Дело № 33-394/2022 |
УИД 47RS0005-01-2020-004899-31 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 9 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего | Пучковой Л.В., |
судей при секретере | ФИО1, ФИО2, ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-284/2021 по апелляционной жалобе акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пучковой Л.В., объяснения представителя акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» ФИО4, представителя Ленинградской областной прокуратуры Чигаркиной Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области к акционерному обществу "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области») с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просил обязать АО «УК по обращению с отходами Ленинградской области» устранить бездействие путем строительства и ввода в эксплуатацию реконструированного полигона ТБО в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области; объекта по обработке и размещению ТКО III-IV классов опасности в Приозерском муниципальном районе Ленинградской области; реконструированного полигона ТКО и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути (Волховское участковое лесничество, квартал 421, земельный участок с кадастровым номером №); комплекса по обработке отходов мощностью 50 000 тонн/год на территории полигона в Подпорожском муниципальном районе, земельный участок с кадастровым номером №.
Требования прокурора мотивированы тем, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», в ходе которой установлено бездействие регионального оператора в области обращения с ТКО, выразившееся в следующем.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 84-р утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (далее – Стратегия).
Разработка данной стратегии связана с наличием нерешенных задач на федеральном и региональном уровнях в области создания инновационной, технико-экономической системы, позволяющей минимизировать количество захораниваемых отходов, максимально обеспечив при этом ресурсосбережение, повторное вовлечение в хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов в качестве сырья, материалов, изделий превращение отходов во вторичное сырье для изготовления новой продукции и получения энергии.
Основополагающими принципами охраны окружающей среды, определенными ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Требования к региональной программе в области обращения с отходами и ее мероприятия регламентированы ст. 13.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 13.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" перечень мероприятий региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, учитывается при формировании мероприятий соответствующих государственных программ.
Статьей 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов региональным оператором в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
Приложением № 14 к Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 22.07.2019 № 5 (далее – Территориальная схема) до 2022 года запланировано к строительству 11 объектов обработки, утилизации, размещения отходов производства и потребления, в отношении двух из которых срок ввода в эксплуатацию определен – 2019 год (Большелуцкое сельское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области (земельный участок с кадастровым номером 47:20:0752003:31; Ларионовское сельское поселение Приозерского муниципального района (земельный участок с кадастровым номером №), 5 – к строительству в 2020 году.
До настоящего времени положительные заключения на строительство, реконструкцию объектов обработки, утилизации, размещения отходов производства и потребления, в том числе с ТКО, предусмотренных приложением № 14 к Территориальной схеме, не выдавались, решение о вводе объектов в эксплуатацию не принято.
Вместе с тем, мощности действующих полигонов ТБО в настоящее время исчерпаны, и не могут в полном объеме обеспечивать надлежащую утилизацию образуемых и размещаемых на территории области отходов.
Так, согласно действующей Территориальной схеме (приложение № 5) на территории области образуется 711 450,0 т/год ТКО, из них размещаются 661 540,0 т/год.
Из других субъектов Российской Федерации поступает 1 800 000,0 т/год ТКО для утилизации, обезвреживания, размещения.
В целях снижения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду на территории области в рамках программы Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 31.10.2013 № 368, реализуется подпрограмма «Обращение с отходами» государственной программы «Охрана окружающей среды Ленинградской области» (далее - Подпрограмма).
В рамках реализации Подпрограммы собственные средства АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» являются единственным источником финансирования по проведению основного мероприятия «Создание системы обращения с ТКО на территории Ленинградской области».
Так, Подпрограммой предусмотрено, в том числе, проектирование реконструкции объекта по переработке и размещению твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов в Кингисеппском муниципальном районе, ответственный исполнитель – АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», запланированы средства на сумму 6000 рублей, исполнено на сумму 3600 рублей (60, %); реконструкция объекта по переработке и размещению твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов в Кингисеппском муниципальном районе, ответственный исполнитель – АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», запланированы денежные средства на сумму 37 406 рублей, исполнено на сумму 40 906 рублей 90 копеек (109,4 %); проектирование расширения и реконструкции объекта по переработке и размещению твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов на территории Приозерского района, ответственный исполнитель – АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», запланированы денежные средства на сумму 9050 рублей 20 копеек, исполнено на сумму 6 806 рублей 20 копеек (75,2 %).
Строительство (расширение) и реконструкция объекта по переработке и размещению твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов на территории Приозерского района (II этап), ответственный исполнитель — АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», запланирована реализация на сумму 52 548 рублей.
Данные работы связаны с тем, что с 1 июля 2018 года в связи с достижением проектной емкости полигона в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области прекращен прием отходов на размещение на основании приказа АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» от 28.06.2018 № 72.
Закрытие полигона в Кингисеппском районе повлекло необходимость перенаправления потоков движения ТКО, все отходы Кингисеппского района и Соснового Бора направляются на полигон вблизи г. Сланцы.
Таким образом, прокурор полагал, что региональным оператором в области обращения с ТКО не в полной мере реализуются мероприятия, направленные на увеличение мощностей действующих полигонов ТБО, а также на создание новых систем обработки ТБО на территории анализируемого субъекта.
У регионального оператора на протяжении длительного времени отсутствует разрешительная документация для ввода в эксплуатацию новых полигонов, а также полигонов, находящихся на реконструкции, сроки неоднократно продлеваются.
Нарушение и перенос сроков при согласовании и вводе в эксплуатацию названных объектов в условиях низкой остаточной мощности полигонов является недопустимым.
30.06.2020 природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» внесено обобщенное представление, в том числе, по факту переноса срока ввода объектов обработки, утилизации ТБО в эксплуатацию.
По результатам рассмотрения данного представления нарушения признаны обоснованными, разработан план устранения недостатков, однако до настоящего времени объекты в эксплуатацию не введены, нарушения не устранены.
В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора Москалькова А.А. поддержала исковые требования.
Представитель АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2021 года постановлено исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" об обязании реконструировать и ввести в эксплуатацию полигон по обработке бытовых отходов удовлетворить.
Обязать АО «УК по обращению с отходами Ленинградской области» в срок до 31.12.2022 устранить бездействие путем строительства и ввода в эксплуатацию:
- реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области;
- объекта по обработке и размещению твердых коммунальных отходов III-IV классов опасности в Приозерском муниципальном районе Ленинградской области;
- реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути (Волховское участковое лесничество, квартал 421, земельный участок с кадастровым номером №);
- комплекса по обработке отходов мощностью 50 000 тонн/год на территории полигона в Подпорожском муниципальном районе, земельный участок с кадастровым номером 47:05:0810001:85 (том 3, л.д. 92-102).
В апелляционной жалобе с учетом уточнений АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" просит изменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2021 года в части срока ввода в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, а также реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером №.
Установить следующие сроки ввода в эксплуатацию объектов:
- ввод в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в срок до 31.12.2023 включительно;
- ввод в эксплуатацию реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером № в срок до 31.12.2024 включительно.
В обоснование апелляционной жалобы с учетом уточнений указано, что на текущий момент объект по обработке и размещению твердых коммунальных отходов III-IV классов опасности в Приозерском муниципальном районе Ленинградской области, а также комплекс по обработке отходов мощностью 50 000 тонн/год на территории полигона в Подпорожском муниципальном районе, земельный участок с кадастровым номером №, введены в эксплуатацию.
Относительно ввода в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, а также реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером 47:10:0113001:9, ответчик просит изменить решение суда в части установления срока, в течение которого решение должно быть исполнено.
В суде апелляционной инстанции представитель АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» ФИО4 поддержала доводы апелляционной жалобы с учетом уточнений.
Представитель Ленинградской областной прокуратуры Чигаркина Е.Н. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор представил отзыв на апелляционную жалобу АО «УК по обращению с отходами в <адрес>», в котором указал на отсутствие возражений относительно изменения срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Положениями статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).
Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 6).
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (пункт 7).
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункт 8).
Как следует из материалов дела, 24.04.2018 между субъектом Российской Федерации Ленинградской областью в лице управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (далее управление) и АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности «Ленинградская область», по условиям которого региональный оператор организовывает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО) на территории зоны деятельности «Ленинградская область» в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами Ленинградской области, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ленинградской области и настоящим Соглашением (пункт 1.2).
Согласно пункт 3.9 Соглашения, в случае, если региональный оператор владеет объектами по обработке, и (или) обезвреживанию, и (или) захоронению, то региональный оператор обязан осуществлять обработку, и (или) обезвреживание, и (или) захоронение ТКО на таких объектах в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор несет ответственность за выполнение плановых значений показателей эффективности объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, установленные в отношении объектов, принадлежащих региональному оператору.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор ссылался на то обстоятельство, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» установлено бездействие регионального оператора, в том числе, региональным оператором не в полной мере реализуются мероприятия, направленные на увеличение мощностей действующих полигонов ТБО и на создание новых систем обработки ТБО на территории анализируемого субъекта.
У регионального оператора на протяжении длительного времени отсутствует разрешительная документация для ввода в эксплуатацию новых полигонов, а также полигонов, находящихся на реконструкции, сроки неоднократно продлеваются.
Нарушение и перенос сроков при согласовании и вводе в эксплуатацию названных объектов в условиях низкой остаточной мощностью полигонов является недопустимым, что в свою очередь может привести к невозможности исполнения обязанностей регионального оператора, поставив под угрозу экологическую безопасность не только Ленинградской области, но и Санкт-Петербурга.
Отсутствие полигонов в достаточном объеме не позволяет распределить совокупный объем отходов, образующийся в результате жизнедеятельности человека, в результате создаются стихийные свалки на территории Ленинградской области.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, являющийся уполномоченным лицом в Ленинградской области по обращению с отходами, самостоятельно участвующим, в том числе, в процессе подготовки программ, формирования сроков строительства и введения в эксплуатацию полигонов по сбору и хранению твердых коммунальных отходов, взял на себя обязательства по введению спорных объектов, однако не выполнил их, чем нарушил права неопределенного круга лиц.
Неисполнение ответчиком до настоящего времени требований законодательства Российской Федерации, регламентирующих вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами, существенно нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 86 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 31.12.2015 № 683, органы государственной власти в целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры, направленные: на стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств; на развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления; на создание удовлетворяющих современным экологическим стандартам полигонов для размещения, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления.
25.01.2018 распоряжением Правительства Российской Федерации № 84-р утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (далее – Стратегия).
Разработка данной стратегии связана с наличием нерешенных задач на федеральном и региональном уровнях в области создания инновационной, технико-экономической системы, позволяющей минимизировать количество захораниваемых отходов, максимально обеспечив при этом ресурсосбережение, повторное вовлечение в хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов в качестве сырья, материалов, изделий превращение отходов во вторичное сырье для изготовления новой продукции и получения энергии.
Основополагающими принципами охраны окружающей среды, определенными ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) являются: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Требования к региональной программе в области обращения с отходами и ее мероприятия регламентированы ст. 13.2 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которой мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 13.2 Федерального закона № 89-ФЗ перечень мероприятий региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, учитывается при формировании мероприятий соответствующих государственных программ.
Статьей 24.13 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов региональным оператором в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами (пункт 1).
Приказом управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 22.07.2019 № 5 (далее – Территориальная схема) утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно приложению № 14 к Территориальной схеме до 2022 года запланировано к строительству 11 объектов обработки, утилизации, размещения отходов производства и потребления.
При этом, предполагаемый срок реконструкции полигона твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов по адресу: Кингисеппский муниципальный район Ленинградской области, Большелуцкое сельское поселение, земельный участок с кадастровым номером № – 2019 год, предполагаемый срок строительства объекта (комплекса) по обработке и размещению ТКО III-IV классов опасности и отдельных видов промышленных отходов по адресу: Приозерский муниципальный район, Ларионовское сельское поселение, земельный участок с кадастровым номером № - 2020 год.
В обоснование исковых требований также указано, что до настоящего времени положительные заключения на строительство, реконструкцию объектов обработки, утилизации, размещения отходов производства и потребления, в том числе с ТКО, предусмотренных приложением № 14 к Территориальной схеме не выдавались, решение о вводе объектов в эксплуатацию не принято.
Мощности действующих полигонов ТБО в настоящее время исчерпаны, и не могут в полном объеме обеспечивать надлежащую утилизацию образуемых и размещаемых на территории области отходов.
Так, согласно действующей Территориальной схеме (Приложение № 5) на территории области образуется 711 450,0 т/год ТКО, из них размещаются 661 540,0 т/год.
Из других субъектов Российской Федерации поступает 1 800 000,0 т/год ТКО для утилизации, обезвреживания, размещения.
В целях снижения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду на территории области в рамках программы Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 31.10.2013 № 368, реализуется подпрограмма «Обращение с отходами» государственной программы «Охрана окружающей среды Ленинградской области» (далее – Подпрограмма).
В рамках реализации Подпрограммы собственные средства АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» являются единственным источником финансирования по проведению основного мероприятия «Создание системы обращения с ТКО на территории Ленинградской области».
Так, Подпрограммой предусмотрено, в том числе, проектирование реконструкции объекта по переработке и размещению твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов в Кингисеппском муниципальном районе, ответственный исполнитель – АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», запланированы средства на сумму 6000,0 тыс. руб., исполнено на сумму 3600,0 тыс. руб. (60, %); реконструкция объекта по переработке и размещению твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов в Кингисеппском муниципальном районе, ответственный исполнитель – АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», запланированы денежные средства на сумму 37 406,0 тыс. руб., исполнено на сумму 40 906,9 тыс. руб. (109,4%); проектирование расширения и реконструкции объекта по переработке и размещению твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов на территории Приозерского района, ответственный исполнитель – АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», запланированы денежные средства на сумму 9050,2 тыс. руб., исполнено на сумму 6806,2 тыс. руб. (75,2%). строительство (расширение) и реконструкция объекта по переработке и размещению твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов на территории Приозерского района (II этап), ответственный исполнитель – АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», запланирована реализация на сумму 52 548,0 тыс. руб.
Таким образом, представленными в материал дела доказательствами подтверждается, что региональным оператором в области обращения с ТКО не в полной мере реализуются мероприятия, направленные на увеличение мощностей действующих полигонов ТБО и на создание новых систем обработки ТБО на территории Ленинградской области, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании АО «УК по обращению с отходами Ленинградской области» устранить бездействие путем строительства и ввода в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области; объекта по обработке и размещению твердых коммунальных отходов III-IV классов опасности в Приозерском муниципальном районе Ленинградской области; реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, Волховское участковое лесничество, квартал 421, земельный участок с кадастровым номером №; комплекса по обработке отходов мощностью 50 000 тонн/год на территории полигона в Подпорожском муниципальном районе, земельный участок с кадастровым номером №.
В апелляционной жалобе с учетом уточнений АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" просит изменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2021 года в части срока ввода в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, а также реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером №.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на текущий момент объект по обработке и размещению твердых коммунальных отходов III-IV классов опасности в Приозерском муниципальном районе Ленинградской области, а также комплекс по обработке отходов мощностью 50 000 тонн/год на территории полигона в Подпорожском муниципальном районе, земельный участок с кадастровым номером №, введены в эксплуатацию, что подтверждается актом № 1 от 04.10.2021 ввода в действие законченного строительством объекта «Реконструкция полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Приозерском районе Ленинградской области», находящийся по адресу: Ленинградская обл., Приозерский район, вблизи пос. Тракторное, заключением органа федерального государственного экологического надзора от 21.09.2021 № 670-ПР, а также разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 22.12.2017, актом приемки законченного строительством объекта от 20.12.2017 «Полигон твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Подпорожском районе Ленинградской области» (1-я очередь строительства).
Таким образом, решение суда первой инстанции исполнено.
Что касается срока ввода в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, а также реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером №, то следует отметить, что приказом Комитета Ленинградской области по обращению с отходами от 17.12.2021 № 19 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Ленинградской области.
Согласно указанной Территориальной схеме предполагаемый срок реконструкции полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером № – 2024 год, в связи с чем, ответчик просит установить следующие сроки ввода в эксплуатацию объектов:
- ввод в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в срок до 31.12.2023 включительно;
- ввод в эксплуатацию реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером № в срок до 31.12.2024 включительно.
Согласно положениям статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1).
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (часть 2).
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Поскольку в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Ленинградской области, утвержденной приказом Комитета Ленинградской области по обращению с отходами от 17.12.2021 № 19, установлены новые предполагаемые сроки строительства объекта обработки, утилизации, размещения отходов, принимая во внимание действия, совершаемые ответчиком в целях реализации своих полномочий, а также реальный срок, в течение которого решение суда может быть исполнено, с учетом требований действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2021 года в части срока ввода в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, а также реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером №.
Установить следующие сроки ввода в эксплуатацию объектов:
- ввод в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в срок до 31 декабря 2023 года включительно;
- ввод в эксплуатацию реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером № в срок до 31 декабря 2024 года включительно.
В остальной части основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену решения суда, не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2021 года изменить в части срока ввода в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, а также реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером №.
Установить следующие сроки ввода в эксплуатацию объектов:
- ввод в эксплуатацию реконструированного полигона твердых бытовых отходов в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в срок до 31 декабря 2023 года включительно;
- ввод в эксплуатацию реконструированного полигона твердых коммунальных отходов и отдельных видов промышленных отходов в Волховском муниципальном районе, Кисельнинском сельском поселении, в 2 км от деревни Кути, на земельном участке с кадастровым номером № в срок до 31 декабря 2024 года включительно.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Гришин Д.Ю.