ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3917 от 17.09.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

дело № 33 - 3917 судья Чеботарева Т.А. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Кулакова А.В., Харитоновой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балашовой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

17 сентября 2019 года

по докладу судьи Кулакова А.В.,

дело по апелляционным жалобам Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа Тверской области и представителя ФИО2 по доверенности ФИО3 на решение Кашинского городского суда Тверской области от 02 июля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Кашинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 5 августа 2016 г. «О предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО2 земельного участка по адресу: <адрес>

Признать незаконным и отменить постановление Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 3 ноября 2016 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>

Признать недействительным заключенный между Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области и ФИО2 договор аренды от 1 декабря 2016 г. земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>

Признать недействительным заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации Кашинского района и ФИО2 договор купли-продажи от 28 ноября 2018 г. земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>

Применить последствия недействительности ничтожных сделок, договора аренды земельного участка от 1 декабря 2016 г. и договора купли-продажи земельного участка от 28 ноября 2018 г. путём возврата каждой из сторон всего полученного по сделкам, а именно, Комитету по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа возвратить ФИО2 денежную сумму в размере 5267 руб. 00 коп., а ФИО2 возвратить в распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>

Данное решение является основанием для исключения из ЕГРН соответствующих сведений.

В удовлетворении заявленных требований в части признания отсутствующим право собственности ФИО2 на хозяйственную постройку площадью 10 кв.м., с кадастровым , расположенную по адресу: <адрес> - отказать.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Кашинского городского округа Тверской области государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей».

Судебная коллегия

установила:

Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о применении в отношении земельного участка общей площадью 900 кв.м., с кадастровым , с разрешённым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, последствий недействительности ничтожных сделок: договора купли-продажи от 28 ноября 2018 года земельного участка, заключенного между ФИО2 и Комитетом по управлению имуществом администрации Кашинского района Тверской области, обязании ФИО2 возвратить земельный участок в распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа, считая ФИО2 арендатором указанного земельного участка, а Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа Тверской области - арендодателем земельного участка, обязании Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа вернуть ФИО2 денежную сумму в размере 5267 рублей, являющуюся выкупной ценой земельного участка; договора аренды от 01 декабря 2016 года земельного участка, заключённого между Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области и ФИО2, путем обязания арендатора ФИО2 возвратить земельный участок в распоряжение арендодателя в лице Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа; признании незаконным и отмене постановления Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 05 августа 2016 года «О предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО2 земельного участка по адресу: <адрес>»; признании незаконным и отмене постановления Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 03 ноября 2016 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>»; признании отсутствующим права собственности ФИО2 на хозяйственную постройку площадью 10 кв.м., кадастровый номер , расположенную по адресу: <адрес>.

В обоснование исковых требований указано, что 23 мая 2016 года между Администрацией Кашинского района Тверской области и Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области было заключено соглашение о взаимодействии при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. 24 июня 2016 года в Администрацию Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области обратился ФИО2 с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка в аренду сроком на 20 лет площадью 900 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>

При проверке данных, имеющихся в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации Кашинского района Тверской области, прокурором установлено, что информация о размещении извещения о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, в 2016 году отсутствует.

Постановлением Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 05 августа 2016 года принято решение о предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО2 испрашиваемого земельного участка. Этим же муниципальным нормативным правовым актом постановлено ФИО2 обеспечить проведение работ по образованию испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка.

ФИО2 на спорном земельном участке, не отведённом в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, создана хозяйственная постройка площадью 10 кв.м.

В судебном заседании прокурор Шубина А.И. исковые требования поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом администрации Кашинского городского округа Тверской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал.

В судебном заседании ответчик ФИО2, его представитель ФИО3, третье лицо ФИО5 исковые требования не признали.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Управление Росреестра по Тверской области, председатель реорганизационной комиссии ФИО6, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Кашинского городского округа Тверской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа Тверской области ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано на несогласие с выводом суда о том, что ответчиками не были выполнены требования п./п. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, из буквального содержания которого следует, что извещение о предоставлении земельного участка в аренду подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка или размещению на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При рассмотрении дела было установлено, что извещение о предоставлении ФИО2 земельного участка было размещено на информационных стендах поселения, а также на сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, утвержденном Постановлением Правительства РФ. Администрация Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области своего сайта не имела, поэтому соответствующее извещение опубликовать на сайте не имела возможности. Тем самым порядок информирования неопределенного круга лиц о предполагаемом предоставлении земельного участка нарушен не был.

Указание в п. 3.5 соглашения о взаимодействии на обязанность Комитета по управлению имуществом размещать извещения о предоставлении земельного участка на официальном сайте уполномоченного органа в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» носит шаблонный характер, поскольку такая обязанность действующим в то время законодательством применительно к спорным правоотношениям предусмотрена не была. При этом податель жалобы полагал, что нельзя однозначно утверждать, что такое извещение не было размещено на официальном сайте муниципального образования «Кашинский район», поскольку данный сайт постоянно обновляется и информация, на нем размещенная, могла быть удалена как неактуальная.

В жалобе также выражено несогласие с выводом суда о признании Постановления Администрации Фарафоновского сельского поселении Кашинского района Тверской области от 03 ноября 2016 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка» незаконным и его отмене, поскольку данное постановление принято с целью образования спорного земельного участка и чьих-либо прав, в том числе неопределенного круга лиц, не нарушает.

По мнению подателя жалобы, данное требование суду следовало рассмотреть в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, поскольку его принятие не привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, однако, суд ошибочно посчитал возможным рассматривать его в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО3 просил изменить обжалуемое решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, применив последствия пропуска срока исковой давности.

В обоснование апелляционной жалобы, повторяя доводы возражений и пояснений стороны ответчика ФИО2 в суде первой инстанции, податель жалобы полагал, что выводы суда о том, что извещение о предоставлении земельного участка не должно было быть опубликовано на официальном сайте РФ в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» основаны на неверном толковании п./п. 1 п. 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.

Прокурором, по мнению подателя жалобы, не представлены допустимые доказательства, подтверждающие отсутствие размещения информационного извещения о предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, в тоже время суду были представлены доказательства, подтверждающие размещение извещения в порядке, установленном для официального опубликования, предусмотренном п./п. 1. п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, поэтому указанный порядок нарушен не был.

Прокурором также не доказано наличия нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Выводы суда о неприменении срока исковой давности по требованиям прокурора, поскольку спорный договор аренды является недействительной ничтожной сделкой, по мнению подателя жалобы, основаны на неправильном применении судом норм материального права, так как договр аренды является оспоримой сделкой.

Податель жалобы считал, что судом необоснованно отклонены доводы ФИО2 о том, что он является добросовестным приобретателем, между тем, в ходе судебного заседания установлено и не опровергнуто какими-либо доказательствами, что в действиях ответчика ФИО2 присутствуют признаки добросовестного приобретателя спорного имущества.

На апелляционные жалобы и.о. межрайонного прокурора А.А. Фоминым поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении жалоб Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа Тверской области и представителя ФИО2 по доверенности ФИО3 без удовлетворения, решения Кашинского городского суда Тверской области - без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик ФИО2 и его представитель ФИО3 доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.

В заседании судебной коллегии участвующий в деле прокурор Голодкова А.А. возражала относительно удовлетворения апелляционных жалоб.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду установлен статьей 39.6 Земельного кодекса РФ и по общему правилу предполагает проведение торгов в форме аукциона.

В силу п./п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ закреплено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, и при отсутствии предусмотренных п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.

В соответствии с п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в извещении о предоставлении земельного участка указываются: информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка и другая информация.

В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Из материалов дела усматривается, что 24 июня 2016 года ФИО2 обратился в Администрацию Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 20 лет земельного участка площадью 900 кв.м. по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства с приложением схемы расположения земельного участка.

Постановлением Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 05 августа 2016 года предварительно согласовано предоставление ФИО2 в аренду сроком на 20 лет земельного участка площадью 900 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства из земель населённых пунктов по адресу: <адрес>, с утверждением схемы его расположения на кадастровом плане территории.

Из материалов дела также усматривается, что на территории Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области решением Совета депутатов Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 11 мая 2016 года № 13 утверждены Правила землепользования и застройки части территории Фарафоновского сельского поселения Кашинского района, в соответствии с которыми к полномочиям сельского поселения отнесено, в том числе, предоставление физическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения.

В соответствии с п. 3.5 названного соглашения Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского района Тверской области в двухнедельный срок готовит проекты постановлений Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области о предоставлении земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка; о заключении договора аренды земельного участка на новый срок, проекты договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования; либо готовит проекты уведомлений отказов в предоставлении зышеуказанных земельных участков. В случаях, требующих опубликования извещения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского района обеспечивает подготовку проекта извещения о предоставлении земельного участка в соответствии с нормами земельного законодательства. Проект извещения направляется в уполномоченный орган местного самоуправления. Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского района обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов Уставом поселения по месту нахождения земельного участка, и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу п. 11 ст. 39 Устава МО Фарафоновское сельское поселение Кашинского района Тверской области официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем размещения полных текстов актов на информационных стендах Фарафоновского сельского поселения, размещенных в здании администрации Фарафоновского сельского поселения, д. Фарафоновка, д. Маринино, д. Борихино, п. Стулово, д. Зеленцыно в трехдневный срок. Тексты муниципальных правовых актов могут размещаться на официальном сайте муниципального образования «Кашинский район» в сети Интернет.

Администрация Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области реорганизована путем присоединения к Администрации Кашинского городского округа, при этом правопреемником Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского района Тверской области является Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа.

Удовлетворяя частично исковые требования и признавая незаконными и подлежащими отмене постановления Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области, а также недействительными договоры аренды и купли-продажи спорного земельного участка, применяя последствия их недействительности (ничтожности), суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия доказательств размещения извещения о предоставлении земельного участка на информационных стендах Фарафоновского сельского поселения, определенных Уставом сельского поселения для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Установив, что спорный земельный участок был предоставлен в аренду в нарушение п./п. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ без предварительного информирования населения, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что последующее предоставление его в собственность ФИО2 также является незаконным, в связи с чем обоснованно признал недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка от 28 декабря 2018 года и применил последствия недействительности ничтожных договоров аренды и купли-продажи путем возврата каждой из сторон всего полученного по сделкам, а именно: возвратив ФИО2 денежную сумму в размере 5267 рублей, а также возвратив в распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа земельный участок с кадастровым .

Судебная коллегия не имеет оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, основаны на доказательствах, изложенных в решении, и соответствуют правовому регулированию спорных правоотношений.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, материалы дела не содержат доказательств соблюдения требований п./п. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области и Комитетом по управлению имуществом Администрации Кашинского района Тверской области при размещении извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе.

Так, из сообщения Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа от 15 апреля 2019 года следует, что сведения об опубликовании извещения о предоставлении спорного земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Уставом Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области путём размещения на информационных стендах в здании Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области отсутствуют; сведения о размещении извещения о предоставлении спорного земельного участка на официальном сайте уполномоченного органа Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области отсутствуют по причине отсутствия у него такого сайта.

При этом архивный отдел Администрации Кашинского городского округа в письме от 09 апреля 2019 года сообщил суду об отсутствии в архиве журнала регистрации размещения муниципальных правовых актов Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области на информационных стендах за 2016 год.

Сами по себе показания свидетелей ФИО и ФИО1 бывших работников администрации сельского поселения, о том, что текст извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе по заявлению ФИО2 о предоставлении земельного участка был размещен на информационных стендах, в отсутствии текста такого извещения и журнала регистрации размещения муниципальных правовых актов, в котором бы фиксировалось размещение извещение на всех информационных стендах сельского поселения, нельзя признать допустимыми и достоверными доказательствами соблюдения порядка обнародования муниципальных правовых актов.

Из скриншотов официального сайта Администрации Кашинского городского округа (kashin.info) по вкладке «Имущество» следует, что размещение извещений о предоставлении земельных участков осуществлялось в этом разделе с 15 января 2016 года, при этом сведения о размещении извещения в отношении заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка на указанном сайте отсутствуют.

