ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3968 от 22.11.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело №33-3968 судья Шатохина О.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2018 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Колотовкиной Л.И.,

при секретаре Гусевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материал по частной жалобе государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» на определение судьи Узловского городского суда Тульской области от 5 октября 2018 года, которым апелляционная жалоба государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» на решение Узловского городского суда Тульской области от 4 сентября 2018 года по делу по иску Ворвихвост Д.П. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки оставлена без движения.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

решением Узловского городского суда Тульской области от 04.09.2018 за Ворвихвостом Д.П. признано право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» обязано назначить и выплачивать Ворвихвосту Д.П. ежемесячную денежную выплату с 16.07.2018.

Не согласившись с указанным решением, государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» подана апелляционная жалоба, которая определением судьи Узловского городского суда Тульской области от 05.09.2018 оставлена без движения по мотиву неуплаты ответчиком госпошлины за подачу апелляционной жалобы.

В частной жалобе государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» ставит вопрос об отмене определения судьи как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия полагает определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч.4 ст.322 ГПК РФ к апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.

В соответствии со ст.323 ГПК РФ при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным ст.322 настоящего Кодекса, при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, представления выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для исправления недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.

Оставляя апелляционную жалобу без движения в связи с неуплатой государственной пошлины, судья исходил из того, что государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» не является государственным органом, органом местного самоуправления, в связи с чем, на него не распространяются положения пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

С таким выводами согласится нельзя, т.к. они основаны на неправильном толковании норм процессуального права.

Так, в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ (в ред. от 08.03.2015) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора (пункт 11 подраздела "Вопросы уплаты государственной пошлины" раздела "Судебная практика по гражданским делам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06. 2011).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями( пункт 4 Положения).

Постановлением правительства Тульской области от 25.09.2012 №527 (ред. от 24.08.2018) утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Тульской области, которое является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим на территории области государственную политику в сфере социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, труда, трудовых и иных связанных с ними отношений, по реализации семейной, демографической политики и деятельности по опеке и попечительству на территории Тульской области и осуществляющим полномочия органов государственной власти Тульской области в области содействия занятости населения, переданное полномочие Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами и распоряжениями Губернатора Тульской области, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти (пункт 1).

Пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные учреждения.

При этом пп.129 п.4 указанного постановления предусмотрено, что Министерство осуществляет следующие функции, в том числе, организует в пределах своей компетенции в установленном порядке работу по назначению, перерасчету и предоставлению выплат: ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, коммунальные услуги и топливо.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Тульской области №413-осн от 27.11.2014, государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (Казенное учреждение) создано в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения на территории Тульской области.

Пунктом 2.2 Устава предусмотрено, что учредителем и собственником имущества является Тульская область.

Функции и полномочия учредителя в отношении Казенного учреждения осуществляет Министерство труда и социальной защиты Тульской области. Министерство определяет уставные цели, задачи и структуру Казенного учреждения, назначает на должность и освобождает от должности директора Казенного учреждения, координирует и регулирует деятельность Казенного учреждения.

Таким образом, государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по существу является территориальным органом Министерства труда и социальной защиты Тульской области, осуществляющего руководство и организацию его деятельности.

Пунктом 3.2.7 Устава на государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» возложена обязанность по проведению работы по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг определенным категориям лиц, в том числе ветеранам труда.

При этом наличие у истца статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения, субъекта гражданских правоотношений, не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений, в связи с чем, не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.

Таким образом, участие государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в рассмотрении дела по иску Ворвихвост Д.П. в качестве ответчика и последующее обжалование вынесенного по делу судебного решения в апелляционном порядке обусловлены осуществлением им как территориальным органом государственной власти полномочий в сфере социальной защиты населения, включая социальное обеспечение и, соответственно, его деятельностью как территориального органа государственной власти, в связи с чем, Управление в силу пп.19п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.

При таких данных, вывод суда о том, что на государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» не распространяются положения пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, является ошибочным и у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для оставления апелляционной жалобы без движения по основаниям, изложенным в обжалуемом определении.

В связи с этим определение судьи подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, а гражданское дело возвращению в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст.325 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение судьи Узловского городского суда Тульской области от 5 октября 2018 года - отменить.

Гражданское дело возвратить в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст325 ГПК РФ.

Председательствующий

Судьи