ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3957/2018 от 13.06.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-3957/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 13 июня 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Нестеровой М.В.,

судей Озерова С.А., Хрулевой Т.Е.,

при секретаре Леметти О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 марта 2018 года по гражданскому делу №2-850/2018 по иску Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Управляющая компания по жилищно- коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» об обязании выполнить определенные действия,

Заслушав доклад судьи Хрулевой Т.Е., объяснения представителя ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района ЛО» ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Махмудова Э.Т., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

20.12.2017 Выборгский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» в интересах неопределенного круга лиц, в котором с учетом уточнений требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд обязать общество в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и Правил благоустройства в многоквартирном доме N 4 по улице Сержантской в г. Выборге Ленинградской области, в части ненадлежащего содержания многоквартирного дома, а именно:

- провести работы по ремонту в местах отслоения облицовочного (штукатурного) слоя фасада многоквартирного дома, а именно: на кирпичной кладке, в местах защемления несущих металлических элементов балконных плит в наружную стену здания, расположенных между 1 и 2, а также 3 и 4 этажами в подъездах N 1 и N 2 многоквартирного дома;

- произвести работы по очистке входной двери подъезда N 2 от надписей и изображений (граффити), путем окраски.входной двери;

- провести работы по смене внешних оконных рам на окнах, расположенных на лестничных клетках между 1 и 2, 2 и 3, а также 3 и 4 этажами подъезда N 2;

- провести работы по установке второй (внутренней) оконной рамы на окнах, расположенных между 1 и 2, а также 3 и 4 этажами подъезда N 2;

- провести работы по ремонту подъезда N 2, путем окраски стен и потолков;

- провести работы по остеклению дверного заполнения, а также установки дверного полотна тамбурного отсека, расположенного на лестничной клетке 1 этажа при входе в подъезд N 2;

- провести работы по очистке лестничной клетки, расположенной на 5 этаже в подъезде № 2, от бытового мусора;

- закрыть входную дверь в чердачное помещение, расположенную на лестничной клетке 5 этажа на замок;

- установить защитные плафоны на светильники освещения на лестничных клетках 1,2,3,4 и 5 этажей в подъезде N 2 многоквартирного дома;

- провести охранно-предупредительные мероприятия для устранения угрозы возможного обрушения аварийных балконных плит и балконных ограждений, относящихся к лестничным клеткам, расположенным между 1 и 2, а также 3 и 4 этажами в подъездах N 1 и N 2 многоквартирного дома, путем установки ограждений на земельном участке под указанными балконными плитами, а также демонтажа разрушающихся указанных балконных плит.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что в ходе проведенной прокурорской проверки совместно с представителем ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района ЛО» установлено, что ответчик не соблюдает требования жилищного законодательства в части надлежащего содержания многоквартирного дома, что ставит под угрозу условия безопасного проживания в указанном доме, а также временного пребывания в нем неопределенного круга лиц. Вынесенное прокурором 03.11.2017 в адрес генерального директора ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ оставлено без удовлетворения.

В ходе судебного разбирательства истец от требований о возложении на ответчика обязанности произвести работы по очистке входной двери подъезда N 2 от надписей и изображений (граффити), путем окраски входной двери, провести работы по остеклению дверного заполнения, расположенного на лестничной клетке 1 этажа при входе в подъезд N 2, провести работы по очистке лестничной клетки, расположенной на 5 этаже в подъезде № 2, от бытового мусора, закрыть входную дверь в чердачное помещение, расположенную на лестничной клетке 5 этажа на замок отказался в связи с добровольным устранением, отказ судом принят, производство по делу в этой части прекращено определением суда от 27.03.2018.

