ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3926/2014 от 28.10.2014 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

  Судья Ибрагимова Е.А. Дело № 33-3926/2014

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  город Ульяновск 28 октября 2014 года

  Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

  председательствующего Королёвой А.В.,

  судей Логинова Д.А. и Кинчаровой О.Е., 

  при секретаре Колчиной М.В.

  рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 июля 2014 года, по которому постановлено:

  Заявление Главы администрации города Ульяновска удовлетворить.

  Признать незаконным предписание об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области №6 от 13.05.2014г.

  Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., пояснения представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Бормотова К.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации города Ульяновска Кормилицыной С.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

  У С Т А Н О В И Л А:

  Администрация города Ульяновска обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предписания Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности от 13 мая 2014 года №6.

  Заявление мотивировала тем, что 13 мая 2014 года в администрацию города Ульяновска поступили акт контроля за соблюдением органом местного самоуправления градостроительной деятельности №15 и предписание №6 об устранении нарушений по данному акту, в котором содержалось требование в срок до 30 мая 2014 года отозвать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером *** по ул.Р*** в Ленинском районе г.Ульяновска.

  Администрация города Ульяновска с указанным предписанием не согласна, поскольку градостроительный план на данный участок был выдан П*** В.Ю. в соответствии с требованиями статей 44, части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ к порядку выдачи и составу градостроительного плана земельного участка и содержанию чертежа. Действующее законодательство не требует обязательного указания на чертеже градостроительного плана объектов капитального строительства, расположенных на смежных земельных участках. Кроме того, у администрации города Ульяновска отсутствуют полномочия запрашивать материалы топографической съемки на земельный участок, в связи с чем не было возможности отобразить на чертеже градостроительного плана земельного участка границы строящегося на соседнем участке сооружения. В разделе 2.2.4 градостроительного плана было указано о необходимости разработать проект многоквартирного жилого дома с учетом требований к расстоянию между проектируемым и существующими жилыми домами, при условии соблюдения норм инсоляции и освещенности, в соответствии с противопожарными требованиями.

  Разрешение на строительство на указанном земельном участке выдано П*** В.Ю. в строгом соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Заявителем были представлены все необходимые документы, в том числе положительное заключение негосударственной экспертизы. Местные нормативы градостроительного проектирования не затрагивают вопросы технического регулирования и не устанавливают технические регламенты, в связи с чем не относятся к обязательным требованиям к проектированию объектов капитального строительства жилого назначения. Законодательством не предусмотрено право администрации города Ульяновска на проверку представленной заявителем проектной документации, поскольку администрация не относится к числу лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида. Кроме того, исходя из части 10 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ в судебном порядке может быть оспорено только отрицательное заключение экспертизы проектной документации и лишь застройщиком или техническим заказчиком.

  Рассмотрев дело по существу, суд постановил приведенное выше решение.

  В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области просит решение отменить. Жалоба мотивирована тем, что Министерство осуществляет полномочия по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с частью 2 статьи 8.1 Градостроительного кодекса РФ на основании постановлений Правительства Ульяновской области, устанавливающих порядок осуществления полномочий в указанной сфере деятельности.

  В ходе внеплановой проверки по обращению жителей города Ульяновска было установлено, что на земельном участке по ул.Р*** в г.Ульяновске, принадлежащем П*** В.Ю., ведется строительство 6-этажного жилого дома с нарушением требований градостроительного плана и технических регламентов. Данный строящийся дом расположен по отношению к строящемуся жилому дому по ул.Р***, *** торцевым фасадом, в связи с чем минимальный разрыв между ними должен составлять 10 метров. Вопреки требованиям градостроительного плана на земельный участок, расстояние между проектируемым домом и домом по ул. Р***, *** сокращено до 7 метров в отсутствие расчета соблюдения норм инсоляции и освещенности. Таким образом, администрация города Ульяновска должна была отказать в выдаче П*** В.Ю. разрешения на строительство на основании пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку представленная заявителем проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана на земельный участок. В силу пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, проверяет соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Считает, что наличие в отношении проектной документации положительного заключения негосударственной экспертизы не освобождает администрацию города Ульяновска от проведения указанной проверки.

  Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

  В соответствии со статьей 8.1 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 2.17 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее по тексту - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 22 октября 2013 года № 454-П, Министерство наделено полномочием по контролю за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области законодательства о градостроительной деятельности.

  В силу части 3 статьи 8.1 Градостроительного кодекса РФ должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны:

  направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

  В силу части 1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ к ведению муниципальных образований в области градостроительства относится выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости.

  По смыслу частей 1 и 12 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

  Согласно части 12 статьи 51 Кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

  Участвующими в деле лицами не оспаривается, что при обращении в администрацию для получения разрешения на строительство П*** В.Ю. был представлен полный пакет документов, установленный статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. При этом проектная документация, согласно заключению негосударственной экспертизы ООО «Н***-технический центр «Промбезопасность-Оренбург!%», соответствовала градостроительному плану земельного участка.

  Требуя отзыва разрешения на строительство, Министерство указало на то, что администрация города не проверила проектную документацию на соответствие градостроительному плану, и, соответственно, у администрации не было оснований для выдачи разрешения на строительство.

  Давая оценку предписанию Министерства, а также доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что статьей 51 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено такое устранение нарушений градостроительного законодательства, как отзыв разрешения на строительство.

  Предписание не содержит в себе ссылки на норму закона, которая бы предусматривала возможность либо обязанность отзыва выданного разрешения на строительство.

  В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства не смог назвать норму закона, которая бы предусматривала возможность (право, обязанность) отзыва разрешения на строительство.

  При этом также следует учесть, что на основании выданного разрешения на строительство застройщик реализует свое право, и на момент, когда Министерство посчитало выявленным нарушение в области градостроительной деятельности со стороны органа местного самоуправления, застройщик мог осуществить строительство объекта недвижимости.

  В связи с этим отзыв разрешения на строительство при наличии неоконченного объекта строительства не является актом восстановления чьих-либо нарушенных прав и интересов.

  Как следует из материалов дела, между П*** В.Ю. и владельцами недвижимости по ул.Р*** *** имеют место споры, разрешавшиеся в судебном порядке, инициаторами обращения в суд с исками являлись обе стороны спора.

  Так, непосредственно перед вынесением Министерством оспариваемого предписания граждане Х*** О.Ю., К*** В.А., Б*** О.Б., С*** А.Ю. обращались в Ленинский районный суд г.Ульяновска с иском к администрации г.Ульяновска, П*** В.Ю. о признании недействительным разрешения на строительство.

  Министерством при выдаче предписания данное обстоятельство учтено не было.

  Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, так как Министерством был избран способ контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (требование об отзыве разрешения на строительство), не предусмотренный Градостроительным кодексом РФ.

  При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда не имеется.

  Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

  О П Р Е Д Е Л И Л А :

  Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

  Председательствующий

  Судьи: