Судья Мустафина З.З. № 33-3949/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2018 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г.,
ФИО1,
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Исмагилове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального Управления Росимущества по Республике Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Территориальному Управлению Росимущества в Республике Башкортостан об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, удовлетворить.
Обязать ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» и Министерство природопользования РФ в срок один год и шесть месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры по установлению границ охранной зоны территории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, которым утверждены «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», а именно обязать ответчиков подготовить решение о создании охранной зоны ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа, а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ; проект приказа и пояснительную записку к нему направить на согласование руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, и иным лицам согласно требованиям п. 14 Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, которым утверждены «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».
Обязать ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш», Министерство природопользования РФ, Территориальное Управление Росимущества в Республике Башкортостан в срок до шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу завершить работы по межеванию и установлению границ и землеустройства особо охраняемой природной территории - лесничества ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш».
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Территориальному Управлению Росимущества в Республике Башкортостан об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях. Просит Обязать ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» и Министерство природопользования РФ принять меры по установлению границ охранной зоны территории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, которым утверждены «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», а именно обязать ответчиков подготовить решение о создании охранной зоны ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа, а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ; проект приказа и пояснительную записку к нему направить на согласование руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, и иным лицам согласно требованиям п. 14 Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, которым утверждены «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон». Обязать ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш», Министерство природопользования РФ, Территориальное Управление Росимущества в Республике Башкортостан завершить работы по межеванию и установлению границ и землеустройства особо охраняемой природной территории -лесничества ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш».
В обоснование требований указано, что прокуратурой Бурзянского района на основании поступившего поручения из прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях. В соответствие со ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении: охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории. Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон. Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка - один километр. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом пунктов 4,10 и 11 настоящих Правил готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа (далее - проект приказа), а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. В ходе проверки установлено, решение о создании охранной зоны территории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» не принято, решение не согласовано согласно требованиям законодательства, не опубликовано на сайте Министерства природопользования РФ. Отсутствие установленной в законодательном порядке охранной зоны ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш», создают условия для неблагоприятных антропогенных воздействий на государственный природный заповедник. Кроме того, выявлены нарушения требований земельного законодательства в ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш». Согласно ст.6 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 11 Закона земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствие со ст. 95 Земельного кодекса РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ст.8.1. Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» создан приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 06.01.1986 года № 9 на земельном участке общей площадью 22 531 гектар за счет земель Башкирского государственного заповедника. Государственным актом на право владения, постоянного пользования землей от 27.09.1993 г. № РБ-18-08 Государственному природному заповеднику «Шульган-Таш» предоставлено 22 531 гектаров земли в постоянное пользование, для природоохранных целей. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.02.2006 года в собственности РФ находится земельный участок, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, общая площадь 225 310 000 кв.м., с кадастровым номером №.... Между тем, согласно выписке из ЕГРП от 15.06.2016 в ведении государственного заповедника «Шульган-таш» имеется земельный участок с кадастровым №... общей площадью 205 954 422 кв.м. Таким образом, согласно документам на 2016 год, границы заповедника «Шульган-Таш» уменьшились более чем на 183 423 кв.м. В ходе проверки также выявлено, что часть земельных участков ООПТ перешло в введение муниципального района Мелеузовский район РБ (кв. 23 Вельского участкового лесничества - 32 га), часть передана для реконструкции автодороги Старосубхангулово-Мраково (кв. 45, 51, 50 Вельского участкового лесничества - 22 га), часть изъята для завершения реконструкции подъездной дороги к пещере Шульган-Таш (Каповая, кв. 51 Вельского участкового лесничества - 3 га), часть острова Мурат перешло введение Министерства лесного хозяйства РБ (кв. 51 Вельского участкового лесничества - 4га), часть земельного участка при строительстве Юмагузинского водохранилища перешло введение водохранилища, и данные участки затоплены (кв. 54 Вельского участкового лесничества - 25 га). Установлено, что у ФГБУ «Заповедник «Шульган-Таш» отсутствует правоустанавливающие документы на занимаемые земли ООПТ, которые соответствовали бы действительности, при наличии факта потери границ заповедника, меры установленные законодательством, в том числе и гражданско-правового характера, с целью возвращения земель заповедника не приняты. При этом, ФГБУ «Заповедник «Шульган-Таш» на неоднократные запросы и представления прокуратуры района направляет информацию о том, что межевые работы продолжаются, уточняются границы заповедника. Считает, что искусственное затягивание сроков проведения межевых работ связано с потерей границ земель ФГБУ «Заповедник «Шульган-Таш».
Судом вынесено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Территориального Управления Росимущество по Республике Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что Территориальное управление не уполномочено проводить работы по межеванию и установлению границ и землеустройства территории заповедника, такая обязанность возложена на заповедник, являющийся правообладателем земель особо охраняемых природных территорий. Заповедник отнесен к ведению Минприроды и экологии РФ.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Территориального Управления Росимущества в Республике Башкортостан ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (часть 1 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд (часть 3 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с частями 5, 11 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.
По правилам части 10 настоящего Федерального закона для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Согласно Правилам создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением правительства РФ от 19.02.2015 № 138, определен порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон. Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Определяются ширина и конфигурация охранной зоны заповедника. Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками. Информация о созданных охранных зонах государственных природных заповедников размещается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими государственными природными заповедниками и национальными парками, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона он вступил в силу 30 декабря 2013 года.
Согласно статье 4 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 марта 2012 года N 69, сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать, в том числе, границы особо охраняемой природной территории - описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2011 № 136-ФЗ земельные участки в пределах особо охраняемых территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В силу части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения
Согласно пункту 5 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.
По правилам части 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, об особо охраняемых природных территориях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий).
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ.
Как следует из материалов дела, приказом от 21.01.1986 г. № 28 Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР создан государственный заповедник «Шульган-Таш» на земельном участке общей площадью 22531 гектар за счет земель Башкирского государственного заповедника (Прибельский участок в его прежних границах) (л.д.80).
Государственным актом на право владения, постоянного пользования землей от 27.09.193 г. № РБ-18-08 Государственному природному заповеднику «Шульган-Таш» предоставлено 22531 гектаров земли в постоянное пользование, для природоохранных целей (л.д.81-82).
В соответствии с п. 93 ч. 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р заповедник отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.02.2006 года в собственности РФ находится земельный участок, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, общая площадь 225310000 кв.м., с кадастровым номером №... адрес объекта: адрес (л.д.88).
Согласно выписке из ЕГРП от 15.06.2016 в ведении государственного заповедника «Шульган-таш» имеется земельный участок с кадастровым № №... общей площадью №... кв.м., адрес объекта: РБ, адрес (л.д.21).
Таким образом, согласно документам на 2016 год, границы заповедника «Шульган-Таш» уменьшились более чем на 18 3423 кв.м.
Из акта проверки соблюдения требований законодательства о муниципальном имуществе от 14.07.2017 г., проведенного заместителем прокурора Бурзянкого района РБ, в присутствии работников заповедника, в ходе проверки также выявлено, что часть земельных участков ООПТ перешло в введение муниципального района Мелеузовский район РБ (кв. 23 Вельского участкового лесничества - 32 га, часть передана для реконструкции автодороги Старосубхангулово-Мраково (кв. 45, 51, 50 Вельского участкового лесничества - 22 га), часть изъята для завершения реконструкции подъездной дороги к пещере Шульган-Таш (Каповая, кв. 51 Вельского участкового лесничества - 3 га), часть острова Мурат перешло введение Министерства лесного хозяйства РБ (кв. 51 Вельского участкового лесничества - 4га), часть земельного участка при строительстве Юмагузинского водохранилища перешло введение водохранилища, и данные участки затоплены (кв. 54 Вельского участкового лесничества - 25 га). Установлено, что у ФГБУ «Заповедник «Шульган-Таш» отсутствует правоустанавливающие документы на занимаемые земли ООПТ, которые соответствовали бы действительности, при наличии факта потери границ заповедника, меры установленные законодательством, в том числе и гражданско-правового характера, с целью возвращения земель заповедника не приняты (л.д. 21).
По результатам прокурорской проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено отсутствие сведений об охранной зоне Федерального государственного бюджетного учреждения «государственный природный заповедник «Шульган-Таш» в государственном объекте недвижимости, установлен захват территории заповедника и как следствие уменьшение территории заповедника. В адрес директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Шульган-таш» представление об устранении нарушений законодательства, а именно принятие установленных законодательством мер по возврату земель заповедника.
Разрешая спор суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Башкирский государственный природный заповедник» по проведению мероприятий по установлению охранной зоны Башкирского государственного природного заповедника, правильно указав, что до настоящего времени нарушения не устранены, охранная зона Башкирского государственного природного заповедника не установлена, работа по межеванию земель не завершена, действующие границы заповедника не установлены.
Приведенные выводы суда первой инстанции являются правомерными, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о необходимости возложения обязанности на ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш», Министерство природопользования РФ, Территориальное Управление Росимущества в Республике Башкортостан завершить работы по межеванию и установлению границ и землеустройства особо охраняемой природной территории - лесничества ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш».
Довод жалобы о том, что Территориальное управление не уполномочено проводить работы по межеванию и установлению границ и землеустройства особо охраняемой природной территории, такие полномочия возложены на заповедники как на правообладателей земель особо охраняемых природных территорий за счет средств бюджета, выделяемых им Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не является состоятельным.
Согласно ч. 6. ст. 95 Земельного кодекса РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.02.2006 года земельный участок ФГБУ Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» находится в собственности Российской Федерации.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.п. 5.2, 5.7., 5.8 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 15.11.2017) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на ответчиков, в том числе и на ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, принятие законных мер по сохранению и учету земель находящихся в государственной собственности, к которым относятся принятие координирующих мер по проведению работ по межеванию и установлению границ и землеустройства особо охраняемой природной территории.
Поскольку при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, вследствие чего оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайонного суда г. Республике Башкортостан от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального Управления Росимущества по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
ФИО1