ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3947/2012 от 30.01.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья <.>

дело № 33-3947/2012

Апелляционное определение

г. Махачкала 30 января 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего - Зайнудиновой Ш.М.,

судей - Ибрагимова С.Р., Мустафаевой З.К.,

при секретаре - Алимове Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе врио главы администрации ГО «Город Буйнакск» ФИО1 на решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 31 октября 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления администрации городского округа «город Буйнакск» о признании незаконными действий главы администрации муниципального образования «Буйнакский район» по учинению препятствий установке информационного шита на примыкании автодороги «въезд в г.Буйнакск» от автодороги республиканского значения «Махачкала-Леваши-В.Гуниб» и возложении на него обязанности устранить имеющиеся препятствия отказать».

Заслушав доклад судьи Мустафаевой З.К., выслушав объяснения ФИО2 (доверенность № 5 от 29 января 2013 года), ФИО3 (доверенность № 18/1403 от 16 октября 2012 года), ФИО4 (доверенность № 156 от 24 октября 2012 года), ФИО5 (доверенность № 157 от 24 октября 2012 года), просивших решение суда отменить, объяснения ФИО6 (доверенность № 0-757 от 25 октября 2012 года), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Администрация городского округа «город Буйнакск» обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий главы администрации муниципального образования «Буйнакский район» по учинению препятствий по установке информационного шита на примыкании автодороги «въезд в город Буйнакск» от автодороги республиканского значения «Махачкала-Леваши-В.Гуниб». В обоснование заявленных требований указала, что в преддверии торжественного открытия Гимринского тоннеля администрацией города намечено размещение информационного щита в полосе отвода автодороги «Махачкала-Гуниб» у развилки на въезд в город Буйнакск. Установление указанного щита было согласовано с ГКУ «Дагестанавтодор» и Управлением ГИБДД МВД по Республике Дагестан. На основании договора, заключенного между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» города Буйнакска и ООО «Строительная компания «Сити-строй» от 09 июля 2012 года срок начала работ был установлен на 09 сентября 2012 года. О начале работ была поставлена в известность и администрация МО «Буйнакский район». Однако начать работы, как было запланировано в первых числах сентября 2012 года, не удалось, так как на место установки щита представителей подрядчика не допустили сотрудники Буйнакского РОВД, объяснив это устным распоряжение главы администрации МО «Буйнакский район». В последующем, письмом от 12 сентября 2012 года, глава администрации МО «Буйнакский район» сообщил, что предоставить администрации города участок для установки рекламного щита администрация района не считает возможным, так как указанный участок ранее был выделен гражданину ФИО7 для стоянки автозаправочной машины.

Указывают, что позиция главы администрации МО «Буйнакский район» по указанному вопросу, а равно как и его действия по учинению препятствий в установке информационного щита, являются незаконными по тем основаниям, что п. 10 ст. 12 ФЗ РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения. Уполномоченным органом в данной сфере на территории Республики Дагестан является ГКУ «Дагестанавтодор», а администрация города устанавливает указанный щит на въезде в город фактически исполняя обязанности, возложенные законом на ГКУ «Дагестанавтодор», и согласие последнего на это администрацией города было получено, а какого-либо согласования с органом местного самоуправления (в данном случае администрацией Буйнакского района) закон не предусматривает. Постановлением администрации МО «Буйнакский район» № 354 от 30 августа 2004 года земли, расположенные под существующими автомобильными дорогами республиканского и местного значения, переданы РУАД Буйнакского района. Соответственно, с этого момента право распоряжения на данных землях перешло к ГКУ «Дагестанавтодор» и какого-либо права запрещать деятельность, не идущую вразрез с целевым назначением земельного участка, тем более то, что делается с разрешения правообладателя земель, глава администрации МО «Буйнакский район» не имеет права. Просят признать незаконными действия главы администрации муниципального образования «Буйнакский район» по учинению препятствий в установке информационного щита на примыкании автодороги «въезд в город Буйнакск» от автодороги республиканского значения «Махачкала-Леваши-В.Гуниб» и обязать его устранить имеющиеся препятствия.

Судом постановлено указанное выше решение.

На указанное решение врио главы администрации ГО «Город Буйнакск» ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что согласно материалов землеустроительного дела по инвентаризации земель, занятых под автомобильные дороги республиканского и местного значения в Буйнакском районе Республики Дагестан, земельный участок, на котором запланировано размещение информационного щита, входит в полосу отвода дороги республиканского значения «Махачкала - Леваши - В.Гуниб» на примыкании автодороги «въезд в город Буйнакск».