Доводы апелляционных жалоб о том, что требования п./п. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ об информировании населения о предоставлении земельного участка были исполнены путём публикации соответствующего извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.torgi.gov.ru), основаны на неверном толковании п. 19 ст. 39.11, п./п. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, которые не предусматривают в рассматриваемом споре обязательности размещения извещения о предоставлении земельного участка на официальном сайте Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Приведенной норме корреспондируют положения п. 11 ст. 39 Устава МО Фарафоновское сельское поселение Кашинского района Тверской области и п. 3.5 соглашения о взаимодействии между Администрацией Кашинского района Тверской области и Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предусматривающие опубликование муниципальных правовых актов Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области на официальном сайте муниципального образования «Кашинский район» в сети Интернет.

Таким образом, извещение о предоставлении земельного участка должно было быть опубликовано в соответствии с требованиями земельного законодательства и уставом сельского поселения на всех информационных стендах сельского поселения и на официальном сайте муниципального образования «Кашинский район» в сети Интернет в связи с отсутствием официального сайта у Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, поданной представителем ФИО3, ответчиками в условиях состязательности и равноправия судебного процесса в суд не представлено относимых и допустимых доказательств, опровергающих доводы прокурора в части неразмещения информации о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования и размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который предусматривается положениями Земельного кодекса РФ и иными нормативными актами.

Доводы апелляционной жалобы представителя ФИО3 о пропуске прокурором срока исковой давности не влекут отмену вынесенного по делу решения, поскольку основаны на неверном понимании и толковании норм действующего законодательства.

В силуп. 1 ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.

Поскольку спорные постановления, договоры аренды и купли-продажи земельного участка являются недействительными в силу ничтожности, как принятые и заключенные с нарушением требований земельного законодательства и посягающие на публичные интересы, постольку трехлетний срок исковой давности предъявления иска в суд в рассматриваемом случае прокурором пропущен не был.

Не являются основанием к отмене обжалуемого решения доводы апелляционной жалобы представителя ФИО3 о добросовестности ФИО2, поскольку примененные судом первой инстанции последствия недействительности ничтожных сделок по аренде и последующему выкупу земельного участка в виде возврата каждой из сторон всего полученного по сделкам соответствуют закону, фактическим обстоятельствам дела.

Принимая во внимание, что оспариваемое прокурором постановление Администрации Фарафоновского сельского поселении Кашинского района Тверской области от 03 ноября 2016 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка» повлекло возникновение у ФИО2 гражданских прав и обязанностей в отношении спорного земельного участка, суд первой инстанции правомерно рассмотрел указанное требование прокурора в порядке гражданского судопроизводства, поэтому судебная коллегия отклоняет доводы апелляционных жалоб о необходимости рассмотрения данного требования в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Отсутствуют основания соглашаться и с доводами жалобы представителя ФИО3 о том, что ФИО2 вправе в силу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ выкупить спорный земельный участок как собственник объекта недвижимости, поскольку доказательств тождественности земельного участка, предоставленного в аренду для ведения личного подсобного хозяйства и выкупленного ФИО2, земельному участку, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости, материалы дела не содержат, поэтому принятое решение прав ФИО2 как собственника объекта недвижимости не нарушает.

Фактически в апелляционных жалобах повторяются доводы, которые были приведены ответчиками в обоснование возражений на исковое заявление прокурора в суде первой инстанции, и являлись предметом судебного рассмотрения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, применимых к спорным правоотношениям, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется, в связи с чем не являются основанием для отмены решения суда в обжалуемой части, выводы которого соответствуют положениям действующего законодательства, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

Доводов относительно незаконности решения суда в части отказа прокурору в признании отсутствующим права собственности ФИО2 на хозяйственную постройку апелляционные жалобы не содержат, поэтому на основании ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения в указанной части судебной коллегией не проверяется.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кашинского городского суда Тверской области от 02 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа Тверской области и представителя ФИО2 по доверенности ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Буланкина

Судьи А.В. Кулаков

В.А. Харитонова