Судья Иванова С.А. Дело № 33-3955/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Бережновой О.Н.,
судей Топорковой С.А., Местниковой С.А.,
при секретаре Васильевой Л.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2018 года
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2018 года, которым по иску прокурора г. Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Мирный» о понуждении совершить определенные действия,
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования заместителя прокурора г. Мирного в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Мирный» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества – комплектной трансформаторной подстанции «Русь» и воздушной линии электропередачи - 0.4 кВ, расположенных в районе шоссе Чернышевское в городе Мирном Республики Саха (Якутия).
Заслушав доклад судьи Местниковой С.А., мнение прокурора Птицыной М.Е., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Мирного обратился в суд с иском к администрации МО «Город Мирный» о понуждении в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - комплектной трансформаторной подстанции (далее - КТП) 250 кВА «Русь» и воздушной линии электропередачи (далее – ВЛ) 0.4 кВ, расположенных в районе ш. Чернышевское в г. Мирный РС(Я). Указанное бесхозяйное имущество было выявлено в результате проверки на территории Мирнинского района бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры в целях бесперебойного и безаварийного функционирования объектов ЖКХ в отопительный период. Техническое обслуживание по поддержанию работоспособности и исправности вышеуказанных объектов в настоящее время не ведется. Объекты электроэнергетики являются действующими, на объектах имеется вероятность обрушения и падения конструкции, проникновение посторонних лиц, а также падение ВЛ-0,4кВ. Поскольку названное недвижимое имущество расположено на территории МО «Город Мирный», собственник имущества неизвестен, орган местного самоуправления является единственным органом, способным владеть на праве собственности и использовать по назначению указанные объекты.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, представитель администрации МО «Город Мирный» Миронова Г.Б. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении иска, мотивируя тем, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Мирного в целях бесперебойного и безаварийного функционирования объектов ЖКХ в отопительный период проведена проверка на территории Мирнинского района бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что на территории г. Мирного в районе ш. Чернышевское расположены бесхозяйные объекты электроэнергетики - КТП 250 кВА «Русь» и ВЛ 0.4 кВ.
Согласно акту Энергоинспекции ПАО «Якутскэнерго» Мирнинского отделения Энергосбыт от 06.07.2018 на основании требования № ... от 08.05.2018 прокуратурой г. Мирного произведено обследование объектов электроэнергетики в целях установления факта подключения к ним потребителей. Произведен визуальный осмотр КТП «Русь», расположенной по адресу ш. Чернышевское. Электроснабжение осуществляется от ПС «Северная» яч. № 6 ВЛ-10 кВ ф. «Гаражи» (ЗЭС). Установлено, что от данной КТП и воздушных линий осуществляется электроснабжение гаражностроительных кооперативов, а именно: ГСК «Русь», ГСК «Союз-93», ГСК «Гаранат 2», ГСК «Проект 1», ГСК «Рудный», ГСК «Амако», ГСК «Бурундия», ГСК «Русь 2», ГСК «Ведение», ГСК «Русич», ГСК «Кедровый», ГСК «МЖК 91», ГСК «Олимп», 2 бокса на индивидуальных лицевых счетах.
Согласно ответу ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» от 26.03.2018 на запрос прокуратуры по объекту КТП «Русь» имеется возможность обрушения, падения конструкций и ВЛ 0.4 кВ. Информация об обслуживающей организации либо о собственнике отсутствует. ВЛ-10кВ ранее принадлежала и обслуживалась ООО «АЛРОСА-ГАЗ», но в 2016 году указанное юридическое лицо отказалось от ее обслуживания. ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» данный объект не обслуживает, паспортов на данное оборудование не имеет.
Из ответа администрации МО «Город Мирный» от 30.05.2018 на требование и.о. прокурора г. Мирный следует, что информация о бесхозяйных трансформаторных подстанциях и присоединенных к ним линиям электропередач, которые питают электрической энергией гаражно-строительные кооперативы в городскую администрацию не поступала. При выявлении такого рода бесхозяйных объектов администрация МО «Город Мирный» организует совместные совещания с представителями ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, в том числе и с представителями ПАО «Якутскэнерго», а также проводит последующее обследование, паспортизацию, мероприятия, направленные на признание бесхозяйных объектов муниципальной собственностью.
Из письма исполняющего обязанности начальника Мирнинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РС(Я) № ....4-340 от 26.06.2018 следует, что сведения о праве собственности на объекты КТП «Русь» по Чернышевскому шоссе в г. Мирный в ЕГРП отсутствуют.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу указанной правовой нормы иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных недвижимых вещей урегулировано Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулирующее.
В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Частью 1 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергобытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» объекты электроэнергетики отнесены к объектам топливно-энергетического комплекса. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 6). К субъектам топливно-энергетического комплекса относятся физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса (п. 13 ст. 2).
Обязанность органа местного самоуправления поставить данные объекты на учет в органе государственной регистрации предусмотрена также пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения (ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, поскольку в границах поселения организация электроснабжения отнесена к вопросам местного значения, то к организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования относится, в том числе, обеспечение муниципальным образованием содержания имущества, предназначенного для этих целей.
Согласно п. 4 ч. 6 ст. 14 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения, входит, в том числе, мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку КТП 250 кВА «Русь» и ВЛ 0.4 кВ являются бесхозяйным имуществом. Собственник объектов не установлен, в реестре муниципальной собственности они не значатся, в ведение или управление организаций или предприятий не переданы, в настоящее время ни у кого на балансе не состоят. Техническое обслуживание по поддержанию работоспособности и исправности данного имущества в настоящее время не ведется. Объекты электроэнергетики являются действующими, имеется вероятность обрушения и падения конструкций, проникновения посторонних лиц. Нахождение такого рода бесхозяйного имущества на территории муниципального образования ставит под угрозу обеспечение безаварийного электроснабжения неопределенного круга лиц, потребляющих электрическую энергию. Обязанность органа местного самоуправления поставить данный объект на учет в органе государственной регистрации предусмотрена законом.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеуказанные положения закона, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены письменными доказательствами, основаны на нормах материального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора и наличии оснований для отмены или изменения судебного акта, в связи с чем, решение суда, проверенное в пределах доводов жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: С.А. Топоркова
С.А. Местникова