ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3953/2021 от 10.12.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Витухина О.В.

№ 33-3953/2021

10RS0011-01-2021-013052-57

2-5550/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,

судей Гудковой Г.В., Мишеневой М.А.,

при ведении протокола помощником судьи Ивановой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 августа 2021 г. по иску Васильева С. В. к акционерному обществу «Прионежская сетевая компания», акционерному обществу «ТНС Энерго Карелия» о возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, (.....).
ХХ.ХХ.ХХ без предварительного уведомления его дом отключили от электричества. Акт об отключении с его участием не был составлен. Задолженность по оплате электроэнергии образовалась по причине некачественного оказания услуг по ее передаче. В связи с отключением электроэнергии дом стал непригоден для проживания: не было отопления, отсутствовала возможность приготовить пищу, постирать вещи, испортились продукты в холодильнике. Истец, полагая свои права как потребителя нарушенными, просил: признать отключение дома от электричества выполненным с нарушениями действующего законодательства, возложить на надлежащего ответчика обязанность безвозмездно подключить электричество к дому, произвести перерасчет платы за подачу электричества ненадлежащего качества с ХХ.ХХ.ХХ; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда 500000 руб., штраф.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

С данным решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить полностью или в части, принять по делу новое решение. Жалоба мотивирована тем, что судом не учтена причина образования у истца задолженности по оплате электроэнергии - ее ненадлежащее качество; отключение было произведено без письменного предупреждения о дате его проведения; расчет нормативов потребления электроэнергии произведен судом неверно; акт замера напряжения в доме истца не соответствует действительности; ответчиком не доказана поставка истцу электроэнергии надлежащего качества; наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления ее предоставления; при отключении электроэнергии был нарушен принцип соразмерности - создана угроза здоровью членов семьи истца; дом истца отапливается от электричества - отключение было произведено в период отопительного сезона.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «ПСК», АО «ТНС Энерго Карелия» просят оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.

Истец в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.

Представители ответчиков АО «ПСК» Лагунова О.Б. и АО «ТНС Энерго Карелия» Шестакова А.С., действующие по доверенностям, по доводам жалобы возражали.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

В соответствии с подп. «а» п. 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги установлен положениями п. 119 Правил № 354:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии со ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

В силу положений п. 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15).

Положениями п.10 Приложения №1 к Правилам № 354, предусмотрено, что отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Согласно п. 105 Правил № 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» - «ж» п. 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

В силу п. 109 Правил № 354 по окончании проверки составляется акт проверки.

В п. 110 (1) Правил № 354 предусмотрено, что в случае не проведения исполнителем проверки в срок, установленный в п. 108 настоящих правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Судом первой инстанции установлено, что истец является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: (.....).

В указанном жилом доме установлены два счетчика потребления электрической энергии, абонентом одного из которых по договору энергоснабжения является ВасильевС.В. Поставку электрической энергии осуществляет АО «ТНС энерго Карелия».

Жилой дом, находящийся по адресу: (.....), - подключен от воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ от трансформаторной подстанции № (диспетчерское наименование - ВЛ-0,4 кВ от ТП-126 фидер «Первомайский»). Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между АО «ПСК» и потребителями (согласно актам разграничения балансовой принадлежности) определены на изоляторах опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП-126.

Норматив потребления электрической энергии в соответствии с приказом Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от ХХ.ХХ.ХХ в месяц составляет 129 кВт.ч. на сумму 332,82 руб., а за 2 месяца - 258 кВт.ч. на сумму 665,64 руб.

Васильевым С.В. оплата электрической энергии по спорному адресу производилась несвоевременно и не в полном объеме. Размер задолженности по оплате электрической энергии, потребленной за октябрь 2020 г., по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ составлял 16412,57 руб., что значительно превышает размер двух месячных платежей, расчет которых произведен исходя из норматива.

АО «ТНС энерго Карелия» ХХ.ХХ.ХХ в 15 час. 14 мин. уведомило Васильева С.В. посредством телефонного звонка, с записью разговора, о необходимости оплатить сумму имеющейся задолженности в двадцатидневный срок с даты телефонного звонка, также он был предупрежден о том, что в случае неоплаты данной суммы в установленный срок будет введено приостановление режима электропотребления. Данный факт истцом не оспаривался.

В установленный срок Васильев С.В. имеющуюся задолженность
не погасил.

ХХ.ХХ.ХХ АО «ПСК» на основании уведомления АО «ТНС энерго Карелия» от ХХ.ХХ.ХХ было произведено полное ограничение режима потребления электрической энергии потребителю Васильеву С.В., о чем был составлен актотХХ.ХХ.ХХ.

Акт был составлен представителем исполнителя, о чем имеется соответствующая подпись.

ХХ.ХХ.ХХ и 24.03.2021в адрес АО «ТНС энерго Карелия» от Васильева С.В. поступили жалобы на поставку электроэнергии ненадлежащего качества по рассматриваемому адресу.

АО «ТНС энерго Карелия» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, не владеет на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии.

Сетевой организацией, владеющей электрическими сетями, посредством которых осуществляется поставка электрической энергии, и лицом, ответственным за содержание данных электрических сетей, является АО «ПСК».

В связи с чем, АО «ТНС энерго Карелия» в адрес АО «ПСК» были направлены письма о необходимости проведения проверки качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон с предоставлением в адрес Общества соответствующих актов, подтверждающих проведение указанных замеров.

Сотрудниками АО «ПСК» были проведены замеры качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, по результатам которых установлено, что параметры напряжения соответствуют требованиям ГОСТ 32144-2013, что подтверждается актами от ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ.

Доказательств наличия иных обращений Васильева С.В. к ответчикам на качество предоставления электроснабжения за период с 2014 г. по настоящее время, в силу положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия ответчиков по введению ограничения энергопотребления соответствуют требованиям действующего законодательства; доказательства предоставления истцу услуги ненадлежащего качества не представлены; нарушений прав потребителя по делу не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда мотивированы и основаны на установленных по делу обстоятельствах, всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Вопреки доводам жалобы, Правилами № 354 предусмотрено, что предупреждение потребителя посредством осуществления телефонного звонка является допустимым способом уведомления.

Факты нарушений качества коммунальной услуги должны быть подтверждены доказательствами, предусмотренными Правилами № 354, таковые истцом не представлены.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ответчику, оборудовано стационарными электронагревательными приборами для целей отопления, предусмотренными проектом дома или установка которых согласована в установленном порядке.

Норматив потребления 129 кВт определен судом верно в соответствии с приказом Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 28.08.2012 № 41, с учетом количества проживающих (3 человека) и тарифа «при отсутствии стационарной (напольной) электроплиты (использование стационарной газовой плиты) 43 кВт х 3)».

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка, что в данном случае не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия
от 31 августа 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи