ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3960/17 от 05.12.2017 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Бесмельцев А.В. Дело № 33-3960/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда
в составе:

судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Душечкиной Н.С., Ушаковой И.Г.,

при секретаре судебного заседания Буториной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 05 декабря 2017 года гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области
в интересах ФИО1 к Финансовому управлению Курганской области, ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» о взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области
на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 21 сентября
2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области удовлетворить.

Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу ФИО1 денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере 1903 руб. 74 коп.»

Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г., пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском
в интересах ФИО1 к Финансовому управлению Курганской области, Государственному казенному общеобразовательному учреждению «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (далее - ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат») о взыскании денежных средств. В обоснование требований указывал, что
по результатам проведенной проверки исполнения жилищного законодательства установлены нарушения прав ФИО1 на меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, со стороны ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат» и Департамента образования и науки Курганской области. ФИО1 имеет право на меры социальной поддержки
в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения по Закону Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности» по категории «Педагогический работник». Отсутствие у истца отдельного прибора учёта потреблённой электроэнергии на освещение жилого помещения не может повлечь
за собой отказ в возмещении произведённых расходов по оплате электроэнергии
на иные цели, кроме освещения. Ссылалось на то, что ФИО1 с 01.01.2016
по 31.10.2016 понесены расходы на оплату электроэнергии в размере 5168 руб.
30 коп., из которых ей возмещено 3264 руб. 56 коп., сумма не компенсированных расходов составила 1903 руб. 74 коп. Просил суд взыскать с финансового управления Курганской области в пользу ФИО1 денежные средства, потраченные ею
на оплату электроэнергии в размере 1903 руб. 74 коп.

В судебном заседании помощник прокурора Лебяжьевского района Петров Д.А. поддержал заявленные исковые требования.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена судом надлежащим образом.

Представители ответчиков ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат», Финансового управления Курганской области, представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены судом надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации).

Лебяжьевским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1991 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании»), действовавший до 01.09.2013, п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), вступивший в силу 01.09.2013, признает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения данных расходов устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета,
а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений – законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Полагает, что с установлением федеральным законодателем льготы для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Указывает, что, в силу п. 7 ст. 26.3 Федерального закона
от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации,
а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Ссылается на то, что финансовое обеспечение производится за счет субвенций из федерального бюджета. Указывает, что федеральным законодателем
не урегулированы условия и порядок предоставления и возмещения педагогическим работникам образовательных учреждений мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации, и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме,
то есть в части не обеспеченной Законом Курганской области от 07.09.2005 № 75
«О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и
в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (далее - Закон Курганской области № 75), является расходным обязательством Российской Федерации, соответственно, вывод суда о праве истца на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области не обоснован. Ссылаясь на положения Закона Курганской области № 75, указывает, что финансирование расходов, предусмотренных данным законом, осуществляется за счет средств областного бюджет, в соответствии с которым для педагогических работников образовательных учреждений предусмотрена компенсация оплаты освещения жилого помещения, а не электроснабжения. Настаивает, что доказательства расходов истца
на освещение, превышающие расходы, возмещенные образовательным учреждением, не представлены, следовательно, оснований полагать, что имеется нарушения прав истца, не имеется. Не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сумма, подлежащая взысканию, состоит из суммы, уплаченной истцом за весь объем электроэнергии за вычетом произведенной истцу компенсации. Полагает, что возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено Законом Курганской области № 75, влечет увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки. Ссылаясь на положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК Российской Федерации), Приложение 7 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2016 год» Закона Курганской области от 24.12.2015 № 127 «Об областном бюджете на 2016 год», указывает, что Финансовое управление Курганской области привлечено к участию в деле в качестве ответчика безосновательно. Считает, что не имеется доказательств противоправности действий государственных органов Курганской области, указанных в качестве ответчиков.
В решении суда не имеется ссылок на доказательства, подтверждающие обоснованность применения ст. 1069 ГК Российской Федерации. Компенсация,
на которую истец имеет право, выплачена ему в соответствии с Законом Курганской области № 75.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела
по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области Половникова А.А. считала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Истец, представители ответчиков Финансового управления Курганской области, ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат», третьего лица Департамента образования и науки Курганской области в суде апелляционной инстанции участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.

В порядке ст.ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец ФИО1 обратилась к прокурору Лебяжьевского района Курганской области с заявлением о защите ее прав в области социального обеспечения, просила оказать содействие в возмещении и выдаче денежных средств, оплаченных
за электроэнергию с января по октябрь 2016, на льготных основаниях, предоставляемых педагогам, проживающим в сельской местности.

Судом установлено, что ФИО1 работала в ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат» с 07.09.1009 заместителем директора по воспитательной работе, с 16.08.2004 по 09.08.2016 воспитателем, что подтверждается сведениями, содержащимися в ее трудовой книжке, и не оспаривалось ответчиками.

Истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу:
<адрес>, принадлежащее ей на праве собственности.

Согласно справке из ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10»
от 28.07.2017 ФИО1 в 2016 имела право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения по Закону Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности» по категории «Педагогический работник». Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям ФИО1 и членам ее семьи не предоставляются.

В соответствии со сведениями «Энергосбыт» – филиал АО «ЭК «Восток»
по оборотам лицевого счета № <***>, ФИО1 за период с 01.01.2016
по 31.10.2016 произведена оплата электроэнергии на общую сумму 15168 руб. 30 коп., из которых ей возмещено 3264 руб. 56 коп., сумма некомпенсированных истцу расходов на оплату освещения жилого помещения составила 1903 руб. 74 коп.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что гарантированное государством право на предоставление истцу бесплатной жилой площади с освещением в 2016 было нарушено, в результате чего ФИО1 понесла убытки, которые подлежат возмещению. Расходы по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам осуществляются за счет средств областного бюджета, в связи с чем, счел надлежащим ответчиком Финансовое управление Курганской области.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о правомерности заявленных требований.

Истец ФИО1 являясь пенсионером, 09.08.2016 уволена из ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат», в связи с чем,
с 01.01.2016 по 09.08.2016 она обладала правом на меры социальной поддержки как педагог, проживающий в сельской местности, а с 10.08.2016 по 31.12.2016 она имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения по Закону Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих
в сельской местности» (далее – Закон Курганской области № 75) по категории «Педагогический работник, вышедший на пенсию».

Судом требования истца удовлетворены со ссылкой только на то, что
ФИО1 являлась в заявленный в иске период педагогом, вместе с тем, указанные обстоятельства не повлияли на принятие законного и обоснованного решения.

Исходя из нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности ФИО1, право на бесплатные квартиры
с отоплением и освещением предоставлялось работающим в сельской местности педагогическим работникам, в том числе руководящим и педагогическим работникам дошкольных учреждений. Для таких работников, перешедших на пенсию, было предусмотрено сохранение этого права, если общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет, то есть, в качестве обязательного условия получения названной льготы после прекращения трудовых отношений и выхода
на пенсию необходимо было пользование ею на момент выхода на пенсию.

Как следует из материалов дела, на момент выхода ФИО1 на пенсию она обладала правом на меры социальной поддержки, в соответствии с Законом Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» действующему на момент обращения истца за предоставлением мер социальной поддержки, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации
и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Курганской области, регламентированы Закон Курганской области № 75.

В силу п.п. 1, 4 ст. 3 указанного Закона, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в соответствии с настоящим Законом предоставляются следующим категориям лиц, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области: педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с п. 2 ст. 4 указанного Закона, меры социальной поддержки, указанные в п. 1 настоящей статьи, сохраняются за педагогическими работниками образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области,
и муниципальных образовательных учреждений, педагогическими работниками, занятыми в государственной системе социальных служб, педагогическими работниками организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.

В целях реализации указанного закона администрацией (Правительством) Курганской области постановлением от 18.10.2005 № 379 (с последующими изменениями) утвержден «Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области»,
в соответствии с которым пенсионеры из числа лиц, указанных в п. 2 раздела
1 настоящего Порядка, за предоставлением мер социальной поддержки обращаются
в организации по последнему месту работы по соответствующей специальности либо
в случае смены места жительства, ликвидации организации - в органы местного самоуправления по месту жительства. Начисление и выплата компенсации расходов
на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы (пенсионерам - по последнему месту работы по соответствующей специальности, пенсионерам, сменившим место жительства, а также в случае ликвидации организации - органом местного самоуправления по месту жительства) в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих
и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», после представления документов, указанных
в пунктах 4-7 настоящего раздела.

Организации, находящиеся в ведении Курганской области, осуществляющие начисление и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг, представляют сводный отчет о произведенных выплатах соответствующему главному распорядителю средств областного бюджета до 5-го числа каждого месяца.

Организации, находящиеся в ведении муниципальных образований, осуществляющие начисление и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представляют сводный отчет о произведенных выплатах в органы местного самоуправления до 5-го числа каждого месяца.

Для определения права на компенсацию педагогических работников, вышедших на пенсию, необходимы также копия пенсионного удостоверения, копия трудовой книжки; документ, подтверждающий получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников.

Таким образом, на момент обращения истца за предоставлением компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как проживающему
в сельской местности лицу, вышедшему на пенсию педагогическому работнику, действовали правовые акты, предусматривающие предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения проживающим
в сельских населенных пунктах пенсионерам из числа педагогических работников, работавших в образовательных организациях находящихся в ведении Курганской области и муниципальных образовательных учреждений, при соблюдении следующих обязательных условий: занятие педагогической деятельностью образовательных организациях находящихся в ведении Курганской области и муниципальных образовательных учреждений непосредственно перед выходом на пенсию, наличие
у них не менее 10 лет стажа работы в названных учреждениях (организациях)
и получение на момент выхода на пенсию указанной меры социальной поддержки.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец проработала более 10 лет
в дошкольном учреждении в сельской местности, является пенсионером и проживает
в сельской местности, имелись основания для возложения на ответчика обязанности предоставить ей льготы по оплате электроэнергии.

В силу ст. 15 ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания
не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1069 ГК Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая ФИО1
в 2016 мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и взыскал в пользу истца сумму, оплаченных ею, но некомпенсированных расходов на электроэнергию в размере
1903 руб. 74 коп.

Расчет размера убытков, представленный прокурором, ответчиками
не оспаривался, иных расчетов не представлено.

Судебная коллегия полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы Финансового управления Курганской области о том, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение»
и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства.

Не соглашается судебная коллегия с доводом апелляционной жалобы
о необоснованном возложении судом первой инстанции обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области.

Согласно ст. 1071 ГК Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии
с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 123 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким образом, исходя из указанной нормы права, Финансовое управление Курганской области является надлежащим ответчиком по делу, и в силу закона выступает от имени казны субъекта Российской Федерации – Курганской области.

Согласно п. 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в Законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных
в п. 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных
на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.

Как следует из Устава, утвержденного приказом Главного управления образования Курганской области от 25.12.2015, ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат» является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область, функции и полномочия которого осуществляет Департамент образования и науки Курганской области (п. 6, 54).

Таким образом, меры социальной поддержки, на которые имеет право
ФИО1, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.

Согласно п. 3 ст. 158 БК Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Статьей 21 БК Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с не предоставлением мер социальной поддержки педагогическому работнику в полном объеме с Финансового управления Курганской области.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит, поэтому они не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения. Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.

Судебная коллегия находит, что все обстоятельства дела были проверены судом первой инстанции с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным
по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области – без удовлетворения.

Судья – председательствующий И.В. Литвинова

Судьи: Н.С. Душечкина

И.Г. Ушакова