ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3978/18 от 29.04.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33 – 3978/2018

Судья - Т.А. Евдокимова

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2019 года г.Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.

судей Кустовой И.Ю., Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда города Перми от 31 января 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления ГУФСИН России по Пермскому краю к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Мизгиреву Дмитрию Александровичу, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора – отказать.

Постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю М. от 27.04.2018 № ** о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № **-ИП изменить, уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с должника ГУФСИН России по Пермскому краю на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.».

Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя административного истца - ГУФСИН России по Пермскому краю - Гетц А.А., представителя заинтересованного лица - Прокуратура Пермского края- Королевой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГУФСИН России по Пермскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОССП по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю М., МОССП по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, либо уменьшении его размера.

В обоснование заявленных требований указал, что 27.04.2018 судебным приставом-исполнителем М. вынесено постановление о взыскании с ГУФСИН России по Пермскому краю исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа от 06.02.2018, выданного Чердынским районным судом Пермского края по делу № 2-411/2017, предмет исполнения: обязать ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на приведение помещений ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512. Данное постановление получено ГУФСИН России по Пермскому краю 18.01.2019.

Административный истец считает постановление о взыскании исполнительского сбора от 27.04.2018 незаконным и подлежащем отмене по следующим основаниям. Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 утверждено Положение о ГУФСИН России по Пермскому краю, в соответствии с которым ГУФСИН России по Пермскому краю является территориальным органом ФСИН и распорядителем (получателем) бюджетных средств. То есть, для того, чтобы организовать финансовое обеспечение расходов на приведение помещений ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512, необходимо получить бюджетные денежные средства именно на указанные цели от главного распорядителя бюджетных средств, то есть ФСИН. Во исполнение данного решения, также с целью подготовки сводной потребности дополнительного финансирования и планирования ремонтных работ на 2018 год Отделом капитального строительства и ремонта ГУФСИН России по Пермскому краю в подведомственные учреждения было направлено указание от 16.02.2018 № 60/ТО/23-2002, в том числе ОИК-11, в срок до 12.03.2018 предоставить сметные расчеты заявки на приобретение строительных материалов, копии решений судов, представлений прокуратуры, требующих финансового обеспечения. Согласно заявке ФКУ ОИК-11 от 14.03.2018 № 60/54/2/9-1617 ремонт объектов ЕПКТ ИК-11 не включен. Отделом капитального строительства и ремонта ГУФСИН России по Пермскому краю проведена проверка предоставленных расчетов учреждений и направлен в УКСНЭР ФСИН России запрос на дополнительное финансирование от 17.04.2018 № 60/ТО/23-4629 на общую сумму 87,6 млн. рублей, в том числе на ремонт объектов ИК-4 и КП-23 ФКУ ОИК-11 ГУФСИН России по Пермскому краю. В связи с низкой исполнительской дисциплиной сотрудников тыловой службы ОИК-11 и для получения необходимой информации подготовлен дополнительный запрос в ОИК-11 от 21.05.2018 № 60/ТО/23-5981 по предоставлению сведений на ремонт ЕПКТ ИК-11 в соответствии с решением Чердынского районного суда от 09.10.2017. Ответ на запрос поступил в ГУФСИН России по Пермскому краю только 20.08.2018 № 60/54/3/2-6927 с расчетом стоимости работ на общую сумму 9,2 млн. рублей. Сметным расчетом предусмотрены работы по ремонту ЕПКТ ИК-11 не только в части оборудования камерных помещений общим и дежурным освещением, но и помещений в целом, включая ремонт инженерных коммуникаций и выполнение отделочных работ. 05.09.2017 в УКСНЭР ФСИН России направлено письмо № 60/ТО/21-7006 о фактической потребности в финансовых средствах на проведение капитального ремонта объектов подведомственных учреждений ГУФСИН на 2018 год Отделом капитального строительства и ремонта ГУФСИН России по Пермскому краю также на плановые 2019-2020 годы. Согласно расчету затрат капитальный ремонт ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 запланирован на 2019 год. ГУФСИН России по Пермскому краю полагает, что все меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от Главного управления по характеру обязательств, были предприняты, а умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда не было. Также просит принять во внимание, что имеют значение для разрешения вопроса об освобождении от исполнительского сбора такие обстоятельства, как степень вины ГУФСИН России по Пермскому краю, которое является бюджетным учреждением, отсутствие достаточного финансирования, реальную возможность исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также тот факт, что срок исполнения решения Чердынского районного суда – до 27.12.2018, при этом исполнительное производство окончено раньше. Указывает, что постановление о взыскании исполнительского сбора нарушает права и законные интересы истца в части возложения ответственности за неисполнение исполнительного документа по объективным причинам, поскольку все необходимые меры для исполнения требований Главным управлением были приняты, а именно направлены соответствующие письма и запросы с целью организации финансового обеспечения.

ГУФСИН России по Пермскому краю просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя МО ССП по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 27.04.2018, либо уменьшить его размер.

Судом постановлено вышеприведённое решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит заявитель, считает его незаконным и необоснованным, поскольку им принимались меры к своевременному исполнению решения суда, однако исполнение требований исполнительного документа в установленный срок было невозможным вследствие обстоятельств независящих от должника, нехватки финансирования, о чем было уведомлено УФССП по Пермскому краю. Потребность в денежных средствах Главного управления для устранения нарушений по решению Чердынского суда Пермского края от 09.10.2017 № 2-411/2017 составляет 11622135 руб. Полагает, что с учетом отсутствия вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств имеются основания для освобождения его от взыскания исполнительного сбора в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность решения суда судебная коллегия оснований к его отмене не находит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу 27.12.2017 решением Чердынского районного суда Пермского края от 09.10.2017 по делу № 2-411/2017, удовлетворено исковое заявление Ныробского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому карюю и ФСИН России об обязании оборудовать все камеры ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 общим и дежурным освещением, оборудовать помещения (комнаты для хранения личных вещей осужденных и постельных принадлежностей, хозяйственные комнаты для хранения посуды и раздачи пищи, душевые, а также камеры для содержания осужденных) в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и приказом Минюста РФ № 279 от 04.09.2006 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».

07.03.2018 исполнительный лист ФС № ** от 06.02.2018 для принудительного исполнения по гражданскому делу № 2-411/2017 направлен в адрес МОССП по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю исполнительный.

20.03.2018 судебным приставом-исполнителем М. возбуждено исполнительное производство № **-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Поскольку в срок установленный постановлением от 20.03.2018 требования исполнительного документа должником не были исполнены, 27.04.2018 судебным приставом-исполнителем должнику - ГУФСИН России по Пермскому краю выдано требование в срок до 19.06.2018 исполнить решение суда, организовать финансовое обеспечение расходов на приведение помещений ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 в соответствие с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512.

27.04.2018 судебным приставом-исполнителем М. вынесено постановление о взыскании с ГУФСИН России по Пермскому краю исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

19.06.2018 должностным лицом службы судебных приставов в отношении должника ГУФСИН России по Пермскому краю составлен протокол об административном правонарушении за неисполнение требования от 27.04.2018.

Административным истцом представлены документы, свидетельствующие о том, что с целью подготовки сводной потребности дополнительного финансирования и планирования ремонтных работ на 2018 год Отделом капитального строительства и ремонта ГУФСИН России по Пермскому краю в подведомственные учреждения был направлен запрос от 16.02.2018 № 60/ТО/23-2002, в том числе ОИК-11, о предоставлении информации о количестве объектов, требующих срочного и планового ремонта; о предоставлении копий решений судов и представлений прокуратуры, а также иных проверяющих органов, замечания которых требуют финансового обеспечения; о предоставлении сметных расчетов или экономически обоснованной заявки с мониторингом текущих цен на приобретение строительных материалов, согласованные с начальником учреждения и всеми заинтересованными службами, а также предлагается предоставить информацию с письменным подтверждением наличия объектов капитального ремонта на бюджетном балансе учреждения, согласно данных бухгалтерского учета в срок до 12.03.2018.

14.03.2018 в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю за исходящим номером 60/54/2/9-1617 от ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю направлена заявка, содержащая сведения о необходимых ремонтных работах в учреждении на 2018 год. При этом, из содержания заявки от 14.03.2018 не следует, что в план по проведению ремонтных работ на 2018 год включены работы по ремонту объектов ЕПКТ ИК-11.

21.05.2018 в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю за исходящим номером 60/54/3/26927 от ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю направлен дефектный акт и локальный сметный расчет на ремонт в здании ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.

Согласно представленному локально-сметному расчету на ремонт в здании ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю требуется 9 177 516 рублей. Сметным расчетом предусмотрены работы по ремонту ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в целом, включая ремонт инженерных коммуникаций и выполнение отделочных работ, в том числе оборудования камерных помещений общим и дежурным освещением.

01.09.2017 в адрес УКСНЭР ФСИН России за № 60/ТО/21-7006 ГУФСИН России по Пермскому краю направлены данные о фактической потребности в финансовых средствах на проведение капитального ремонта объектов подведомственных учреждений ГУФСИН на 2018 год, а также на плановый 2019 и 2020 годы.

Исходя из доводов административного искового заявления, а также расчета затрат, капитальный ремонт ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю запланирован на 2019 год.

Как усматривается из материалов исполнительного производства, 10.04.2018 административным истцом в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация, что по причине значительного недофинансирования лимиты бюджетных обязательств распределены в соответствии с первоочередной необходимостью в другие подведомственные учреждения ГУФСИН России по Пермскому краю. Организовать финансовое обеспечение расходов на приведение помещений ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2016 № 512 не представляется возможным.

Кроме того, в указанном письме содержится информация, что произведено расходное расписание от 29.03.2017 № 320/00114657/027, ГУФСИН России по Пермскому краю доведено финансирование в сумме 700000 рублей.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ч.ч.2, 3,7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в п.п. 74,75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», пришел к выводу о том, что правовых оснований для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора не имеется, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что с момента возбуждения исполнительного производства должником предпринимались эффективные меры для исполнения судебного постановления не представлено.

При этом с учетом того, что действия, направленные на исполнение судебного акта после истечения срока для добровольного его исполнения должником были приняты, суд счел возможным уменьшить размер исполнительского сбора на 1/4 части от взысканной суммы, то есть до 37500 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, однако таких доказательств ГУФСИН России по Пермскому краю не представлено.

Доводы жалобы, свидетельствующие об обратном, обоснованно отклонены судом ввиду несостоятельности, выводы суда не опровергают

Выводы суда первой инстанции основаны на фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (статей 112-113 Федерального закона от 02.10. 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В силу ч. 7 ст. 112 указанного Федерального закона суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В пункте 75 Постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Доказательства принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа должником не представлены. Отсутствие денежных средств, недостаточность финансирования не может повлечь освобождения от уплаты исполнительского сбора. 20.02.2018 произведено расходное расписание № 320/00114657/015, ГУФСИН России по Пермскому краю доведено финансирование в сумме 900000 рублей. Тогда как из содержания локально-сметного расчета на ремонт в здании ЕПКТ ИК-11 ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю требуется 9 177 516 рублей.

Вместе с тем, судом установлено, что указанное финансирование было обеспечено административным истцом до возбуждения исполнительного производства 20.03.2018. Иных действий, направленных на исполнение решения Чердынского районного суда Пермского края от 09.10.2017 по делу № 2-411/2017, вступившего в законную силу 27.12.2017, со стороны ГУФСИН России по Пермскому краю предпринято не было, доказательств совершения таких действий суду не представлено.

Доводы жалобы были предметом оценки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, по существу повторяют доводы административного иска, направлены на иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

С учетом изложенного решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 31 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУФСИН России по Пермскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи