с Ротачеву В.Б. была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за муниципальную службу с <...> в размере <...> руб. <...> коп.

 Истец, не оспаривая порядок определения доплаты к государственной пенсии, выражает несогласие с тем, что доплата ему установлена из расчета муниципального стажа <...> лет <...> месяцев <...> дня. Полагает, что установленный ему при увольнении в <...> стаж муниципальной службы не может быть уменьшен, поскольку приведет к нарушению его прав на увеличение доплаты к государственной пенсии.

 Суд первой инстанции правомерно не принял данные доводы истца, указав, что на момент, когда истцу была назначена доплата к государственной пенсии Распоряжением Главы Куртамышского района от <...> в связи с увольнением истца на пенсию, действовал Закон Курганской области от 30.05.2007 №251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области». Данный закон вплоть до внесения изменений Законом Курганской области от 26.09.2008 №396, не предусматривал включения в стаж муниципальной службы периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях.

 Законом Курганской области от 26.09.2008 №396 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О регулировании отдельных полномочий муниципальных служащих в Курганской области» было принято приложение 2 к Закону, в котором в п.10 было предусмотрено, что в стаж муниципальной службы могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей по занимаемой (замещаемой) должности муниципальной службы в соответствии с должностной инструкцией. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет. Указанные периоды включаются в стаж на основании решения комиссии по исчислению стажа муниципальной службы. Указанная норма не носит обязательный характер.

 При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при определении стажа муниципальной службы истцу при увольнении и уходе на пенсию в <...> комиссия по исчислению стажа муниципальной службы ошибочно включила в стаж муниципальной службы Ротачеву В.Б. все периоды работы его в качестве председателя колхоза «Родина» и директора сыродельного завода, поэтому при рассмотрении его заявления о пересмотре установленного размера доплаты к государственной пенсии была учтена представленная истцом справка о периодах государственной, муниципальной службы и в стаж муниципальной службы включено только <...> лет из периодов работы истца в качестве председателя колхоза и директора сыродельного завода, согласно действующего на тот момент законодательства Курганской области.

 Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, полагая, что суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Ротачеву В.Б.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что ч. 3 ст. 2 Закона Курганской области от 26.09.2008 № 396 предусматривалось, что ранее установленный стаж муниципальной службы не может быть пересмотрен и снижен, не принимается судебной коллегией, поскольку ранее действовавшее законодательство не предусматривало включение в стаж муниципальной службы периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, включение данных периодов работы истца на момент его работы в Администрации Куртамышского района было произведено с нарушением действовавшего на тот момент законодательства.

 Кроме того, доплата к пенсии была назначена истцу в период действия Закона Курганской области от 26.09.2008 № 396, поэтому при ее назначении включение периодов работы должно было производиться в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

 Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 28.05.2009 № 698-О-О законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушает.

 Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.

 Учитывая, что финансирование доплат к пенсии осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответственных муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии муниципальным служащим.

 Учитывая вышеизложенное судебная коллегия считает, что установленный распоряжением главы Куртамышского района от <...> № л/с размер доплаты к государственной пенсии не ухудшает материальное положение истца, поскольку превышает ранее установленный размер доплаты к пенсии, перерасчет размера доплаты к государственной пенсии истца произведен ответчиком в соответствии с действующим законодательством, поэтому оснований для признания распоряжения главы Куртамышского района от <...> № л/с «О перерасчете размера доплаты к
государственной пенсии РотачевуВ.Б.» незаконным не имеется, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

 Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Куртамышского районного суда Курганской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Судья-председательствующий: Софина И.М.

 Судьи: Фомина А.И.

 Фролова Ж.А.