Решением Выборгского района Ленинградской области от 27.03.2018 иск Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» об обязании выполнить определенные действия удовлетворен частично. На общество возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязано устранить нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и Правил благоустройства в многоквартирном доме N 4 по улице Сержантской в г. Выборге Ленинградской области, в части ненадлежащего содержания многоквартирного дома, а именно: провести работы по ремонту в местах отслоения облицовочного (штукатурного) слоя фасада многоквартирного дома, а именно: на кирпичной кладке, в местах защемления несущих металлических элементов балконных плит в наружную стену здания, расположенных между 1 и 2, а также 3 и 4 этажами в подъездах N 1 и N 2 многоквартирного дома; провести работы по смене внешних оконных рам на окнах, расположенных на лестничных клетках между 1 и 2, 2 и 3, а также 3 и 4 этажами подъезда N 2; провести работы по установке второй (внутренней) оконной рамы на окнах, расположенных между 1 и 2, а также 3 и 4 этажами подъезда N 2; - провести работы по ремонту подъезда N 2 путем окраски стен и потолков; провести работы по установки дверного полотна тамбурного отсека, расположенного на лестничной клетке 1 этажа при входе в подъезд N 2; установить защитные плафоны на светильники освещения на лестничных клетках 1,2,3,4 и 5 этажей в подъезде N 2 многоквартирного дома; провести охранно-предупредительные мероприятия для устранения угрозы возможного обрушения аварийных балконных плит и балконных ограждений, относящихся к лестничным клеткам, расположенным между 1 и 2, а также 3 и 4 этажами в подъездах N 1 и N 2 многоквартирного дома, путем установки ограждений на земельном участке под указанными балконными плитами. В удовлетворении требований Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» об обязании произвести демонтаж разрушающихся балконных плит многоквартирного дома отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района ЛО» просило решение Выборгского района Ленинградской области от 27.03.2018 отменить в части возложения обязанности по проведению работ по ремонту в местах отслоения облицовочного (штукатурного) слоя фасада многоквартирного дома, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на то, что работы по ремонту и восстановлению фасада в отношении выявленного объекта культурного наследия относятся к мерам по сохранению объекта культурного наследия и проводятся только по заданию и с разрешения уполномоченного органа при наличии проектной документации. К проведению указанных работ допускаются юридические лица, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наслаждения (памятников истории и культуры) в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Третьи лица Комитет по культуре Ленинградской области и администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области в судебное заседание представителей не направили, извещены по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда на основании ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом 4.2.3.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 установлено, что фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.

Согласно п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов включают: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами. При выявлении повреждений и нарушений проводится разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

При рассмотрении дела судом установлено, что общество осуществляет управление жилым домом № 4, расположенным на улице Сержантская в городе Выборге Ленинградской области, на основании договора управления многоквартирным домом и является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами указанного жилого дома.

Согласно данным ВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» указанный многоквартирный дом с 14.03.1989 является исторически ценным градоформирующим объектом «Жилой дом», составляющим предмет охраны исторического поселения федерального значения город Выборг Ленинградской области (акт регистрации №5-5 от 14.03.1989) и представляет собой четырехэтажное здание, в котором размещены жилые помещения (квартиры), имеет два подъезда.

В ходе прокурорской проверки по обращению первого заместителя главы администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области ФИО2 содержания жилого дома N 4 по ул. Сержантская г.Выборга надзорным органом совместно с представителем ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» было установлено несоблюдение обществом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), что повлекло нарушение пунктов 2.6.2, 2.12.7, 3.2.2, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.16, 3.3.5, 3.3.6, 3.3.20, 4.2.1, 4.2.4.2, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4, 4.7.7, 4.8.14, 4.8.15, 5.6.1 названных Правил, а именно: расположенные на фасаде многоквартирного жилого дома несущие конструкции - балконы, находятся в неудовлетворительном состоянии: балконные плиты, относящиеся к лестничным клеткам, частично разрушены, несущие металлические элементы балконов и ограждений поражены коррозией. На кирпичной кладке, в местах защемления несущих металлических элементов балконных плит в наружную стену здания, трещины. На балконе, расположенном между 2 и 3 этажами во втором подъезде, утрачены отдельные элементы (ограждение балкона), полностью разрушена балконная плита, видна металлическая арматура. Балконные плиты затянуты материалом зеленого цвета. На входной двери подъезда N 2 многоквартирного дома имеется надпись - граффити; на лестничной площадке 1 этажа, на стене, имеется надпись - граффити; освещение лестничных клеток 1, 2, 3 и 4 этажей подъезда N 2 выполнено без защитных плафонов; стены и потолок подъезда № 2 имеют отслоение штукатурки, а также окрасочного слоя, трещины, подтёки; окна, расположенные между 1 и 2, 2иЗ,Зи4 этажами в неудовлетворительном состоянии, деревянные элементы рам имеют глубокое поражение гнилью; окна, расположенные между 1 и 2, а также 3 и 4 этажами не имеют второй (внутренней) оконной рамы; отсутствует остекление дверного проема, а также дверные полотна тамбурного отсека, расположенного на лестничной клетке 1 этажа при входе в подъезд N 2; на пятом этаже имеется три входа с лестничной плетки на чердак; на лестничной клетке 5 этажа складирован бытовой мусор; входная дверь в чердачное помещение, расположенная левее, не закрыта на замок, вход через указанную дверь в чердачное помещение подъезда N 2 доступен.

Указанные обстоятельства подтверждены составленным актом проверки от 15.12.2017 и приобщенными к нему фотоматериалами.

Факт нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда подтверждается фотоматериалами и актом от 15.12.2017, в отношении общества было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ от 03.11.2017.

В ходе судебного разбирательства общество в добровольном порядке выполнило ряд требований прокурора, а именно: произвело работы по очистке входной двери подъезда N 2 от надписей и изображений (граффити), путем окраски входной двери, провело работы по остеклению дверного заполнения, расположенного на лестничной клетке 1 этажа при входе в подъезд N 2, работы по очистке лестничной клетки, расположенной на 5 этаже в подъезде № 2, от бытового мусора, закрыло входную дверь в чердачное помещение, расположенную на лестничной клетке 5 этажа на замок. Доказательства того, что остальные выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения были ответчиком устранены, не представлены.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный характер в силу договора управления многоквартирным домом и направлено на поддержание технического состояния дома соответствующим обязательным требованиям действующего законодательства. При этом ссылки на то, что работы по ремонту в местах отслоения облицовочного (штукатурного) слоя фасада многоквартирного дома связаны с окраской и проводятся на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия и проектной документации на проведение работ, согласованной с органом охраны объектов культурного наследия отклонены судом.

В настоящем деле обжалует решение суда в части возложения обязанности по поведению ремонтных работ в местах отслоения облицовочного (штукатурного) слоя фасада многоквартирного дома в связи с чем проверка законности и обоснованности решения поводится судебной коллегией в названной части.

Судебная коллегия находит выводы суда о возможности возложения на управляющую компанию обязанности по проведению ремонта в местах отслоения облицовочного (штукатурного) слоя фасада многоквартирного дома неверными, не основанными на нормах действующего законодательства.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 № 73- ФЗ.

Пунктом 5 статьи 16.1 Закона установлено, что выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Согласно пункту 2 статьи 33 Закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе: согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Исходя из п. 4 статьи 9.2. Закона государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

При этом сохранение объекта культурного наследия – это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 статьи 40).

В частности в отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия (п. 1 статьи 47.2 ).

Таким образом, к выявленному объекту культурного наследия применимы, прежде всего, меры по сохранению объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию и ремонт объекта культурного наследия и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В статьях 41 и 42 Закона содержатся определения этих понятий. Под ремонтом объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Согласно статьи 45 Закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей ( пункт 1).

Пунктом 2 прдусмотрено, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности ( пункт 6).

Порядок выдачи задания и разрешения на проведение указанных работ, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта установлен Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30 июля 2012 года № 811 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия», Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05 июня 2015 г. № 1749 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08 июня 2016 г. № 1278 «О порядке выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 25.02.2013 № 4 "Об утверждении новой редакции административного регламента по предоставлению государственной услуги "Выдача заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; продление действия заданий и разрешений и внесение изменений в задания и разрешения в Ленинградской области" и признании утратившими силу приказов комитета по культуре».

Письмом от 27.05.2014 г. № 106-01-39/12-ГП Министерством культуры РФ разъяснено, что «аварийным признается состояние, угрожающее физической сохранности памятника или отдельных его частей, при котором непрерывно идут процессы разрушения, видоизменения и потери материальных компонентов памятника, в том числе аварийное состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и несущую способность. При этом без принятых мер по укреплению дальнейшая эксплуатация памятника должна быть незамедлительно прекращена из-за невозможности обеспечения безопасного пребывания в нем.

Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.

В состав научно-проектной документации в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» входит, в том числе, раздел «Предварительные работы». При необходимости, в составе предварительных работ разрабатывается проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий, включающий пояснительную записку, рабочую документацию, объектную и локальные сметы.

Техническое состояние памятника, в том числе его аварийное состояние, подтверждается на основании акта технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия) (далее - Акт).

Акт составляется на основании визуального и (или) инженерно- технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения.

При выявлении на этапе предварительных работ аварийного технического состояния объекта культурного наследия (частей объекта) Акт служит основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийных мероприятий.

Таким образом, противоаварийные работы проводятся на памятнике на основании проектной документации по проведению противоаварийньгх работ на объекте культурного наследия, разработанной в рамках раздела «Предварительные работы» научно- проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

Необходимость в ремонте памятника подтверждается Актом (техническим отчетом о состоянии объекта культурного наследия), в котором фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.

В данном случае ремонтом считается, в том числе, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения - оборудование, улучшающее показатели.

Таким образом, проектная документация либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ должны основываться на ранее разработанной научно-проектной документации, согласованной в установленном порядке, в которой указаны исторически применяемые материалы, конструкции, цветовое решение, для того, чтобы исключить изменение особенностей, составляющих предмет охраны памятника».

Следует отметить, что в соответствии с письмом Министерства культуры РФ от 25.04.2017 года № 131-01.1-39-00 задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдается собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия во исполнение норм статьи 35 Конституции Российской Федерации, статьи 210 части I Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей-47.3 и 47.6 Федерального закона для реализации требований охранного обязательства. Проектная организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, подготавливает проектную (рабочую) документацию по проведению консервации и (или) противоаварийных работ на объекте культурного наследия либо проектную (рабочую) документацию или рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованную с заказчиком. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, для получения разрешения на проведение консервации, противоаварийных работ либо ремонта объекта культурного наследия подает в соответствующий орган охраны объекта культурного наследия следующие документы, перечисленные в пунктах 5.3 и 5.4 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625 (далее - Порядок выдачи разрешения):

- заявление на выдачу разрешения (приложение № 4 или № 5 к Порядку выдачи разрешения);

- копию договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора;

-копию договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора (не предоставляется на работы по ремонту памятника);

-копию приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства;

-копию договора подряда на выполнение работ (не предоставляется, если заказчик имеет лицензию и самостоятельно выполняет работы);

-проектную (рабочую) документацию по проведению консервации и (или) противоаварийных работ либо проектная (рабочая) документация или рабочие чертежи на проведение ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованные с заказчиком.

Указанная документация на консервацию, противоаварийные работы и ремонт не требует согласования с соответствующим органом охраны объекта культурного наследия согласно приказу Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749 «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

Кроме этого, письмом от 22.02.2017 года № 45-01.1-39-НМ Министерством культуры РФ собственникам и иным законным владельцам объектов культурного наследия рекомендованы к применению «Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия», согласно разделу 4 которого «при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-Ф3, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

7) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия».

Методическими рекомендациями по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия» также предусмотрено, что основанием к плановому ремонту являются результаты технических осмотров и акты технического состояния, утвержденные представителем органа охраны объектов культурного наследия.

Работы по ремонту, как и работы по сохранению должны выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление: деятельности по сохранению объектов культурного наследия и опыт проведения реставрационных работ.

При эксплуатации недвижимого объекта культурного наследия запрещается производить какие-либо работы без разрешения органов охраны объектов культурного наследия и отсутствия необходимой проектной документации (пункт 7).

Пунктом 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности народов Российской Федерации».

Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия осуществляется Министерством культуры РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. N 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а также Приказом Минкультуры России от 06.05.2013 N 460 (ред. от 22.12.2014) "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги "Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2013 N 28976).

Таким образом, для проведения работ по ремонту многоквартирного жилого дома являющегося выявленным объектом культурного наследия, в т.ч. локальному, необходимо собственнику или иному законному представителю получить в соответствующем органе охраны культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; подготовить акт технического состояния, фиксирующий состав, виды и объемы работ по ремонту объекта культурного наследия с привлечением экспертов, аттестованных в установленном законодательством порядке, с приложением фотографических материалов, подтверждающих необходимость проведения ремонта; осуществить выбор и заключить соответствующий контракт с проектной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, на подготовку проектной (рабочей) документации по проведению консервации и (или) противоаварийных работ на объекте культурного наследия либо проектной (рабочей) документации или рабочих чертежей на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ. Данная проектная документация должна основываться на ранее разработанной научно-проектной документации, в которой указаны исторически применяемые материалы и технологии, конструкции, цветовое решение, для того чтобы исключить изменение особенностей, составляющих предмет охраны памятника. Проектные решения должны также содержать выводы обследования, обмеры, методики, при необходимости архитектурные и конструкторские решения.; осуществить выбор и заключить соответствующий контракт с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, для выполнения работ по ремонту выявленного объекта культурного наследия, а также договора на осуществление авторского и технического надзора, а также обратиться в соответствующий орган охраны культурного наследия за получением разрешения на право выполнения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия с приложением разработанной проектной документации и копиями заключенных договоров; проконтролировать выполнение силами лицензированной организации самих работ и сдать их результат органу охраны культурного наследия, выдавшему соответствующее разрешение.

Как следует из иска, прокурор требует проведения ремонтных работ в местах отслоения облицовочного (штукатурного) слоя фасада многоквартирного дома.

В опубликованном на официальном сайте Министерства культуры РФ (по адресу: https://www.mkrf.ru/activities/litsenzirovanie-deyatelnosti-po- sokhraneniyu-obektov-kulturnogo-naslediya/reestr-litsenziy/) Реестре лицензий на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведения о получении ОАО «Управляющая компания» по жилищно- коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» указанной лицензии отсутствуют.

Учитывая порядок проведения работ по ремонту здания -выявленного объекта культурного наследия, в том числе локального, в местах отслоения штукатурного слоя, связанный с окраской части фасадов следует прийти к выводу, что названные работы должны проводиться в рамках ремонта объекта культурного наследия с соблюдением требований законодательства об охране культурного наследия, так как при проведении данных работ неквалифицированными специалистами, без соответствующей лицензии и разрешения органа охраны культурного наследия могут быть нарушены архитектурный облик, предметы охраны памятника, использованы неаналогичные утраченным материалы и недопустимые методики работы, в результате чего может быть нанесен ущерб выявленному объекту культурного наследия.

Подавая иск, Выборгский городской прокурор должен был учитывать, что многоквартирный дом является выявленным объектом культурного наследия и соответственно учитывать вышеизложенное.

Поскольку доказательств соблюдения требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73- ФЗ для целей проведения ремонтных работных в местах отслоения облицовочного (штукатурного) слоя фасада многоквартирного дома истцом не представлено, а ответчик лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не имеет, то у суда первой инстанции не имелось законных оснований для возложения на ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» обязанности по проведению работ по ремонту в местах отслоения облицовочного (штукатурного) слоя фасада многоквартирного дома № 4 по улице Сержантской в г. Выборге Ленинградской области, а именно: на кирпичной кладке, в местах защемления несущих металлических элементов балконных плит в наружную стену здания, расположенных между 1 и 2, а также 3 и 4 этажами в подъездах №1 и № 2 многоквартирного дома.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без устранения которых невозможно защита законных интересов неопределенного круга лиц и общества, что согласно п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения в обжалуемой части.

Руководствуясь статьями ч. 1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ч. 1 ст. 329, п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 марта 2018 года в части возложения на открытое акционерное общество «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» обязанности по проведению работ по ремонту в местах отслоения облицовочного (штукатурного) слоя фасада многоквартирного дома № 4 по улице Сержантской в г. Выборге Ленинградской области, а именно: на кирпичной кладке, в местах защемления несущих металлических элементов балконных плит в наружную стену здания, расположенных между 1 и 2, а также 3 и 4 этажами в подъездах №1 и № 2 многоквартирного дома, отменить, в удовлетворении указанных требований Выборгскому городскому прокурору отказать.

В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 марта 2018 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи