ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3966/2016 от 07.12.2016 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Свиридова Ж.А.

№ 33-3966-2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

07 декабря 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Самойленко В.Г.

судей

Кутовской Н.А.

Серовой М.Г.

при секретаре

Тарасовой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой Н.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о взыскании единовременной выплаты, материальной помощи, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе истца Антоновой Н.П. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 сентября 2016 года, по которому постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Антоновой Н.П. к Управлению Росреестра по Мурманской области о взыскании единовременной выплаты, материальной помощи и компенсации морального вреда - отказать».

Заслушав доклад судьи Серовой М.Г., объяснения истца Антоновой Н.П., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области Забенко Е.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Антонова Н.П. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее – Управление Росреестра по Мурманской области) о взыскании единовременной выплаты, материальной помощи, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истица указала, что в период с _ _ по _ _ работала в должности ***. При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск, однако в единовременной выплате и выплате материальной помощи в размере трех окладов денежного содержания отказано.

С _ _ по _ _ ей предоставлялась часть ежегодного оплачиваемого отпуска, при оформлении которого ей не было известно о предстоящем сокращении штата в Оленегорском отделе. Ввиду изложенного она не подавала заявление о выплате материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску, а также не могла представить такое заявление в период отпуска в _ _ , поскольку находилась за пределами Мурманской области.

_ _ года ей отказано в предоставлении отпуска в количестве *** календарных дней, о котором она просила в связи с заключением брака, а также отказано в производстве единовременной выплаты.

В дальнейшем в предоставлении единовременной выплаты к отпуску и оказании материальной помощи по её заявлению также отказано.

Ссылаясь на то, что у нее имелось право на получение единовременной выплаты и материальной помощи к отпуску, реализовать которое она не смогла, истица просила суд взыскать с ответчика единовременную выплату в размере двух окладов месячного денежного содержания и материальную помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания в размере *** рубля, компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

В судебном заседании Антонова Н.П. иск поддержала.

Представители ответчика иск не признали.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Антонова Н.П., ссылаясь на то, что судом не приняты во внимание существенные для дела обстоятельства, неверно применены нормы материального права, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.

В обоснование приводит обстоятельства, аналогичные указанным в исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Отмечает, что она уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением штата до предоставления более продолжительной части отпуска, которая согласно графику отпусков должна была составлять *** календарных дня с _ _ и при предоставлении которой должны производиться спорные выплаты.

Ссылается на то, что суд не принял во внимание и не учел, что она уволена по инициативе работодателя, до того момента, когда могла бы реализовать свое право на подачу заявления о предоставлении единовременной выплаты и материальной помощи к отпуску.

Полагает, что в данной ситуации работодатель должен был произвести спорные выплаты при её увольнении.

Обращает внимание, что указанные выплаты предусмотрены фондом оплаты труда, гарантированы законом, носят целевой характер, предназначены для обеспечения полноценного отдыха гражданского служащего и причитались бы ей по окончании календарного года при продолжении трудовых отношений. Выплата указанных сумм не может быть поставлена в зависимость от каких-либо обстоятельств, не предусмотренных законом.

Ссылается на то, что отказ в предоставлении единовременной выплаты и материальной помощи к отпуску умаляет ее право по сравнению с другими государственными гражданскими служащими.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Управления Росреестра по Мурманской области Забенко Е.П. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.

Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорным правоотношениям надлежащим образом применил нормы материального права.

Как следует из материалов дела, Антонова Н.П. (до вступления в брак – Л) с _ _ замещала различные должности федеральной государственной гражданской службы в Оленегорском отделе Управления Росреестра по Мурманской области, с _ _ по _ _ – должность ***

В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с пунктами 11, 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия).

В соответствии со статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (пункт 2).

В силу подпункта 6 пункта 5 указанной статьи, к дополнительным выплатам относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно пункту 8 указанной статьи, порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства (в расчете на год) для единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Условия и порядок выплаты материальной помощи и единовременной выплаты определяются Положением о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, разработанным в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и утвержденным Приказом Росреестра от 27 декабря 2011 года № П/534 (далее – Положение).

В силу пункта 1.1. названного Положения, при предоставлении федеральному государственному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух окладов месячного денежного содержания и оказывается материальная помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания на основании личного заявления федерального государственного гражданского служащего. Эти выплаты носят целевой характер и предназначены для обеспечения полноценного отдыха федерального государственного гражданского служащего. Выплаты производятся одновременно с выплатой денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска. В случае использования отпуска частями выплаты производятся при предоставлении более продолжительной части отпуска (не менее 14 календарных дней).

Согласно пункту 1.2. Положения, в случае если государственный гражданский служащий не использовал в течение текущего календарного года своего права на получение единовременной выплаты в соответствии с п. 1.1 Положения, данная единовременная выплата производится ему в конце года по личному заявлению.

Аналогичные условия и порядок выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска предусмотрены пунктами 3.1, 3.2 Раздела III Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Управления Росреестра по Мурманской области, утвержденного приказом Управления Росреестра по Мурманской области от 15 мая 2012 года №П/081.

В соответствии с пунктом 3.6 приведенного Положения решение о выплате материальной помощи и единовременной выплаты принимается руководителем Управления и оформляется приказом.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика (нанимателя) правовых оснований для предоставления истице спорных выплат и отказал в удовлетворении иска.

Причин не соглашаться с приведенным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку он основан на тщательном анализе вышеприведенных правовых норм, соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам, получившим оценку в решении суда по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как подтверждается материалами дела, _ _ руководителем Управления Росреестра по Мурманской области утвержден график отпусков на *** рабочий год, согласно которому, предоставление Антоновой Л ежегодного оплачиваемого отпуска установлено в следующей очередности: с _ _ продолжительностью *** календарных дней, с _ _ - *** календарных дня, с _ _ - *** календарных дней.

_ _ истица обратилась к представителю нанимателя с заявлением о предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска с _ _ продолжительностью *** календарных дней.

Поскольку данное заявление не содержало просьбы истицы о производстве единовременной выплаты и материальной помощи при предоставлении отпуска, учитывая заявительный характер предоставления указанных выплат, суд правомерно исходил из того, что обязанности произвести истице данные выплаты при предоставлении части отпуска у нанимателя не возникло.

_ _ истица обратилась к нанимателю с заявлением о предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве *** календарных дней с _ _ по _ _ в связи с заключением брака. Заявление содержало одновременно просьбу о производстве единовременной выплаты в размере двух окладов месячного денежного содержания и выплате материальной помощи в размере одного оклада месячного денежного содержания.

В предоставлении данного отпуска наниматель Антоновой Л отказал, мотивируя отсутствием возможности предоставить его вне графика отпусков ввиду необходимости выполнения плановых показателей.

Отказ в предоставлении отпуска истицей не оспаривался.

Учитывая, что ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика отпусков истице ответчиком не предоставлен, суд первой инстанции верно исходил из отсутствия у ответчика оснований для производства спорных выплат по заявлению истицы от _ _ .

Приказом руководителя Управления Росреестра по Мурманской области от _ _ * действие служебного контракта с истицей прекращено и она уволена с федеральной государственной гражданской службы _ _ в связи с сокращением должностей гражданской службы в Управлении Росреестра по Мурманской области в соответствии с пунктом 8.2 части 1, частью 3.1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск в количестве *** календарных дней за рабочий период с _ _ по _ _ .

Из материалов дела следует, что перед увольнением _ _ истица обратилась к представителю нанимателя с заявлением о производстве единовременной выплаты в размере двух окладов месячного денежного содержания и выплате материальной помощи в размере одного оклада месячного денежного содержания, ссылаясь на то, что не могла реализовать право на получение данных выплат при предоставлении отпуска с _ _ .

Согласно ответу представителя нанимателя от _ _ , в производстве указанных выплат при увольнении истице отказано.

Проанализировав положения вышеприведенных норм, обстоятельства дела и представленные доказательства, суд обоснованно исходил из отсутствия у истицы права на получение данных выплат при увольнении.

При этом суд верно учел целевой характер спорных выплат, предоставляемых по личному заявлению гражданского служащего на период отпуска для обеспечения его полноценного отдыха, а также то, что истице отпуск с последующим увольнением не предоставлялся.

Суд правомерно принял во внимание и увольнение истицы до окончания календарного года, в силу чего, право на получение спорных выплат в соответствии с пунктом 1.2 Положения, утвержденного Приказом Росреестра от 27 декабря 2011 года № П/534, пункта 3.2 Положения, утвержденного приказом Управления Росреестра по Мурманской области от 15 мая 2012 года №П/081, у нее не возникло.

Производство единовременной выплаты и материальной помощи при увольнении до окончания календарного года пропорционально отработанному гражданским служащим времени, названными выше нормативными правовыми актами не предусмотрено.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Антоновой Н.П. о взыскании с ответчика единовременной выплаты и материальной помощи.

Учитывая, что нарушение прав Антоновой Н.П. ответчиком не нашло своего подтверждения, суд правомерно не усмотрел оснований, предусмотренных статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, для взыскания с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда.

Доводы подателя апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм права и выводов суда первой инстанции не опровергают.

В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции истицы, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, нашедшей отражение и получившей правильную оценку в решении, они не содержат указаний на новые обстоятельства, не исследованные судом, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены решения.

Нарушений норм процессуального права, повлиявших на правильность принятого решения или влекущих в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его безусловную отмену, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решениеОктябрьского районного суда города Мурманска от 19 сентября 2016 года оставить без изменения,апелляционную жалобуАнтоновой Н.П.– без удовлетворения.

председательствующий

судьи