Судья – Прохоров А.Ю. Дело <№...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2022 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Сибятулловой Л.В.,
судей Таран А.О., Волошиной С.Г.,
по докладу судьи Таран А.О.,
при ведении протокола помощником судьи Щербиной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Великотского А. А. к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании наличия ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта,
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Яшкова В.Л. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30 августа 2021 года,
заслушав доклад судьи Таран А.О. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции, доводах жалобы, отзыва на жалобу, судебная коллегия
установила:
Великотский А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании наличия ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта.
В обоснование требований указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...> общей площадью 1749 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного в <Адрес...>.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в границах запретной зоны военного объекта.
17.02.2016г. в ЕГРН внесено ограничение прав (реестровый номер границы в ЕГРН 23:00-6.274) на земельный участок с кадастровым номером <№...>
Между тем, как отмечает истец, земельный участок с кадастровым номером <№...> на котором расположен полигон, находится на значительном удалении (более 600 метров) от земельного участка с кадастровым номером <№...>
По мнению истца наложение ограничения прав на земельный участок произошло вследствие ошибки в данных, предоставленных федеральными органами исполнительной власти для межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель, действующей в соответствии с пунктами 16, 17 «Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2014г. №405.
Как следует из публичной кадастровой карты, запретная зона нанесена внутри границ земельных участков, где рядом не установлена запретная зона, что указывает на допущенную техническую ошибку со стороны уполномоченных органов Минобороны, принявших решение об установлении запретной зоны на части земельного участка истца. Указанная зона нанесена без оформления выезда на местность и составления графических документов, без фактического обоснования, т.е. внутри массива участков (на участки, расположенные рядом, ограничения не вводились), что создает существенные затруднения в использовании участка по целевому назначению. Из общей площади участка в 1749 кв.м. запретной зоной занято 1119 кв.м.
Истец обратился в установленном порядке в уполномоченные органы Минобороны для получения информации о том, что послужило основанием к такому решению, а также для разрешения вопроса об устранении ошибки.
В ответе № 141/3/12-15591 от 28.11.2019г. ФГКУ «Северо-кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ сообщило о том, что решение о необходимости установления Саратовского лесничества Министерства обороны принято на заседании межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель в отношении военных объектов 08.10.2015г. в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» № 405 от 05.05.2014г., материалы для принятия решения были подготовлены ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны, которое является правообладателям земельного участка <№...>, истцу также было разъяснено о необходимости обратиться в Управление лесного хозяйства и природопользования Минобороны.
В свою очередь, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» (далее - ФГКУ «УЛХИП») Министерства обороны сообщило истцу, что решение принималось на основании правоустанавливающих документов - госакт №А-1 <№...> и материалов лесоустройства. Также учреждение сообщило, что в их распоряжении отсутствуют какие-либо сведения и документы о согласовании Минобороны образованного земельного участка <№...>, и передачи его из состава земель обороны иным собственникам, а также судебные решения по данному вопросу с участием Минобороны. По мнению Учреждения, отсутствуют и правовые основания для рассмотрения вопроса по существу.
С доводами уполномоченных органов Минобороны истец не согласился, что послужило основанием для обращения в суд с исковыми требованиями, согласно которым, с учетом последующих уточнений, Великотский А.А. просил суд признать наличие ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта на земельный участок с кадастровым номером <№...> в местоположении границ запретной зоны (запретная зона военного объекта - Саратовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, учетный номер 23.00.2.208 (реестровый номер границы в ЕГРН <№...>) внесена в ЕГРН 17.02.2016г.), решение об установлении которой принято Министерством обороны РФ, в ведении которого находится военный объект, повлекшей реестровую ошибку в сведениях ЕГРН, и исправлении указанной ошибки в сведениях о зоне с особыми условиями в порядке, установленном действующим законодательством, то есть органом, уполномоченным на принятие решения об установлении запретной зоны (Министерством обороны РФ), с последующим направлением установленных действующим законодательством документов в целях осуществления кадастрового учёта изменений запретной зоны.
