ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3958 от 27.06.2014 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

 ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 Дело № 33-3958

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

 председательствующего судьи: И.А.Чемякиной

 судей : Мороз И.Г., Поздняковой О.Ю.

 при секретаре : Е.А. Козаченко

 рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июня 2014 года гражданское дело по иску Маркиной Л. А. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края о признании отказа в выплате субсидий неправомерным, возложении обязанности выплатить субсидию за 2013 год

 по апелляционной жалобе представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 апреля 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края Полещука В.В., Боликова Р.А., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Маркина Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, возложении обязанности выплатить субсидию за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

 В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Мариинского сельского поселения для оформления документов на предоставление субсидии из краевого бюджета на содержание поголовья коров, свиноматок, приобретения кормов. К заявлению прилагались все необходимые документы, а именно: выписка из похозяйственной книги об учете гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; справка-расчет причитающейся субсидии из краевого бюджета на содержание поголовья установленной формы; копия документа с указанием номера счета в банке. Администрация сельского поселения сгруппировала оформленные документы всех владельцев личных подсобных хозяйств и отправила в Министерство сельского хозяйства и продовольствия единым почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она не получила ни субсидии, ни извещения, ни возврата документов. После обращения к министру сельского хозяйства и Губернатору Хабаровского края, в начале ДД.ММ.ГГГГ получила конверт с документами и письменным ответом об отказе в приеме документов по причине пропуска срока подачи документов, письмо зарегистрировано исходящей датой ДД.ММ.ГГГГ, а на почтовом конверте в штемпеле отправки стоит дата ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края в выплате субсидии за ДД.ММ.ГГГГ на содержание поголовья коров, свиноматок, приобретения кормов незаконным и обязать ответчика выплатить субсидию за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

 Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 апреля 2014 года исковые требования Маркиной Л.А. удовлетворены. Отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия по Хабаровскому краю в выплате субсидии Маркиной Л.А. признан неправомерным. На Министерство сельского хозяйства и продовольствия по Хабаровскому краю возложена обязанность выплатить Маркиной Л.А. субсидию на содержание поголовья коров, свиноматок, приобретения кормов за ДД.ММ.ГГГГ в размере ДД.ММ.ГГГГ.

 В апелляционной жалобе представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края Колесников А.С. считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, поскольку п. 6.6 Порядка и условий предоставления субсидий (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 04.04.2013 г. № 69-пр) предусмотрено, что граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, до 01 июля текущего года предоставляют в министерство определенный перечень документов.

 При направлении документов по почте днем подачи документов считается дата регистрации документов в журнале регистрации. Заявление Маркиной получено ДД.ММ.ГГГГ Министерство возвратило заявителю документы сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в выплате субсидии не выражено.

 Суд в решении сослался на п. 5.58 и п.п. 3 п. 8 Порядка, между тем, данные пункты введены постановлением Правительства Хабаровского края от 07.10.2013г. № 319-пр «О внесении изменений в Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на поддержку животноводства, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 20 марта 2012 г. № 66-пр «О порядке и об условиях предоставления краевой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в Хабаровском крае», вступившим в силу 09.10.2013г. таким образом, суд применил нормативный акт в редакции, не действовавшей в период спорных правоотношений, чем нарушил нормы материального права.

 Кроме того, оснований для выплаты истцу субсидии не имелось в связи с нарушением норм Порядка и условий предоставления субсидий, регламентирующих сроки подачи документов. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

 Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.

 Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя администрации Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района, Маркиной Л.А., надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела

 Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

 Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Маркина Л.А. обратилась в администрацию Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края для оформления документов на предоставление субсидии из краевого бюджета на содержание <данные изъяты>.

 При этом заявителем были представлены следующие документы: заявление о предоставлении субсидии, справка-расчет о причитающейся субсидии, выписка из похозяйственной книги №, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия документа с указанием номера счета в банке.

 ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края направлены документы Маркиной Л.А. в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края.

