ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3916/2016 от 25.02.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. № 33-3916/2016 Судья: Демидова О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Кудасовой Т.А.

судей

ФИО1, Подгорной Е.П.

при секретаре

ФИО2

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 февраля 2016 года гражданское дело № 2-4448/2015 по апелляционной жалобе Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2015 года по иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А., объяснения представителя ответчика Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга – ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца – прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга ФИО4, возражавшей против доводов апелляционной жалобы,

У С Т А Н О В И Л А:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, в котором просит обязать ответчика в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга на <дата> устранение свалки между земельными участками №... (кадастровый номер №...) и №...кадастровый номер №...) в районе пересечения улицы <адрес> и обязать в 90-дневный срок момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по вышеуказанному адресу.

В обоснование заявленных требований природоохранный прокурор Санкт-Петербурга указал, что в результате проведенной проверки исполнения ответчиком в пределах своей компетенции действующего законодательства в сфере обращения с отходами, была выявлена свалка строительных и бытовых отходов, площадью 7 000 кв.м, расположенная между земельными участками №... (кадастровый номер №...) и №... (кадастровый номер №...) в районе пересечения улицы <адрес>

Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2015 года исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены. Судом постановлено обязать администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга на <дата> устранение свалки между земельными участками №... с кадастровым номером №... (поворотные точки: <...>, долгота <...>, широта - <...>, и <...>, долгота - <...>, широта - <...>) и №... с кадастровым номером №... (поворотные точки: <...>, долгота <...> широта <...> и <...>, долгота <...>, широта <...>) в районе пересечения улицы <адрес>, обязать администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления между земельными участками №... с кадастровым номером №... (поворотные точки: <...>, долгота <...>, широта - <...>, и <...>, долгота -<...>, широта - <...>) и №... с кадастровым номером №... (поворотные точки: <...>, долгота <...>, широта <...> и <...>, долгота <...>, широта <...>) в районе пересечения улицы <адрес>

В апелляционной жалобе ответчик Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга просит решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2015 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального права.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции третье лицо Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 74), ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга совместно с УЭБ и ПК ГУ МВД России по Санкт-Петербургу в <дата> была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления, в результате проведения которой на территории общего пользования Пушкинского района между земельными участками №... (кадастровый номер №...) и №... (кадастровый номер №...) в районе пересечения улицы <адрес> была выявлена свалка; информация о свалке неоднократно направлялась в администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга, однако ответов о принятых мерах по ликвидации свалки из администрации не поступило.

Из акта от <дата>, представленного администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга, усматривается, что по указанному выше адресу располагается несанкционированная свалка отходов производства и потребления (грунт, строительные отходы, твердые бытовые отходы, промышленные отходы).

Указанная свалка не включена в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территориях общего пользования Пушкинского района Санкт-Петербурга ни на <дата>, ни на <дата>, что представителем ответчика не оспаривалось.

Статьей 42 Конституции РФ гарантировано право каждому на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии с п. 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года № 1078, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

Согласно нормам указанного выше Положения задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).

Для реализации данных задач администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.

Согласно п. 3.4.75 Положения администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Пунктом 6.3 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга № 196-р от 15 февраля 2001 года «Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления» на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.

Таким образом, учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у администрации района имеется обязанность по уборке вышеуказанной территории, поскольку данный участок является землей общего пользования и администрацией, призванной в силу ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проводить государственную политику Санкт-Петербурга и осуществлять государственное управление на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга, не исполнены возложенные на нее обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории района.

Работы по очистке территории зеленых насаждений общего пользования от несанкционированной свалки обязана организовать администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга в силу п.п. 2.4.4, 13.4.64 и 3.4.68 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, указанного выше, согласно которым, к полномочиям администрации района в сфере городского хозяйства, жилищной политики Санкт-Петербурга, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта, энергетики, текущего ремонта и содержания дорог и дорожного строительства в соответствии с компетенцией Администрации, в том числе относится:

- участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении;

- контроль уборки территорий района, обеспечение благоустройства, соблюдение чистоты и порядка на территории района;

- координация деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.

В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом времени, необходимого для обязания ответчика включить в адресную программу по ликвидации свалок отходов, устранение свалки, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обязании ответчика включить в адресную программу по ликвидации свалок отходов, устранение свалки в течение 10 дней с момента вступления определения судебной коллегии в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что к его компетенции не относится ни организация работ по ликвидации несанкционированных свалок, ни организация сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание в силу следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Статьей 19 Закона Санкт-Петербурга от 27 ноября 2013 года № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утвержден Перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга, согласно приложению 23.

Пунктом 7.2 Приложения 23 к Закону Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены расходные обязательства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Исходя из указанных норм, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, законодателем Санкт-Петербурга возложена на внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание следующее.

Положениями подп. 13 п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» установлено, что к вопросам местного значения муниципальных образований относится в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда, т.е. органы местного самоуправления не возлагаются обязанности по проведению работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.

С учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов (строительные отходы (грунт, строительный мусор), твердые бытовые отходы, промышленные отходы), судебная коллегия полагает, что именно на администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга возложена обязанность по организации работ по ликвидации свалки, так как категория вышеуказанных отходов не является бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления, а также не являются промышленными отходами, относящимися к 1, 2, 3 классам опасности, сбор, вывоз, переработка и утилизация которых организуется Комитетом по природопользованию.

Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.

С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2015 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи