Судья: Рябцева Л.В. Дело № 33-3951/2022 (2-40/2022)
Докладчик: Болотова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2022 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Карасовской А.В.,
судей: Болотовой Л.В., Шульц Н.В.,
с участием прокурора Роппель О.В.,
при секретаре Степанове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болотовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Новокузнецка Богрецовой Е.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 08 февраля 2022 года
по иску прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному Бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 43», Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куйбышевского района г Новокузнецка обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с иском к Муниципальному Бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 43» (далее МБОУ «ООШ № 43»), Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий, в котором просит обязать МБОУ «ООШ № 43» провести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: <адрес>, создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации, путем восстановления полной работоспособности технического состояния фундамента, отмостки, стенового ограждения, перекрытия, кровли, инженерных систем, полов, лестниц, благоустройство здания или организовать образовательный процесс в ином здании, соответствующем установленным санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, обеспечивающим жизнь и здоровье детей, работников организации. Возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения МБОУ «ООШ № 43» вышеуказанных требований. Установить администрации г. Новокузнецка и МБОУ «ООШ № 43» срок до 01.09.2022 г., в течение которого указанные действия должны быть совершены.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что МБОУ «СОШ № 43» требуется проведение капитального ремонта. По результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания МБОУ «ООШ № 43» составлено заключение по результатам обследования, согласно которому фундамент, отмостка, стеновое ограждение, перекрытие, кровля, инженерные системы, полы, лестницы, благоустройство здания МБОУ «ООШ № 43» признаны ограничено работоспособные: техническое состояние дверных и оконных проемов определено как работоспособное. Необходимо, в том числе восстановить отмостку по периметру здания, укрепить основание и усилить фундамент (основание здания находится в полностью замоченном состоянии, вода из внутреннего двора не имеет беспрепятственного выхода и уходит в основание, имеется трещинообразование стен), провести ремонт кровли, заменить все инженерные системы, заменить разрушенные и изношенные покрытия пола, то есть имеется существенная угроза жизни и здоровью обучающихся и работников данной образовательной организации. Прокурором г. Новокузнецка в адрес Главы г. Новокузнецка вынесено представление от 13.05.2021 г., в котором указано о сохранении существенной угрозы жизни и здоровья, обучающихся в период образовательного процесса при отсутствии капитального ремонта в МБОУ «ООШ № 43» и об устранении данного нарушения, однако, требования до настоящего времени не исполнены ввиду отсутствия финансирования, что не является основанием для освобождения ответчиков от выполнения, возложенных на них обязанностей по проведению капитального ремонта и надлежащего обеспечения безопасности детей.
При рассмотрении дела прокурор, уточнив свои требования, просит обязать МБОУ «ООШ № 43» разработать проектно-сметную документацию на комплексный капитальный ремонт здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать МБОУ «ООШ № 43» в соответствии с проектно-сметной документацией выполнить капитальный ремонт здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, создав тем самым безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации, или организовать образовательный процесс в ином здании, соответствующем установленным санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, обеспечивающим жизнь и здоровье детей, работников организации, и возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию капитального ремонта здания школы, установив ответчикам срок для исполнения решения суда до 31.12.2022 г.
Представитель истца – помощник прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка Цеплаков О.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержал.
Представитель ответчика МБОУ «ООШ № 43» - директор Вожик Ю.А. не возражала против возложения обязанности проведения капитального ремонта здания школы в соответствии с проектно-сметной документацией, однако, полагала, что предложенный истцом срок для выполнения капитального ремонта в школе (до 31.12.2022 г.) не является разумным и просила установить этот срок до 01.03.2024 г.
Представитель ответчика администрации г. Новокузнецка – Богрецова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований в части возложения обязанности по финансированию капитального ремонта школы, полагая, что Администрация г. Новокузнецка является ненадлежащим ответчиком, и данная обязанность, должна быть возложена на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка.
Представитель Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, Богрецова Е.А., действующая на основании соответствующей доверенности, не возражала против исковых требований в части необходимости проведения капитального ремонта здания школы, однако, считает, что предложенный истцом его срок не является разумным и просила установить срок до 01.03.2024 г.
Представитель третьего лица Муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее МАУ «РЭУ»), привлеченного к участию в деле, Свинцова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против заявленных исковых требований, однако просила суд продлить срок для выполнения капитального ремонта здания школы до 01.03.2024 г.
Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 08 февраля 2022 года постановлено:
Обязать Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 43» разработать проектно-сметную документацию на комплексный капитальный ремонт здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 43» в соответствии с проектно-сметной документацией выполнить капитальный ремонт здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, создав безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации или организовать образовательный процесс в ином здании, соответствующем установленным санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, обеспечивающим жизнь и здоровье детей, работников организации.
Возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию разработки проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию выполнения Муниципальным Бюджетным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа № 43» капитального ремонта здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Установить администрации г. Новокузнецка и МБОУ «ООШ № 43» срок совершения указанных действий до 01.03.2024 г.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Новокузнецка Богрецова Е.А. просит отменить решение суда в части возложения на администрацию г. Новокузнецка обязанности по финансированию мероприятий по проведению капитального ремонта.
Указывает, что суд не учел, что Комитет является уполномоченным органом администрации города Новокузнецка по осуществлению управления в сфере образования Новокузнецкого городского округа в пределах компетенции, определенной действующим законодательством Российской Федерации, является учредителем в отношении подведомственных учреждений, к компетенции которого отнесен вопрос финансирования подведомственных ему учреждений, формирует и утверждает муниципальные задания для подведомственных и иных учреждений, организует финансовое обеспечение выполнения муниципального задания подведомственными и иными учреждениями; выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств, установленных действующим законодательством в отношении подведомственных и иных учреждений. Комитет вправе выступать от имени муниципального образования - Новокузнецкого городского округа по искам к Новокузнецкому городскому округу по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств в случаях, предусмотренных законом. Учитывая вышеизложенное, муниципальное задание Учреждения формируется Комитетом, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Финансирование Учреждения осуществляется путем предоставления субсидии на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Комитетом (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) и Учреждением. Администрация города Новокузнецка не осуществляет финансирование Учреждения.
Возложение на администрацию города Новокузнецка обязанности по финансированию Учреждения как на собственника муниципального имущества также противоречит нормам действующего законодательства, а именно п. 1, 3 ст. 123.21, ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указывает, что с 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которым в пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.
Таким образом, отсутствуют правовые основания возложения на администрацию города Новокузнецка обязанности по финансированию Учреждения.
На апелляционную жалобу принесены возражения от прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка участвующего в деле Цеплаковым О.Ю.
В заседании судебной коллегии прокурор Роппель О.В. поддержала возражения на жалобу, находила решение суда законным, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, им было направлено судебное извещение по адресу, имеющемуся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Кемеровского областного суда в сети интернет: http://www.oblsud.kmr.sudrf.ru.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав прокурора, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация обязана, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
То есть, одним из условий безопасного осуществления образовательного процесса является необходимость соблюдения санитарных правил и норм к содержанию территории образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Из п. 3 "СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", принятых Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 153 следует, что категория технического состояния - степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции или здания и сооружения в целом, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа. В силу ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, согласно лицензии № № от 12.12.2019, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, МБОУ «ООШ № 43» осуществляет образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам начального, общего, основного общего, дополнительного образования. Свою образовательную деятельность МБОУ «ООШ № 43» осуществляет по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 14.03.2012 и от 27.03.2012 земельный участок и отдельно стоящее нежилое здание школы по <адрес>, переданы МБОУ «ООШ № 43» на праве оперативного управления на основании приказа КУМИ администрации г. Новокузнецка от 15.09.2010 № 274 «О закреплении имущества на праве оперативного управления за МОУ «ООШ № 43» и на основании Распоряжения администрации г. Новокузнецка от 05.03.1998 «О предоставлении прав на фактически занимаемые земельные участки».
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц в деятельности МБОУ «ООШ № 43» установлено, что зданию данной образовательной организации требуется капитальный ремонт.
Согласно заключения ООО «Южно-Уральский Центр Промэкспертиза» 2018 года по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания МБОУ «ООШ № 43», расположенного по адресу: <адрес>, по совокупности выявленных повреждений оценено как ограниченно работоспособное, в том числе: фундамент, отмостка, стеновое ограждение, перекрытие, кровля, инженерные системы, полы, лестницы, благоустройство. Процент физического износа здания на момент проведения обследования составляет 26 %, что указывает на его удовлетворительное состояние. В связи с разнообразием выполняемых работ по ремонту здания необходимо разработать проект ремонта, в составе которого предусмотреть сетевой график для определения последовательности выполнения работ. Обязательно вести технический и авторский надзор за производством работ. В случае, если между проведением обследования и началом выполнения работ пройдет 2 и более циклов замораживания – оттаивания конструкций (осенний или весенний период) провести дополнительное визуальное обследование на предмет отсутствия новых или сильного развития указанных в настоящем отчете дефектов.
В 2019 году ООО «Томская Буровая Компания» составлен отчет № по результатам инженерно-геологических изысканий.
По результатам визуального осмотра здания МБОУ «ООШ № 43» 18.09.2020 г. МБУ «Городское управление развития территории» просит директора школы произвести силами специализированной организации, инженерно-геологические изыскания и разработку проекта усиления основания, фундаментов и трещин здания, который необходим для обоснования принятых решений при разработке проекта капитального ремонта здания.
21.01.2021 заместителем Главы города по строительству направлено письмо директору МБУ «ГУРТ» с просьбой о включении в муниципальное задание разработку проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт здания МБОУ «ООШ № 43» с приложением копии технического паспорта здания и отчет по его обследованию.
Согласно акта внеочередного визуального осмотра конструктивов здания МБОУ «ООШ № 43» от 05.04.2021 здание оценивается, как ограничено работоспособное, требуется инструментальное детальное обследование основания и фундамента, после чего необходимо выполнить усиление основания фундамента и несущих стен по специально разработанному проекту. После выполнения усиления произвести капитальный ремонт здания.
13.05.2021 прокурором г. Новокузнецка вынесено представление Главе г.Новокузнецка об устранении нарушений федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности учащихся, работников и иных лиц в образовательных организациях, а именно, в связи с отсутствием финансирования из местного бюджета в отношении образовательных организаций, требующих капитального ремонта, в том числе МБОУ «ООШ № 43» не разработана проектно-сметная документация и потребовал принять меры к устранению и недопущению впредь указанных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также решить вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий, направленных на проведение ремонта.
В ответ на указанное представление прокурора, с учетом дополнения от 17.06.2021, Глава г. Новокузнецка сообщил о частичном устранении нарушения, указав, что мероприятия по проведению ремонтных работ образовательных учреждений (как текущего, так и капитального ремонта) будут реализованы при дополнительных источниках доходов в бюджет Новокузнецкого городского округа.
В требовании прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка № от 19.07.2021 указано, что первому заместителю главы г.Новокузнецка в срок к 26.07.2021 необходимо представить исчерпывающую информацию и подтверждающие его доводы документы о разработке проектно-сметной документации и сообщить о причинах отсутствия данной документации и капитального ремонта относительно в том числе МБОУ «ООШ № 43».
Из ответа на требование прокурора от 13.07.2021 следует, что в целях проведения капитального ремонта в 2019 году из средств местного бюджета выделено финансирование на разработку проектной документации на капитальный ремонт зданий школ, в том числе МБОУ «ООШ № 43». Контракт с подрядной организацией (МБУ ГУРТ) был расторгнут по причине затяжных сроков выполнения работ по контракту и некачественного исполнения проектной документации. В 2020 году по образовательным организациям, в том числе МБОУ «ООШ № 43», запланированы расходы на проведение капитального ремонта за счет средств Новокузнецкого городского округа.
Из представленной администрацией г. Новокузнецка на требование прокурора информации от 26.07.2021 следует, что в настоящее время МБУ Новокузнецкого городского округа «Городское управление развития территории» ведется разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МБОУ «ООШ № 43», предполагаемый срок окончания которого с получением заключения государственной экспертизы на указанную проектную документацию – I квартал 2022 г.
Согласно технического отчета ООО «АрконСтрой» от 30.12.2021№ № по обследованию и оценке технического состояния фундамента и стен здания МБОУ «ООШ № 43», фундаменты и несущие стены здания школы на момент проведения обследования находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Требуется усиление стен и фундаментов, а также укрепление оснований фундаментов в рамках реконструкции или капитального ремонта здания по проекту, разработанному специализированной организацией. Остаточный ресурс оснований фундаментов, фундаментов и несущих стен здания до капитального ремонта 3 года.
Из представленных МБУ «Городское управление развития территории» информации от 11.01.2022 следует, что проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания МБОУ «ООШ № 43» находится в стадии разработки. Ориентировочный срок выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания школы - декабрь 2022 г. без учета прохождения государственной экспертизы.
Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «ООШ № 43» учредителем и собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации г.Новокузнецка.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете образования и науки Администрации г. Новокузнецка, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2011 N 6/103 Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка (далее - Комитет) является отраслевым органом администрации г. Новокузнецка, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Финансовое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счет бюджета Новокузнецкого городского округа в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (п. 1.5).
Установив, что здание учреждения ответчиком МБОУ «ООШ № 43» эксплуатируется с нарушением требований законодательства по обеспечению безопасности в отношении неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, обязав Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 43» в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией выполнить капитальный ремонт здания по адресу: <адрес> в срок до 01.03.2024.
Возлагая на администрацию г. Новокузнецка обязанность в установленный судом срок профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства, суд исходил из того, что МБОУ «ООШ № 43» является муниципальным бюджетным учреждением, поэтому на администрации г. Новокузнецка как органе местного самоуправления, учредителе и собственнике имущества, обеспечивающем финансирование учреждения, лежит обязанность по финансированию необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений.
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном толковании закона и исследованных судом доказательствах.
Решение суда в части возложения на МБОУ «ООШ № 43» обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства, в частности, разработать проектно-сметную документацию и выполнить капитальный ремонт здания школы, сторонами не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на администрацию г. Новокузнецка обязанности по финансированию учреждения противоречит нормам действующего законодательства, поскольку собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по его обязательствам, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Устава г. Новокузнецка в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно п.п. 2.2. Порядка исполнения бюджета Новокузнецкого городского округа по расходам и учету бюджетных обязательств, утвержденному постановлением администрации г. Новокузнецка от 10.04.2004 № 54 «О реализации норм Бюджетного кодекса РФ», заключение и оплата получателем средств местного бюджета муниципальных контрактов (договоров), подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета, производится от имени муниципального образования в пределах доведенных получателю средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.
Статья 26.3 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" содержит следующие положения:
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (ч. 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 13 ч. 2);
- организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (п. 13.1 ч. 2);
- финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в подпункте 13 настоящего пункта (п. 13.2 ч. 2).
Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.06.2020 N 377 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса.
Согласно пункту 7 названных Правил предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения между главным распорядителем средств областного бюджета и муниципальным образованием Кемеровской области - Кузбасса о предоставлении субсидии из областного бюджета.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по финансированию мероприятий по разработке проектно-сметной документации и проведению комплексного капитального ремонта здания образовательного учреждения по <адрес> на администрацию г. Новокузнецка.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 08 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Новокузнецка Богрецовой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 29.04.2022 г.