Судья Мацкевич Р.Н. Дело № 33-3959/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 08 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Ячменевой А.Б., Мурованной М.В.
при секретаре Волкове А.В.,
помощник судьи С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения – отделение Пенсионного Фонда РФ в Томской области ФИО1 на решение Советского районного суда г. Томска от 23.07.2021
по делу № 2-2531/2021 по иску ФИО2 к Государственному учреждению – отделение Пенсионного Фонда РФ в Томской областио перерасчете пенсии с учётом повышенного отношения заработков 1,7 с 02.10.2020, с учетом повышения фиксированной выплаты 30 процентов с 01.01.2015,
заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения ФИО2, его представителя ФИО3, возражавших против доводов жалобы,
установила:
ФИО2 обратился с иском к Государственному учреждению – отделению Пенсионного Фонда РФ в Томской области о перерасчете пенсии с учётом повышенного отношения заработков 1,7 с 02.10.2020, с учетом повышения фиксированной выплаты 30 процентов с 01.01.2015.
В обоснование требований указано, что 15.11.2003 истцу в соответствии с п.6 ч.1 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ назначена пенсия. 08.10.2020 решением № 5265 Центра ПФР №1 отказано в перерасчете пенсии в соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона от 28.12.2013 в связи с отсутствием стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера необходимой продолжительности, отказано в применении повышенного отношения заработков, так как отсутствует требуемая продолжительность стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В стаж работы Центр ПФР № 1 не включил период службы в Вооруженных Силах, которая проходила в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - подтверждается архивной справкой. При работе в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, каждый год работы учитывается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Центр ПФР № 1 в судебном заседании исковые требования не признала.
Обжалуемым решением на основании ст. ст. 19, 39 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1, 7, 28, 28.1, 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исковые требования удовлетворены: на Центр ПФР № 1 возложена обязанность произвести перерасчет пенсии ФИО2 с учетом повышенного отношения заработков 1,7 с 02.10.2020; на Центр ПФР № 1 возложена обязанность произвести ФИО2 перерасчет с учетом повышения 30 % фиксированной выплаты с 01.01.2015; с Центра ПФР № 1 в пользу ФИО2 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое, которым в удовлетворении исковых требований к отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что стаж истца непосредственной работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 19 лет 3 месяца 7 дней, что недостаточно для установления повышенной фиксированной выплаты и повышенного отношения заработков. В северный стаж не может быть включен период военной службы по призыву с 25.11.1967 по 13.11.1969. При определении права на пенсию истцу период военной службы учтен ответчиком в страховой стаж. Расчет размера трудовой пенсии истца произведен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который является наиболее выгодным для истца.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО2 просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с чч.3, 4 ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам абз.1 ч.1 и абз.1 ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
Как видно из дела, решением Государственного учреждения - Центра ПФР № 1 от 08.10.2020 №4631 ФИО2 отказано в перерасчете пенсии в соответствии с ч.8 ст. 18 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в связи с отсутствием стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, необходимой продолжительности, в связи с тем, что в указанный стаж не включен период с 25.11.1967 по 13.11.1969 военной службы по призыву, поскольку при исчислении страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ (северного) для установления повышения фиксированной выплаты в соответствии с ч.5 ст. 17 Закона от 25. 12.2013 № 400-ФЗ положения указанного закона в части применения законодательства, действовавшего в период выполнении работы (деятельности), во внимание не принимаются. Предусмотрено включение службы только в страховой стаж, продолжительность 1 год 11 месяцев 19 дней.
Решением Государственного учреждения - Центра ПФР № 1 от 08.10.2020 № 5265 (во изменение решения № 4631 от 08.10.2003) ФИО2 отказано в перерасчете пенсии в соответствии с ч.8 ст. 18 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в связи с отсутствием стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, необходимой продолжительности. Также решено не применять повышенное отношение заработков, так как отсутствует требуемая продолжительность стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (20 лет) на 01.01.1992. Данное решение основано на том, что не включен в специальный стаж период с 25.11.1967 по 13.11.1969 - военная служба по призыву.
Как видно из дела, 15.11.2003 ФИО2 назначена пенсия в соответствии с п.6 ч.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2021 № 173-ФЗ.
Как следует из Архивной Справки ФГУ КУ «Центральный архив Министерства обороны» от 21.10.2020 № 3/206856 по архивным документам установлено, что ФИО2, /__/ г.р., призванный Кривошеинским РВК Томской области 09.11.1967 г. (приказ № 276) от 13.11.1969 (приказ № 263) в должности /__/, войсковая часть /__/ в 1967-1969 г.г. дислоцировалась в /__/.
Согласно Письму Минтруда РФ № 1707-14, ПФ РФ № 06-28/4114 от 28.05.1998 «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера в Сахалинской области отнесены все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера (Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский, Южно-Курильский, г. Оха).
Таким образом, служба ФИО2 по призыву проходила в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
Обращаясь с настоящим иском, ФИО2 указал, что с учетом периода службы в армии по призыву с 25.11.1967 по 13.11.1969 в местности, приравненной к Крайнему Северу, у него имеется необходимый для перерасчета пенсии северный стаж.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что у ФИО2 имеется необходимый стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу, в размере более 20 лет, в который подлежит включению период службы в армии по призыву, в связи с чем имеются основания произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного отношения заработков в размере 1,7, а также с учетом повышения 30 % фиксированной выплаты.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью данного вывода.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон).
Согласно части 8 статьи 18 Закона от 28.12.2013 в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона от 28.12.2013 лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления и соответственно перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 Закона (за работу в районах Крайнего Севера) и ч. 6 ст. 17 Закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Положения ст. 17 Закона являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное указанной нормой правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 30 Федерального Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле, при этом отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Абзац первый пункта 6 части 1 статьи 30 Закона от 17.12.2001 указывает, что мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего на момент обращения истца за назначением пенсии) трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 названного закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В период службы истца действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".
В соответствии со статьей 8 названного Закона право на пенсию по старости имели рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.
С 01 марта 1960 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г.), который в подпункте "д" пункта 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.
Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
С 01 января 1968 г. введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-У11 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-У11), которым в пункте 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" принято постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее - Положение от 03 августа 1972 г. N 590).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 названного Положения от 03 августа 1972 г. N 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Анализ приведенных норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-У11, так и Положение от 03 августа 1972 г. N 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 03 августа 1972 г. N 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. При этом назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже ни одним нормативным актом предусмотрено не было.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" (далее - Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181) было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
Таким образом, постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1), в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.
К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
При этом указанным Законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
В связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 11 июля 2002 г. N 516), которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии с пунктом 2 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости производится суммирование работ с вредными и тяжелыми условиями труда. К периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется суммирование работ, предусмотренных в статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях".
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", утратившего силу в связи с изданием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Действующий с 01 января 2015 г. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения от 25 января 2012 г. N 19-О-О, от 23 декабря 2014 г. N 2781-О, от 16 июля 2015 г. N 1640-О, от 28 января 2016 г. N 48-О и др.).
Ранее соответствующее правовое регулирование содержалось в положениях подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", частях 1 - 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и дублировалось в положениях частей 1, 3 и 4 статьи 25, 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом ухудшения условий реализации прав истца на пенсионное обеспечение, на которое он рассчитывал до введения в действие нового правового регулирования, не произойдет, поскольку на момент прохождения истцом военной службы по призыву возможность установления фиксированной выплаты к страховой (трудовой) пенсии по старости законом не была предусмотрена и при внесении впоследствии соответствующих положений в нормативный правовой акт законодатель был вправе установить условия их реализации, в том числе, отличные от условий реализации права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Вместе с тем по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 19.01.2007 N 38-В06-6.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 28.01.2016 N 48-О решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О и др.).
Оспариваемый пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляющий включение в специальный стаж периодов работы (а не военной службы), выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, сам по себе не может рассматриваться как ограничивающий права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
Приведенными правовыми нормами установлено, что при определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Возможности включения в специальный стаж срочной военной службы ни нормы законодательства, действовавшего в период службы истца, ни нормы действующего в настоящее время пенсионного законодательства не предусматривают.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам при соблюдении ряда условий периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Таким образом, вывод суда о необходимости подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, а также для применения повышенного отношения заработков в таком же порядке, который применяется для назначения пенсии за работу в указанных районах и местностях, не основаны на законе.
Как видно из дела, при определении права на пенсию истцу указанный период военной службы учтен в страховой стаж для определения права на пенсию.
Однако, обращаясь с настоящим иском, истец просил произвести перерасчет размера пенсии, а не включить период военной службы в стаж для приобретения права на пенсию.
Коме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" норма п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых не страховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Следовательно, только наличие специального стажа работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу, не менее 20 лет и в районах Крайнего Севере не менее 15 лет, является условием для применения повышенного отношения.
Учитывая, что такой стаж истца составляет в календарном исчислении 19 лет 3 месяца 7 дней, вывод суда о применении повышенного отношения заработных плат, а также повышенного размера фиксированной выплаты при расчете пенсии истца при условии, что у истца не имеется необходимого стажа, является ошибочным.
Ссылка истца на справку, выданную Центр ПФР №1 от 17.05.2021, с указанием продолжительности периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, учтенных при установлении страховой пенсии, 21 год 3 месяца 12 дней, не может быть принята во внимание, поскольку данный период стажа установлен с учетом периода военной службы по призыву с целью установления страховой пенсии, а не специального стажа. При этом согласно сведениям, приведенным в данной справке о периодах работы истца в местности, приравненной к Крайнему Северу, такой стаж в календарном исчислении составляет 19 лет 3 месяца 7 дней, что с учетом вышеприведенных положений закона свидетельствует об отсутствии требуемой продолжительности северного стажа для перерасчета пенсии по заявленным основаниям.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 23.07.2021 отменить. Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению – отделение Пенсионного Фонда РФ в Томской областио перерасчете пенсии с учётом повышенного отношения заработков 1,7 с 02.10.2020, с учетом повышения фиксированной выплаты 30 процентов с 01.01.2015 отказать.
Председательствующий
Судьи: