РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Килиенко Л.Г. Дело № 33-3935/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2014 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Науменко Б.И.,
судей Быстровой М.А., Кулешовой Е.А.,
при секретаре Корженко И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной политики Правительства Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 09 июня 2014 года, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Признано решение Министерства социальной политики Правительства Калининградской области об отказе в выдаче регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал № от 06.11.2013 года неправомерным.
Возложена обязанность на Министерство социальной политики Правительства Калининградской области выдать региональный сертификат на областной материнский (семейный) капитал в связи с рождением Д.
Заслушав доклад судьи Быстровой М.А., возражения на жалобу ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области, указав, что в 2013 году по программе переселение соотечественников в Россию из <данные изъяты> их семья переехала в г.Калининград. ДД.ММ.ГГГГ 2013 года у нее родился третий ребенок Д., место рождения <данные изъяты>. 22 августа 2013 года она получила паспорт гражданина РФ. 21 ноября 2013 года ею получен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, выданный на основании решения УПФ РФ в Гвардейском районе Калининградской области. Данный сертификат выдан в связи с рождением третьего ребенка Д.. На ее обращение от 25 октября 2013 года для оформления регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка, решением от 06 ноября 2013 года № Министерство социальной политики Калининградской области ей было отказано по мотиву несоблюдения всех условий, предусмотренных ст. 1 Закона Калининградской области от 11.07.2011 № 17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», а именно – наличие у нее регистрации за пределами Калининградской области на момент рождения третьего ребенка. Полагая данный отказ неправомерным, просила признать за ней право на получение дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджета Калининградской области в виде регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал и отменить указанное решение.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Калининградской области просит решение отменить, вынести новое решение об отказе в иске, настаивая на своих доводах, приведенный в суде первой инстанции, об отсутствии предусмотренных законом оснований для получение истцом соответствующего сертификата, по причине отсутствия у нее гражданства на момент рождения третьего ребенка.
Министерство социальной политики Калининградской области в заседание судебной коллегии не явилось, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещено надлежащим образом, в связи с чем с учетом требований ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с января 2013 года по настоящее время ФИО1 проживает на территории Калининградской области, где ДД.ММ.ГГГГ 2013 года родила третьего ребенка Д.
22 августа 2013 года ФИО1 выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
21 ноября 2013 года ФИО1 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, согласно которого истица имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
25 октября 2013 года ФИО1 обратилась в Полесский отдел ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением для оформления регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка, представив все необходимые документы.
По результатам рассмотрения обращения, 13 ноября 2013 года Министерством социальной политики Калининградской области принято решение об отказе в выдаче областного сертификата, по мотиву отсутствия правовых оснований для предоставления ей областного материнского (семейного) капитала за счет средств бюджета Калининградской области не имеется, поскольку она приобрела гражданство Российской Федерации после рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение семейного капитала.
Такой отказ признан судом незаконным, поскольку предусмотренные действующим в Калининградской области законодательством условия для приобретения права на областной материнский (семейный) капитал, истцом были соблюдены. Суд исходил из того, что среднедушевой доход семьи истца на дату обращения за выдачей сертификата, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 4 декабря 2009 года №723 «О порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей», не превышает 3,5 величины прожиточного минимума на душу населения, установленной постановлением Правительства Калининградской области от 6 февраля 2012 г. №39, что ответчиком не оспаривалось. Также судом установлено, что истец и родившийся у нее ДД.ММ.ГГГГ 2013 года третий ребенок имеют гражданство Российской Федерации, с 11 сентября 2013 года постоянно зарегистрированы и проживают на территории Калининградской области, за ее пределами подтвержденного регистрацией места жительства истец с указанного времени не имеет.
Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным и законным.
Так, согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На территории Калининградской области соответствующее правовое регулирование установлено Законом Калининградской области от 11.07.2011 № 17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».
Преамбула названного Закона области указывает на то, что целью данного нормативного правового акта является создание надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей.
В соответствии со ст. 1 Закона Калининградской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» право на получение дополнительной меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде областного материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) третьего ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Калининградской области, не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства за ее пределами, со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 3,5 величины прожиточного минимума, установленной Правительством Калининградской области на душу населения на дату подачи заявления на предоставление семейного капитала.
Порядок выдачи регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал определен постановлением Правительства Калининградской области от 09 сентября 2011 года № 668.
В соответствии с п. 3 Порядка для оформления сертификата лицо, претендующее на получение семейного капитала, обращается в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства не позднее полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка (детей), в связи с рождением (усыновлением) которого (которых) возникло право на семейный капитал, и представляет следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, место жительства и регистрации заявителя; документы, подтверждающие принадлежность заявителя и ребенка (детей), в связи с рождением (усыновлением) которого (которых) возникло право на получение семейного капитала, к гражданству Российской Федерации; документы, подтверждающие рождение (усыновление) имеющихся детей; документы, подтверждающие доходы семьи за последние три календарных месяца, предшествующие месяцу обращения за сертификатом; среднедушевой доход семьи в целях получения семейного капитала определяется в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 04 декабря 2009 года № 723 «О порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей».
Приказом министра социальной политики Калининградской области № 128 от 20 июля 2012 года утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги выдачи регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал, в соответствии с которым государственная услуга выдачи регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал предоставляется гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калининградской области, не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства за ее пределами, со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 3,5 величины прожиточного минимума, установленной Правительством Калининградской области на душу населения на дату подачи заявления на выдачу регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал, и относящихся к следующим категориям граждан, в том числе женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка, начиная с 01 января 2011 года.
Таким образом, право на областной материнский (семейный) капитал возникает при одновременном выполнении следующих условий: рождение третьего ребенка, начиная с 01 января 2011 года; наличие гражданства Российской Федерации у заявителя; наличие гражданства Российской Федерации у ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение семейного капитала; постоянное проживание заявителя на территории Калининградской области при отсутствии подтвержденного регистрацией места жительства за ее пределами; среднедушевой доход семьи на дату обращения за выдачей сертификата не превышает 3,5 величины прожиточного минимума, установленной Правительством Калининградской области на душу населения.
При этом ст.1 Закона Калининградской области от 11.07.2011 № 17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» не связывает момент возникновения права на получение указанной дополнительной меры социальной поддержки с фактом гражданства у матери ребенка на момент его рождения.
Более того, аналогичная норма ст.3 содержится в Федеральном законе от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на основании которой ею получен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере <данные изъяты> рублей.
Иное, приведенное заявителем в апелляционной жалобе, толкование норм права, с учетом вышеназванных принципов применения законов, нельзя признать правильным, при том, что оспариваемый отказ фактически лишает мать, родившую третьего ребенка, возможности реализовать предусмотренное действующим законодательством права на материальную поддержку по месту их жительства, что является прямым нарушением законных прав и интересов гражданина РФ.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 09 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: