дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 30 мая 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Ившиной Т.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Кумпееве Ч.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу П.Ю.В. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 06 марта 2019 года по гражданскому делу по иску П.Ю.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя П.Ю.В. – С.И.Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УФСИН России по Оренбургской области ФСИН России – М.М.Ф., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
П.Ю.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний России по Оренбургской области (далее по тексту – УФСИН России по Оренбургской области) об оспаривании отказа от 16 октября 2018 г. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в котором указала, что она, как сотрудник уголовно-исполнительной системы Оренбургской области, подала в УФСИН России по Оренбургской области документы о принятии её на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Решением комиссии УФСИН России по Оренбургской области от 16 октября 2018 г. ей отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как она намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Считает, что комиссией не были учтены обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении вопроса об ухудшении условий, а именно, что на момент её регистрации и проживания по адресу: (адрес) было зарегистрировано 7 человек, в связи с чем на одного члена семьи приходилось менее 15 квадратных метров жилой площади. На момент заключения в 2003 году договора найма указанного жилого помещения в нём было зарегистрировано 6 человек, при этом она членом семьи собственника данного жилого помещения не являлась. Указание ответчика на то, что данный жилой дом принадлежал её отцу, не соответствует действительности, поскольку он вступил в права собственности данного жилого помещения только в 2018 году на основании решения суда от 01 февраля 2018 года. До этого момента право собственности на дом оформлено не было, им фактически пользовался дедушка истца, с которым и был заключен договор найма. При этом, снятие её с регистрационного учёта по указанному адресу носило вынужденный характер из-за соответствующего требования собственника жилого помещения. Её действия не являются намеренным ухудшением жилищных условий. Просила суд: признать незаконным протокол «О рассмотрении рапортов (заявлений) и иных материалов для постановки сотрудников (граждан) на учет для получения единовременной социальной выплаты» № от 16 октября 2018 года комиссии УФСИН России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа П.Ю.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Определением суда от 21 января 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований П.Ю.В. отказано.
В апелляционной жалобе П.Ю.В., ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, на неверное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить её исковые требования в полном объеме.
П.Ю.В., надлежащим образом уведомлённая о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела не просила.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее также - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что П.Ю.В. является младшим инспектором отдела охраны *** УФСИН России по Оренбургской области, имеет специальное звание – прапорщик внутренней службы. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 17 июля 2018 года составила более 12 лет.
Состав семьи - 2 человека: сотрудник и дочь - П.Е.В., (дата) года рождения.
17 июля 2018 года П.Ю.В. обратилась с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно выписке из протокола № заседания комиссии УФСИН России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 16 октября 2018 года, П.Ю.В. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, пунктом 12 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №, в связи с ухудшением жилищных условий сотрудником в 2016 году.
Как усматривается из данной выписки, П.Ю.В. с января 2001 года по март 2016 года была зарегистрирована по адресу: (адрес) в жилом помещении площадью 56,4 кв. м., принадлежащем отцу сотрудника О.В.В. По данному адресу на момент снятия истца с регистрационного учета было прописано два человека. На одного члена семьи приходилось более 15 кв. м. С марта 2016 года сотрудник, дочь с (дата) года постоянно зарегистрированы по адресу: г. (адрес) в жилом помещении общей площадью 65,4 кв. м., которое принадлежит П.А.Г. С июня 2018 года по июнь 2020 года сотрудник с дочерью временно зарегистрированы по адресу: (адрес) в жилом помещении общей площадью 58,2 кв. м., которое принадлежит Б.Д.С. Других помещений в собственности (доли в собственности на жилые помещения) и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации П.Ю.В. и члены ее семьи не имеют.
Ранее социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения П.Ю.В. и членам ее семьи не предоставлялась.
В соответствии с письмами, датированными 01 июня 2012 года и 20 декабря 2015 года, отец истца - О.В.В. просит сняться П.Ю.В. с регистрационного учета в пос. Акбулак.
Согласно выписке из домовой книги от 05 июля 2018 года, до 29 марта 2016 года истец была зарегистрирована по адресу: (адрес)
Также по указанному адресу были зарегистрированы: О.В.В. – владелец, О.Е.П. – мать. О.Е.П. выписана в 2015 году в связи со смертью.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия сотрудника по снятию с регистрационного учета по адресу: (адрес), в котором она как член семьи собственника была обеспечена общей жилой площадью жилого помещения более 15 кв.м., а также ее добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составила менее 15 кв.м., свидетельствуют об ухудшении её жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье.
При этом суд указал, что данный жилой дом принадлежал отцу истца - О.В.В. с момента открытия наследства после смерти его матери в 2015 году., следовательно, до снятия 29 марта 2016 года с регистрационного учета по адресу: (адрес), П.Ю.В. являлась членом семьи собственника данного жилого помещения и имела право пользования жилым домом, в которой была обеспечена общей площадью жилого помещения более 15 кв. м.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы, перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим в связи с чем несостоятельными являются доводы истца об отсутствии оснований считать П.Ю.В. ухудшившей свои жилищные условия, поскольку она не совершала действий, перечисленных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Действия истца по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении по адресу: (адрес) принадлежащем на праве собственности ее отцу, которым она имела право пользоваться, свидетельствуют об ухудшении истцом жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье.
Такие действия в силу положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ давали комиссии право отказать сотруднику в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ранее, чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ч.1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец пользовалась данным жилым помещением в качестве члена семьи собственника. При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что она не являлась членом семьи собственника жилого помещения, подлежит отклонению.
Доводы жалобы П.Ю.В. о том, что собственность на жилой дом по адресу: (адрес) у её отца возникла только в феврале 2018г. на основании решения Акбулакского районного суда, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты.
Оценивая законность и обоснованность выводов суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия находит их правильными и не противоречащими закону. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения суда, по делу не допущено.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая была известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути, доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного решения.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Ю.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи