Судья Мекюрдянов Д.Е. 33-3919/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 04 октября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Васильевой В.Г.
судей Громацкой В.В.
Матвеевой М.К.
при секретаре Егоровой Т.Н.
с участием:
прокурора Слепцовой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 на решение Якутского городского суда РС(Я) от 18 августа 2017 года по делу по иску заместителя прокурора г.Якутска в интересах многодетной семьи ФИО2 к ООО ЖКХ «Строительное» об обязании установить скидку по оплате коммунальных услуг, которым
постановлено:
Обязать ООО ЖКХ «Строительное» установить 30% скидку за коммунальные услуги семье ФИО2 по адресу: .......... с 28 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г.Якутска в интересах семьи ФИО2 обратился в суд с иском к ООО ЖКХ «Строительное» о возложении обязанности установить 30% скидку по оплате коммунальных услуг, мотивируя требования тем, что Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предусмотрен ряд льгот, в том числе скидка в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. Порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом, не разработаны. ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении его семье указанной скидки, в чем ему было отказано.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель ответчика ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое об отказе удовлетворении иска. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что законных оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению скидки по оплате коммунальных услуг не имеется, так же как и оказания социальной поддержки многодетным семьям.
В суд апелляционной инстанции от заместителя прокурора г.Якутска поступило заявление об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу.
Прокурор Слепцова В.В. поддержала заявление прокурора об отказе от иска и прекращении производства по делу.
В соответствии с ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо не заявит об отказе от иска.
В соответствии со ст.326.1 ГПК РФ отказ от иска возможен в апелляционном суде.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным частями 2 и 3 ст.173 ГПК РФ.
Поскольку от ФИО2, являющегося материальным истцом по данному делу, не заявлено об отказе от иска, соответственно, судебная коллегия, принимая отказ прокурора от иска, продолжает рассмотрение дела по существу.
Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО2 и М. состоят в зарегистрированном браке, имеют троих детей: П., _______ года рождения, С., _______ года рождения, С., _______ года рождения.
Согласно удостоверению № ... от 27.03.2017 г., выданному Управлением социальной защиты населения и труда г.Якутска, семья П-вых имеет статус многодетной.
Супруги П-вы имеют на праве общей совместной собственности жилое помещение по адресу: .........., где зарегистрированы и проживают, производят оплату за коммунальные услуги. Управляющей компанией, обслуживающей указанный многоквартирный дом, является ООО ЖКХ «Строительное».
24 апреля 2017 г. ФИО2 обратился к ответчику о предоставлении скидки по оплате коммунальных услуг, как многодетной семье.
Письмом ответчика от 24 апреля 2017 года № ... истцу было отказано в предоставлении скидки по оплате коммунальных услуг.
Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Суд первой инстанции, руководствуясь данным нормативным актом, пришел к выводу об обоснованности предъявленных к ответчику требований истца о предоставлении указанной скидки по оплате коммунальных услуг.
Судебная коллегия не может согласится с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.2 Закона РС (Я) от 17.12.2008 года «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)» семья П-вых имеет статус многодетной. Так, указанным законом установлено, что многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет.
В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ст.76 Конституции РФ).
Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (пункт 4 статьи 1 Закона).
Подпунктом 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из положений абз.3 ч.1 ст.85 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от б октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Приведенные выше нормы свидетельствуют, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в связи с чем в Республике Саха (Якутия) принят Закон РС(Я) от 17.12.2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)», который определил категорию семей, относящихся к многодетным, а также установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) семей (ст.17 Закона).
Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Проанализировав приведенные выше нормы, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда не имелось законных оснований для возложения на ООО ЖКХ «Строительное» обязанности по предоставлению истцу льготы в виде скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование коммунальными услугами.
ООО ЖКХ «Строительное» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий, в том числе по предоставлению истцам скидки по оплате отопления, холодного водоснабжения, газа, электроэнергии.
ООО ЖКХ «Строительное» не относится к органам государственной власти, на нем не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям и не реализует государственные полномочия, предусмотренные законодательством.
Кроме того, следует отметить, что в настоящее время имеется механизм реализации государственных полномочий по предоставлению скидки по оплате коммунальных услуг, осуществляемый Службой адресных субсидий на ЖКУ.
При этом не каждая многодетная семья является получателем скидки. Предоставление льгот на оплату жилья и коммунальных услуг оформляется в Службе адресных субсидий на ЖКУ при условии, если плата за ЖКУ составляет более 20% совокупного дохода семейного бюджета. Среднедушевой доход многодетной семьи определяется согласно Федеральному закону от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Таким образом, ООО ЖКХ «Строительное» не безосновательно отказал ФИО2 в предоставлении льготы, а разъяснил действующий порядок и механизм реализации, при соблюдении которого истцы вправе претендовать на получение льготы.
При таких обстоятельствах, исходя из заявленных оснований и предмета иска исковые требования удовлетворены быть не могут. Решение суда первой инстанции об удовлетворении иска не соответствует закону и является необоснованным, в связи с чем подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ заместителя прокурора г.Якутска от исковых требований, заявленных в интересах ФИО2 к ООО ЖКХ «Строительное» об обязании установить скидку по оплате коммунальных услуг, разрешить дело по существу.
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2017 года по данному делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ООО ЖКХ «Строительное» об обязании установить 30% скидку по оплате коммунальных услуг, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий: В.Г. Васильева
Судьи: В.В. Громацкая
М.К. Матвеева