В 2004 году материалы землеустроительных работ и границы земельных участков, занятых под автомобильные дороги, были согласованы со всеми заинтересованными службами, в том числе и с администрацией Буйнакского района, т.е. на момент составления землеустроительного дела и постановки участка на кадастровый учет, у администрации МО «Буйнакский район» не возникало сомнений в правах ГУ «Дагестанавтодор» на данный земельный участок, и тем более о правах иных лиц на данную землю вопрос не ставился.

Помимо материалов землеустроительного дела, об ошибочности выводов суда отраженных в оспариваемом решении свидетельствуют так же и кадастровый паспорт земельного участка за № (автомобильной дороги «Махачкала -В.Гуниб»), согласно которому в полосу отвода входит и участок на котором запланировано размещение информационного щита.

Судом так же оставлен без внимания технический паспорт автомобильной дороги «Махачкала - В.Гуниб», отражающий фактическую картину и согласно которого спорный участок так же входит в полосу отвода автомобильной дороги республиканского значения.

Кроме того, государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 установлены требования к содержанию дорог общего пользования на территории РФ. Среди прочих требований, данными стандартами установлена необходимость установки информационных указателей, облегчающих водителю прокладку маршрута и направление движения.

По сути, установка информационных указателей, дорожных знаков и дорожная разметка на дорогах республиканского значения, является прямой обязанностью ГКУ «Дагестанавтодор».

Истцами в свою очередь, с согласия уполномоченных органов, лишь взято на себя обязательство по установке информационного указателя в полосе отвода автомобильной дороги (предназначенной именно для подобных целей) и не затрагивает чьих либо прав на земельный участок.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции ссылается на постановление главы Администрации Буйнакского района № 131 от 21 ноября 1995 года, согласно которого гражданину ФИО7 спорный участок предоставлен в пользование для стоянки автозаправочной машины.

Фактически судом дана неправильная оценка данному доказательству -постановлению главы Администрации Буйнакского района № 131 от 21 ноября 1995 года, данным постановлением оговорено лишь разрешение ФИО7 на стоянку автозаправочной автомашины на спорном земельном участке, что по сути не влечет возникновение у последнего каких либо прав на данный земельный участок.

В материалах дела имеются возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 90 ЗК РФ для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог и их использование осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Полоса отвода автомобильной дороги, как это следует из понятия, данного в пункте 15 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", представляет собой земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (в ред. от 06.04.2011 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

Из материалов дела усматривается, что размещение информационного щита запланировано на земельном участке, находящемся в административных границах муниципального образования «Буйнакский район» в полосе отвода автодороги «Махачкала-Гуниб» у развилки на въезд в г.Буйнакск.

Из материалов дела также усматривается, что истцом, в обоснование своих требований, не было представлено никаких доказательств, подтверждающих, что собственником земельного участка, на котором планируется разместить информационный щит с надписью «1866 Буйнакск» является ГУ «Дагестанавтодор». В п.4 Постановления главы администрации Буйнакского района от 30.08.2004 года за № 354, на которое ссылается заявитель и представитель ГУ «Дагестанавтодор» как на основание возникновения права указано, что право пользования землей у РУАД (составной части ГУ «Дагестанавтодора») возникает с момента регистрации данного права в регистрационной службе. Документа о регистрации этого права в суд представлено не было.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

Согласно подпунктам 5 и 6 пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещаются установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, а также установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Из имеющихся в материалах дела плана и фотографий размещения предполагаемого объекта (информационного щита), плана земель Буйнакского района, предоставленного в суд представителем администрации Буйнакского района, распоряжения главы администрации Буйнакского района от 21.11.1995 года №131 и приложения к нему следует, что земельный участок, на котором администрация города Буйнакска планирует установить информационный щит, находится в пределах административных границ МО «Буйнакский район» и на спорном участке, на основании разрешения соответствующих служб, администрацией Буйнакского района разрешена стоянка автозаправочной машины, принадлежащей ФИО7

На информационном щите, который планируется установить, имеется надпись «1866 Буйнакск». Из исследованных в суде фотографий информационного шита, следует, что он не имеет никакого отношения к безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, а носит информационный характер, указывая лишь на дату основания города Буйнакска.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований администрации ГО «город Буйнакск» о признании незаконным действий администрации МО «Буйнакский район» по установке информационного щита.

Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что собственником спорного земельного участка является ГКУ «Дагестанавтодор», согласование с которым на установку информационного щита достигнуто (л.д.7), поскольку как указано выше, в материалах дела отсутствует документ о регистрации права пользования ГКУ «Дагестанавтодор» указанным участком.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

    Решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 31 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу врио главы администрации ГО «город Буйнакск» ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: