ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3933/2013Г от 23.05.2013 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Федорова Е.Д.

Докладчик Быкова И.В.                                                         Дело № 33-3933/2013 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

             Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

         председательствующего                       Жегалова Е.А.,

         судей                   Быковой И.В., Папушиной Н.Ю.,

         при секретаре                                             Бурч А.А.,

             рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 23 мая 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 февраля 2013 года, которым заявления ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о возложении обязанности по регистрации права собственности на гаражный бокс №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в гаражных блоках Гаражного кооператива «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, на гаражный бокс №а, общей площадью <данные изъяты> кв.м, 1 надземный этаж, 1 подземный этаж, расположенного в гаражных блоках Гаражного строительного кооператива «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> - удовлетворены.

    Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации права собственности ФИО2 на гаражный бокс № а, общей площадью <данные изъяты> кв.м, 1 надземный этаж, 1 подземный этаж, расположенного в гаражных блоках Гаражного кооператива «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.

Признан незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в регистрации права собственности ФИО3 на гаражный бокс №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в гаражных блоках Гаражного кооператива «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.

На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области возложена обязанность зарегистрировать право собственности ФИО2 на гаражный бокс № а, общей площадью <данные изъяты> кв.м, 1 надземный этаж, 1 подземный этаж, расположенного в гаражных блоках Гаражного кооператива «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.

На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области возложена обязанность зарегистрировать право собственности ФИО3 на гаражный бокс №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в гаражных блоках Гаражного кооператива «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения представителя истца ФИО3 – ФИО4, представителей ФГУП « Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ФИО1 и ФИО5, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением к Управлению Росреестра по НСО о возложении обязанности по регистрации права собственности на гаражный бокс № а, общей площадью <данные изъяты> кв.м, 1 надземный этаж, 1 подземный этаж, расположенного в гаражных блоках Гаражного строительного кооператива «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.

ФИО3 обратилась в суд с заявлением к Управлению Росреестра по НСО о возложении обязанности по регистрации права собственности на гаражный бокс №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в гаражных блоках Гаражного кооператива «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.

Определением суда, в порядке ст.151 ГПКРФ, гражданские дела были объединены в одно производство.

ФИО3 в обоснование заявленных требований указала, что решением мирового судьи Ленинского района города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО3 признано право собственности на гаражный бокс №, расположенный в гаражном кооперативе ГК «<данные изъяты>», по <адрес>, (<данные изъяты>). В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о регистрации права собственности на гаражный бокс №.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 отказано в удовлетворении заявления по причине не предоставления документов, необходимых в соответствии с законом, на основании абзаца 10 пункта 1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно - не предоставлен на государственную регистрацию кадастровый паспорт объекта.

ФИО2 в обоснование заявленных требований указала, что решением мирового судьи Ленинского района города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО2 признано право собственности на гаражный бокс №а, расположенный в гаражном кооперативе ГСК «<данные изъяты>», по <адрес>, (<данные изъяты>)). В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о регистрации права собственности на гаражный бокс №а, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 отказано в удовлетворении заявления по причине не предоставления документов, необходимых в соответствии с законом, на основании абзаца 10 пункта 1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно - не предоставлен на государственную регистрацию кадастровый паспорт объекта.

Не согласившись с принятыми решениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, заявители обратились в суд.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласна представитель представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ФИО1, просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

    В обоснование доводов жалобы со ссылкой на п. 1 ст. 17, ст. 16, ст. 33 Закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указала, что до 01.01.2013 г. обязательным приложениям к документам, необходимым для регистрации прав на здание, сооружение. Помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, который не является правоустанавливающим документом.

    Заявителями ФИО2 и ФИО3 на регистрацию права был представлен кадастровый паспорт от 29.06.2012 г., выданный НФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

    Указывает, законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в п. 1 ст. 43 установлен до 01.01.2013 г. переходный период применения Закона о кадастре, п. 2.2 названной статьи определен порядок осуществления государственного учета.

Согласно п. 2.3 ст. 43 Закона о кадастре, в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют:

- органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета;

- подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период.

Указывает, что поскольку порядок осуществления государственного учета в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, связанным с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 г. № 577, на территории Новосибирской области, введен в действие с 01.04.2012 г., то установленный переходный период, предусматривающий выдачу кадастровых паспортов органами технической инвентаризации, в том числе, на территории Новосибирской области закончился 01.04.2012г. С этого момента уполномоченным органом по выдаче кадастровых паспортов на территории Новосибирской области является филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Новосибирской области.

С учетом изложенного полагает, что заявителями в Управление были предоставлены не все необходимые с их стороны документы для проведения государственной регистрации права собственности.

Апеллянт также считает ошибочным вывод суда о том, что утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 г. № 577, порядок осуществления государственного кадастрового учета, охватывает случаи постановки на кадастровый учет в переходный период, то есть с 01.01.2013 г. и распространяется только на те объекты, первичный государственный кадастровый учет которых произведен в переходный период и не применяется к ранее учтенным объектам, исходя из следующего:

Ссылаясь на п. 3 ст. 45, ст. 7 Закона о кадастре указывает, что сведения о ранее учтенном объекте недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра.

В срок до 01.01.2013 г. органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Закона особенностей государственный технический учет объектов недвижимости, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Ссылаясь на ст. 14, ч. 9 ст. 45 Закона о кадастре, указывает, что кадастровый паспорт, выданный ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ранее учтенным объектам может быть выдан только для целей внесения сведений в государственный кадастр недвижимости и не может быть использован для целей проведения государственной регистрации.

Также обращает внимание на то, что НФ ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» в нарушение норм действующего законодательства не были переданы в органы кадастрового учета заверенные уполномоченными должностными лицами копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. ввиду неисполнения данного обязательства ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» у Управления Росреестра по НСО отсутствует возможность провести государственную регистрацию права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, так как такая регистрация будет являться незаконной.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 28 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В соответствие со ст. 43 ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют:

1) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета;

2) подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период.

В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу ст. 45, названого закона, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости)

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, выдает по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта.

Никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в части 9 настоящей статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.

    Постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше нормами права, пришел к выводу о том, что    помещения гаражных боксов, являются ранее учтенными, на    кадастровый учет были поставлены в 2009 г., т.е. до принятия ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а потому требования заявителей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, основанном на правильном толковании и применении норм материального права к сложившимся правоотношениям.

    Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы обратились с заявлением о регистрации права собственности на объекты недвижимости 07.11.2012 г., предоставив кадастровые паспорта ранее учтенных объектов недвижимости ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Новосибирский филиал на    помещение номер № общей площадью <данные изъяты> кв.м. ФИО6 и на помещение номер № общей площадью <данные изъяты> кв.м. ФИО2, дата постановки на    кадастровый учет данных объектов 2009 г., что не оспаривается заявителем.

    Исходя из правового смысла, указанных выше норм ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», в переходный период кадастровые паспорта объектов недвижимости выдают соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.

    С 1 апреля 2012 года на территории 22 субъектов РФ введен Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577. В числе данных 22 субъектов    указана и Новосибирская область.

    Таким образом, в силу прямого указания закона, кадастровые паспорта, выданные органом технической инвентаризации в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, имеют равную силу    в кадастровыми паспортами, выданными органами кадастрового учета     и заявители не могут быть    понуждены к повторному кадастровому учету объектов, являющихся раннее учтенными.

    Иное толкование норм материального права апеллянтов, не влечет отмену    правильного судебного решения.

       Как указал апеллянт, Новосибирским филиалом ФГУП « Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в нарушение действующего законодательства не были переданы в органы кадастрового учета    заверенные копии технических паспортов. Данное обстоятельство не является юридически значимым при разрешении    вопроса о законности отказа в регистрации права собственности на недвижимое имущество, поскольку    межведомственная неопределенность не может    влечь нарушение прав граждан.

Каких-либо иных, правовых доводов, которые послужили бы основанием для отмены или изменения судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Разрешая возникший спор, суд применил закон, подлежащий применению, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права, существенных нарушений норм процессуального закона не усматривается, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

    Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ФИО1- без удовлетворения.

     Председательствующий

Судьи