Обжалуемым решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30.08.2021г. исковые требования Великотского А.А. к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании наличия ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта удовлетворены.
Суд признал наличие ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта на земельный участок с кадастровым номером <№...> в местоположении границ запретной зоны (запретная зона военного объекта - Саратовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, учетный номер <№...> (реестровый номер границы в ЕГРН <№...> внесена в ЕГРН 17.02.2016г.) решение об установлении принято Министерством обороны Российской Федерации, в ведении которого находится военный объект, повлекшей реестровую ошибку в сведениях ЕГРН.
Возложил обязанность на орган, уполномоченный на принятие решения об установлении запретной зоны - Министерство обороны Российской Федерации исправить допущенную ошибку в сведениях о зоне с особыми условиями в порядке, установленном действующим законодательством, с последующим направлением установленных действующим законодательством документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в целях осуществления кадастрового учета изменений запретной зоны.
С указанным решением не согласился представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Яшков В.Л. и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу Великотский А.А. полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Дудин С.А., Подшибякин П.И., участвующие по средствам видеоконференц-связи с Кировским районным судом г. Ростов-на-Дону, поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Великотского А.А. по доверенности Панченко А.А. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом посредством направления судебных извещений. Данное извещение судебная коллегия считает заблаговременным.
Начальник Саратовского лесничества МО РФ филиала ФГКУ «УЛХиП» МО РФ Бекчян В.С. представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя лесничества.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как подтверждается материалами дела, Великотский А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, общей площадью 1749 кв.м, расположенного в <Адрес...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН <№...>.
Из документов ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» отдел по г. Новороссийску за исх. <№...> в части, касающейся объектов и земельного участка с кадастровым номером <№...> расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, тракторный парк, следует, что согласно представленной топографической съемки и технической документации местоположение земельного участка определяется ранее как земли сельхоз назначения, где располагался тракторный парк, до 2016 года на участке располагались объекты недвижимости - здания и сооружения (литер А, Б, В), что усматривается из схемы земельного участка, технического паспорта на тракторный парк.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в границах запретной зоны военного объекта, согласно ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» № 405 от 05.05.2014 г. 28.04.2016г. в ЕГРН внесено ограничение прав на земельный участок с кадастровым номером <№...>.
Как усматривается из выписки ЕГРН (раздел 4.1), существуют ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» № 405 от 05.05.2014г.
Указанный участок после регистрации ограничения прав на земельный участок вошел в границы запретной зоны военного объекта - Саратовское лесничество Министерства обороны РФ, в пределах которой, согласно вышеуказанному Постановлению № 405 от 05.05.2014г., запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Применительно к земельному участку с кадастровым номером <№...>, принадлежащему истцу, запретная зона установлена на 1119 кв.м. от общей площади участка, которая составляет 1749 кв.м.
В соответствии с нормами ст. 55 ГПК РФ, одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов.
Согласно ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
В рамках рассмотрения гражданского дела, в силу положений ст. 79 ГПК РФ определением районного суда по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «НЭК».
Согласно заключению эксперта <№...> от 09.07.2021г. установлено, что конфигурация границ по сведениям ЕГРН запретной зоны военного объекта - Саратовского лесничества Министерства обороны, тип зоны: Запретная зона при военном складе, <№...>, индекс: Краснодарский край, реестровый (учётный) номер и дата его присвоения: 23:00-6.274, дата присвоения 2016-02-16, совпадает с конфигурацией границ земельного участка площадью 4049,37 гектаров войсковой части 68194 города Новороссийска Краснодарского края, согласно сведениям, содержащимся в Плане землепользования войсковой части 68194 к Государственному акту на право пользования землей А-1 <№...> от 27.04.1983г. В связи с чем эксперт пришел к выводу, что возможно сведения o границах запретной зоны были внесены в ЕГРН на основании сведений, содержащихся в Плане землепользования войсковой части 68194 к Государственному акту на право пользования землей А<№...>. на земельный участок, площадью 4049,37 гектаров.
Кроме того, в результате проведенного исследования эксперт пришел к выводу, что согласно сведениям, содержащимся в Постановлении Правительства РФ от 05.05.2014г. <№...> «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» и «Положении об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (утвержденным Постановлением Правительства РФ т 05.05.2014 г. №405) для земельного участка с кадастровым номером <№...>4, по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, расположенного за пределами границ «земель населенных пунктов», внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
Каких-либо данных о ширине запретной зоны, о величине расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, стороной ответчика представлено не было.
Экспертом установлено, что имеет место несоответствие местоположения (координат поворотных точек границ) Зоны с особыми условиями использования территории: наименование зоны (территории) по документу: Запретная зона военного объекта - Саратовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, тип зоны: Запретная зона при военном складе <№...>, индекс: Краснодарский край, реестровый (учётный) номер и дата его присвоения: <№...> дата присвоения 2016-02-16, от (координат поворотных точек) границ по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером <№...> по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>. Основные несоответствия в размеры данных несоответствий варьируются от 41,03 м до 605,04 метров.
Экспертом отмечено, что сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером <№...>, по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, были внесены в ЕГРН без учёта сведений о размерах и конфигурации границ земельного участка площадью 4049,37 га Войсковой части <№...> г. Новороссийска Краснодарского края, содержащихся в Плане Землепользования войсковой части <№...> к Государственному Акту на право пользования землей А-1 <№...> от 27.04.1983г.
Учитывая изложенное, эксперт пришел к выводу, что в сведениях ЕГРН о границах запретной зоны военного объекта - Саратовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, тип зоны: Запретная зона при военном складе, <№...>, индекс: Краснодарский край, реестровый (учётный) номер и дата его присвоения: 23:00-6.274, дата присвоения 2016-02-16, содержится реестровая ошибка в части описания местоположения границ данной зоны.
По смыслу положений ст. 86 ГПК РФ экспертное заключение является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования, тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи с чем, законодателем в ст. 67 ГПК РФ закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы.
В положениях ч. 3 ст. 86 ГПК РФ отмечено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами.
Судебной коллегией усматривается из материалов дела, что отвод территории земельного участка к территории ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в границах которого расположен спорный земельный участок произведен Министерству обороны Российской Федерации на основании правоустанавливающих документов на основании государственного акта А-1 <№...>.
Вышеуказанная территория входит в границы Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации и поставлена на государственный кадастровый учет и установлена категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Спорный земельный участок, расположенный в границах лесничества Министерства обороны Российской Федерации, исключён из состава земель лесного фонда Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 г. №135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» и передан Министерству обороны Российской Федерации в целях постоянного использования для нужд обороны, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры.
На территории Саратовского лесничества установлена зона с особыми условиями использования территорий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны Страны», сведения о местоположении границ которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение об установлении запретных зон лесничеств Министерства обороны Российской Федерации принималось с учётом нормативно-правовых актов и материалов лесоустройства.
Решение о необходимости установления запретной зоны Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации принято на заседании межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиям использования земель в отношении военных объектов от 08.10.2015г. в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 г. №405 «Об установлении запретных и иных сон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны Страны».
Участки лесов, расположенные в границах лесничеств Минобороны России исключены из состава земель лесного фонда Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» (далее - Постановление № 135) и переданы Минобороны России в целях постоянного использования их для нужд обороны, в том числе и на территории города Новороссийска Краснодарского края в соответствии со сводным актом, утвержденным совместным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России и Министерства обороны Российской Федерации «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны воинским формированиям или другим организациям Минобороны России» переданы Саратовскому военному лесхозу.
Границы участков лесов, переданных Минобороны России, определены в результате проведения лесоустройства (ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации), материалы лесоустройства переданы Минобороны России в соответствии с п. 8 Постановления № 135.
Границы запретной зоны Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, содержащих графическое описание местоположения границ данной зоны с указанием перечня координат характерных точек этих границ в системе координат были установлены на основании решения межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом, судебная коллегия обращает внимание, что сведения о границах запретной зоны Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, являющиеся приложением к указанному решению межведомственной комиссии, истцом в установленном законом порядке не оспаривались.
Так, "запретная зона” была установлена на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
Именно на основании вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации было определено в срок до 01.06.2014г. образовать в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, межведомственную комиссию по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и утвердить регламент ее работы.
Данным постановлением Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации установлено до 31.12.2015г. осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
Во исполнение требований вышеуказанного постановления не Министерством обороны Российской Федерации, а межведомственной комиссией по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации был определен ряд земельных участков, принадлежащих Российской Федерации и используемых Вооруженными Силами Российской Федерации, куда вошёл земельный участок с кадастровым 23:47:0103036:4, который был передан ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не учтены требования Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее по тексту - Положение) утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее по тексту - Постановление №405).
Именно вышеуказанное Положение определяет порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
В свою очередь постановление Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 (вместе с "Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны") устанавливает законодательное правовое значение "запретная зона" - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размешен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Целями установления запретных зон являются обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация); защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
При этом на территории земельного участка с кадастровым номером 23:47:0103036:4, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, размещен военный объект.
Кроме того, в силу требований п. 7 вышеназванного Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, установлено, что для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу требований п. 8 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, установлено, что внешняя граница зоны охраняемого военного объекта устанавливается на расстоянии, не превышающем 2 километров от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина зоны охраняемого военного объекта определяется с учетом норм электромагнитной совместимости и помехозащищенности оборудования, эксплуатируемого на военном объекте. Зона охраняемого военного объекта не устанавливается, если ее внешняя граница совпадает с границей запретной зоны.
Положениями п. 9 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, установлено, что граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру: на расстоянии, не превышающем 400 метров, - для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горюче-смазочные материалы.
Пунктом 9.1 Положения установлено, внешняя граница специальной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 400 метров от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра, за исключением внешних границ ранее установленных специальных зон.
Пунктом 16 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, определено, что решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
В состав межведомственной комиссии входят должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федераций, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства.
К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.
Согласно п. 24 вышеназванного Положения основаниями для принятия решения об упразднении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта являются перепрофилирование, изменение характеристик военного объекта, послуживших основанием для установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также передислокация или ликвидация военного объекта.
Основанием для принятия решения об изменении границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта является перепрофилирование или изменение характеристик военного объекта, послуживших основанием для установления этих зон.
Решение об изменении границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимается в порядке, предусмотренном настоящим Положением для их установления.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что спорный земельный участок был отнесен к территории "запретная зона" на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
При этом установление запретной зоны было определено не Министерством обороны Российской Федерации, а Правительством Российской Федерации.
Границы запретной зоны Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, содержащие графическое описание местоположения границ данной зоны с указанием перечня координат характерных точек этих границ в системе координат были установлены на основании решения межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вместе с тем, эти сведения о границах запретной зоны Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, являющиеся приложением к указанному решению межведомственной комиссии, истцом не оспаривались, и под сомнение им не ставятся, данное решение межведомственной комиссии не подвергалось судебной проверке в порядке административного судопроизводства в соответствии с правилами подсудности, закрепленными в ст. 19 КАС РФ.
Также судебная коллегия обращает внимание, что установление ограничения прав на спорный земельный участок не лишает истца возможности владеть, пользоваться и распоряжаться им в соответствии с видом разрешенного использования по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.
Между тем, каких-либо доказательств невозможности получения такого согласования в рамках данного гражданского дела истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются неправильными, поскольку районным судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неверно применены нормы материального права.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, разрешая заявленные требования, судебная коллегия, оценив представленные по делу доказательства, пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении исковых требований Великотского А.А. к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании наличия ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30 августа 2021 года – отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Великотского А. А. к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании наличия ошибки в виде наложения «запретной зоны» военного объекта – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: Л.В. Сибятуллова
Судьи: А.О. Таран
С.Г. Волошина