дело N 33-3959/2020
2-56/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июля 2020 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Самохиной Л.М., Сенякина И.И., при секретаре Гришине К.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о понуждении совершить определенные действия
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области
на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 2 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Акчуриной Г.Ж., объяснения представителя ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области Дейнега О.М., представителя ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области Денисова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Бессоновой В.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области о понуждении совершить определенные действия. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в сентябре 2019 года проведена проверка исполнения администрацией исправительного учреждения требований уголовно-исполнительного законодательства. В ходе осмотра помещений жилых отрядов выявлены существенные нарушения закона и прав осужденных на предоставление им надлежащих санитарно-бытовых условий. Просил суд обязать ФКУ ИК-9 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт дорожного полотна при входе в здание общежития отрядов N 7, 8 и 9, произвести ремонт в жилых помещениях отрядов N 7, 8 и 9, а именно произвести покраску (штукатурку) стен и потолков, а также произвести капитальный ремонт напольных покрытий (Литер Е15). Обязать УФСИН России по Оренбургской области в течение 2 месяцев со дня поступления денежных средств из ФСИН России распределить указанные средства в ФКУ ИК-9 для проведения ремонта дорожного полотна при входе в здание общежития отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области и ремонта в жилых помещениях отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9, а именно произвести покраску (штукатурку) стен и потолков, а также произвести капитальный ремонт напольных покрытий. Обязать ФСИН России в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в УФСИН России по Оренбургской области для последующего распределения их в ФКУ ИК-9 области для проведения ремонта дорожного полотна при входе в здание общежития отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области и ремонта в жилых помещениях отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9, а именно произвести покраску (штукатурку) стен и потолков, а также произвести капитальный ремонт напольных покрытий.
В судебном заседании старший помощник Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Калинин А.А. исковые требования поддержал
Представитель ФКУ ИК-9 Дейнега О.М. исковые требования не признала, подтвердила необходимость проведения ремонтных работ, однако указала, что выделение денежных средств на эти цели запланировано в 2020 году. Полагает, что срок для выполнения указанных действий недостаточные, ввиду чего, просила в случае удовлетворения иска установить их до 31 декабря 2020 года, что будет способствовать реальному устранению нарушений.
Представители ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области в судебном заседании не присутствовали.
В письменном отзыве представитель ФСИН России исковые требования не признал, указал, что исправительное учреждение не имело возможности произвести ремонт в связи с тяжелым материальным положением, денежные средства выделялись не в полном объеме. Считает, что истцом заявлены недостаточные сроки для выполнения указанных действий.
Решением Акбулакского районного суда Оренбургской области от 2 марта 2020 года исковые требования удовлетворены. На ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области возложена обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт дорожного полотна при входе в здание общежития отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области, произвести ремонт в жилых помещениях отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области, а именно произвести покраску (штукатурку) стен и потолков, а также капитальный ремонт напольных покрытий (литер Е15). На УФСИН России по Оренбургской области возложена обязанность в течение 2 месяцев со дня поступления денежных средств из ФСИН России распределить указанные средства в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области для проведения ремонта дорожного полотна при входе в здание общежития отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области и ремонта в жилых помещениях отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области, а именно произвести покраску (штукатурку) стен и потолков, а также капитальный ремонт напольных покрытий. На ФСИН России возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в УФСИН России по Оренбургской области для последующего распределения их в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области для проведения ремонта дорожного полотна при входе в здание общежития отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области и ремонта в жилых помещениях отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области, а именно произвести покраску (штукатурку) стен и потолков, а также капитальный ремонт напольных покрытий.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-9 просит решение суда изменить, установив срок для производства ремонта в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-9 также пояснил, что учреждения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку материально-техническое обеспечение осуществляется ФСИН России.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что здание общежития отрядов N 7, 8 и 9 находится в оперативном управлении ФКУ ИК-9 на основании распоряжения ТУ Росимущества по Оренбургской области от 28 декабря 2006 года N 1819-р.
Из описания объекта недвижимости усматривается, что здание общежития рассчитано на 300 мест (отряды N 7, 8 и 9), этажность – 3, 1985 года постройки, конструктивное описание объекта – бутовый, кирпичные, шифер, общей площадью 1119,8 кв. м. (литер Е15).
Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области совместно с прокуратурой Оренбургской области в сентябре 2019 года проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона.
В ходе осмотра помещений жилых отрядов, где проживают осужденные, выявлены существенные нарушения закона и прав осужденных на предоставление им надлежащих санитарно-бытовых условий.
Так, помещения отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9, в частности, где содержатся тринадцать инвалидов (отряд N 7), требуют ремонта, поскольку в отдельных местах жилых комнат не имеется деревянного покрытия, стены и потолки имеют отслоение штукатурки, полы фактически не имеют ровного и гладкого покрытия, позволяющего делать качественную санитарную обработку помещения (литер Е15).
При входе в здание общежития отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9 дорожное полотно полностью разрушено, что затрудняет вход в здание осужденным, имеющим средства технической реабилитации.
Факт ненадлежащего состояния прилегающего дорожного полотна к входу в здание общежития отрядов N 7, 8 и 9 ФКУ ИК-9 и жилых комнат указанных отрядов, подтверждается фотоматериалом.
По выявленным нарушениям прокуратурой Оренбургской области 12 сентября 2019 года в адрес врио начальника УФСИН России по Оренбургской области внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.
Из ответа УФСИН России по Оренбургской области от 11 октября 2019 года на представление прокурора следует, что в целях устранения нарушений в общежитиях отрядов ФКУ ИК-9 запланировано проведение ремонта помещений отряда N 7, который будет завершен в срок до 30 ноября 2019 года.
Однако меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленного факта не выполнении ФКУ ИК-9 возложенной на него законом обязанности по производству ремонта здания, находящегося на балансе учреждения в полном объеме, необходимости возложения обязанности по обеспечению проведения ремонта помещения здания общежития.
При этом суд первой инстанции, основываясь на Положении о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, Положении о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного Приказом Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации от 11 июня 2015 года N 518, пришел к выводу, что главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России, следовательно, при недостаточности у ИК-9 средств, ответственность по его обязательствам субсидиарно несут ФСИН России и УФСИН России по Оренбургской области.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В статье 10 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В статье 99 этого же кодекса отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно пунктам 2.1., 2.5.2. Устава ИК-9 предметом и целью деятельности учреждения является создание осужденным условий содержания, соответствующих положениям федеральных законов и иных нормативных правовых актов, учреждение осуществляет материально-бытовое, медико-санитарное обеспечение осужденных.
Исходя из системного анализа указанных положений закона и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия находит верным вывод суда о не выполнении ФКУ ИК-9 возложенной на него законом обязанности по производству ремонта здания, находящегося в оперативном управлении учреждения в полном объеме, и необходимости возложения обязанности по обеспечению проведения ремонта дорожного полотна при входе в здание общежития отрядов и жилых помещениях отрядов N 7, 8 и 9.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-9 также указал, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу. С данными доводами судебная коллегия не соглашается ввиду следующего.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При этом в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Исходя из взаимосвязи указанных положений учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
Поскольку жилое здание общежитий находится на праве оперативного управления у ИК-9, то оно является ответственным за благоустройство данного здания, обязано нести бремя содержания переданного в пользование имущества, в том числе, чтобы данное имущество не создавало опасности для жизни и здоровья людей, а также при его эксплуатации не могло причинить ущерб иным лицам.
Относительно довода апелляционной жалобы об установлении срока для производства ремонта в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то судебная коллегия полагает, что он заслуживает внимания.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, характера возложенных на ответчиков обязанностей и действий, совершение которых необходимо для устранения нарушения прав осужденных, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса прав и законных интересов сторон, судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения решения суда – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, то есть до 7 июля 2021 года.
Судебная коллегия также не может согласиться с возложением на ФСИН России обязанности выделить денежные средства для проведения ремонтных работ.
Согласно пункту 7 положения о ФСИН России от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Однако понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по проведению ремонтных работ является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ФСИН России обязанности выделить денежные средства УФСИН России по Оренбургской области для последующего распределения их в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Оренбургской области для проведения ремонта, равно как и для возложения обязанности на УФСИН России по Оренбургской области обязанности распределить указанные средства в ФКУ ИК-9.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 2 марта 2020 года изменить, изложив в следующей редакции:
"исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области произвести ремонт (покраску (штукатурку) стен и потолков) в жилых помещениях отрядов NN 7, 8 и 9, произвести капитальный ремонт напольных покрытий (литер Е15), произвести ремонт дорожного полотна при входе в здание общежития отрядов NN 7, 8 и 9 Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области до 7 июля 2021 года.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о понуждении совершить определенные действия отказать".
Председательствующий
Судьи