 Согласно дате регистрации, указанные документы поступили в Министерство сельского хозяйства и продовольствия <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

 Право истца на получение указанной субсидии ответчиком не оспаривалось.

 ДД.ММ.ГГГГ Маркиной Л.А. сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ возвращены представленные документы, в связи с их несвоевременным поступлением.

 Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 78, п. 1 ст. 269 Бюджетного кодекса РФ п.п. 24 п. 11 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.02.2009г. № 50-пр, ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 07.07.20036г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», положениями Порядка и условиями предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на поддержку животноводства, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20 марта 2012г. № 66-пр «О порядке и об условиях предоставления краевой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в Хабаровском крае».

 Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края не имело оснований для возвращения заявления и приложенных к нему документов Маркиной Л.А.

 Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют приведенным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.

 Согласно пункту 6.6 Порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета, субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на содержание коров, свиноматок и на приобретение кормов выплачиваются гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»:

 - на содержание коров и свиноматок по ставкам субсидии: на содержание коров - 3000 рублей на 1 голову, на содержание свиноматок - 1500 рублей на 1 голову;

 - на корма по ставкам субсидии 1000 рублей на 1 голову коровы, 200 рублей на 1 голову свиноматки.

 Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, до 01 июля текущего года представляют в министерство следующие документы:

 - заявление по форме согласно приложению № к настоящим Порядку и условиям;

 - справку-расчет о причитающейся субсидии из краевого бюджета на содержание коров и свиноматок и на приобретение кормов по форме согласно приложению № к настоящим Порядку и условиям;

 - копию документа с указанием номера счета в банке для перечисления субсидии.

 Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, вправе представить выписку из похозяйственной книги об учете гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, заверенную администрацией муниципального образования края, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН). В случае если указанные документы не представлены заявителем, министерство самостоятельно получает их по межведомственному запросу.

 Довод апелляционной жалобы о неправомерности применения судом первой инстанции п. 5.5 Порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета, введенного в действие постановлением Правительства Хабаровского края от 07.10.2013 № 319-пр «О внесении изменений в Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на поддержку животноводства, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 20 марта 2012г. № 66-пр «О порядке и об условиях предоставления краевой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в Хабаровском крае» является обоснованным, однако основанием к отмене решения суда не является, поскольку п. 5.5 Порядка и условий, полностью дублирует п. 6.6 Порядка и условий предоставления субсидий, в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 04.04.2013г. № 70-пр «О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 20 марта 2012г. № 66-пр «О порядке и об условиях предоставления краевой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в Хабаровском крае», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.

 Довод апелляционной жалобы о нарушении заявителем срока обращения с заявлением о предоставлении субсидии, является не состоятельным.

 Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края от 26 января 2011 г. № 16 утвержден административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий из краевого бюджета гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на содержание коров и свиноматок», который разработан для выделения на территории Хабаровского края субсидий:

 - гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на содержание коров и свиноматок и в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, определяет последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению субсидий на указанные цели.

 Так, п. 1.6.1. Административного регламента предусмотрено, что при исполнении государственной услуги государственные служащие министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края осуществляют взаимодействие с: Правительством Хабаровского края; органами исполнительной власти Хабаровского края; органами местного самоуправления Хабаровского края; территориальными органами Федеральной службы судебных приставов; территориальными органами Федеральной налоговой службы; органами прокуратуры; органами внутренних дел; судами общей юрисдикции, арбитражными судами в соответствии с возложенными на них полномочиями; другими органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; юридическими лицами; индивидуальными предпринимателями.

 Кроме того, Административным регламентом предусмотрена блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги «Предоставление субсидий из краевого бюджета гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на содержание коров и свиноматок», в соответствии с которой претендент (заявитель) предоставляет первичные документы и расчеты размера причитающейся субсидии в Администрацию муниципального образования края.

 В свою очередь, администрация муниципального образования края осуществляет прием и проверку первичных документов, заполнения справки-расчета о причитающейся субсидии, после чего направляет пакет документов в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края. Министерство сельского хозяйства и продовольствия после принятия документов, осуществляет проверку первичных документов, проверку расчетов размера причитающейся субсидии, принимает решение по заявлению.

 Таким образом, Маркиной Л.А. был соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении субсидии из краевого бюджета, а также сроки обращения, поскольку в соответствии с Порядком и условиями предоставления субсидии, срок обращения установлен до 1 июля текущего года, заявление и пакет документов поданы в администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края 14.06.2013г., то есть со стороны претендента выполнены все необходимые условия.

 Администрация Ульчского района также своевременно – до 1 июля ( 24.06.2013 года) направила документы всех обратившихся с заявлениям на получение субсидии лиц в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края.

 Судебная коллегия полагает, что правовое значение при рассмотрении данного спора имеет тот факт, что заявитель имеет право на получение субсидии как лицо, ведущее подсобное хозяйство и содержащее КРС, что подтверждается соответствующими документами, своевременно и заранее выразила свою волю на получение мер государственной поддержки в виде субсидии, обратившись в администрации района, при этом соблюдался регламент действий, разработанный самим Министерством, администрация также своевременно направила документы в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края.

 Фактически право лица на получение мер государственной поддержки при ведении личного подсобного хозяйства в данном случае поставлено в зависимость от действий администрации, собирающей и направляющей документы ( как указано в регламенте), и действий третьих лиц – почтовой службы.

 Позднее поступление пакета документов из администрации Ульчского муниципального района в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края ( регистрация документов позднее 1 июля) не может вменяться в вину заявителю и служить безусловным основанием к отказу в иске.

 Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возврата документов Маркиной Л.А. в связи с пропуском срока обращения судебная коллегия считает обоснованным.

 Довод апелляционной жалобы о неправомерности применения судом п. 8 Порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета в действующей реакции, является обоснованным, но не влечет отмену решения, поскольку те же положения указанного пункта содержались в п. 7. Порядка и условий предоставления субсидий, в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 04.04.2013г. № 70-пр «О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 20 марта 2012г. № 66-пр «О порядке и об условиях предоставления краевой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в Хабаровском крае», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.

 В соответствии с п. 7 порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета (редакции постановления № 70-пр от 04.04.2013г.), документы, представленные сельскохозяйственными товаропроизводителями края для получения субсидий (за исключением субсидий, указанных в абзаце четвертом подпункта 6.2.3, подпункте 6.2.4 настоящих Порядка и условий), рассматриваются министерством в течение 15 рабочих дней с момента их подачи в соответствии с очередностью их регистрации в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью министерства.

 При направлении документов по почте днем подачи документов считается дата регистрации документов в журнале регистрации.

 По окончании установленного срока рассмотрения документов министерство в случае несоответствия документов настоящим Порядку и условиям возвращает в течение пяти рабочих дней со дня окончания рассмотрения документы сельскохозяйственным товаропроизводителям края на доработку.

 В случае непредставления после доработки документов, установленных настоящими Порядком и условиями, министерство принимает решение об отказе в предоставлении субсидии, о чем письменно извещает сельскохозяйственных товаропроизводителей края в течение пяти рабочих дней со дня окончания рассмотрения.

 Таким образом, возвращая заявление Маркиной Л.А. с приложенными документами, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края фактически отказало в предоставлении субсидии, так как сопроводительное письмо не содержит никаких указаний на недочеты, которые необходимо устранить.

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции при рассмотрении данного дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации, и постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства, по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 апреля 2014 года по делу по иску Маркиной Л. А. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края о признании отказа в выплате субсидий неправомерным, возложении обязанности выплатить субсидию за 2013 год - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края - без удовлетворения.

 Председательствующий: И.А.Чемякина

 Судьи: И.Г.Мороз

     О.Ю.Позднякова