ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3982/2018 от 14.06.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-3982/2018

В суде первой инстанции дело слушала судья Стиба Л.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 июня 2018 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Хуснутдиновой И.И.,

судей Федоровой Г.И., Ющенко И.К.,

при секретаре Вигуль А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительства Хабаровского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 29 июня 2017 года по исковому заявлению Щебетова С.А. к Министерству строительства Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды службы.

Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения представителя ответчика Министерства строительства Хабаровского края Соловых Ю.О., представителя УФСИН России по Хабаровскому краю Морозовой М.А., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а :

Щебетов С.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства Хабаровского края, о включении периода военной службы и службы в органах внутренних дел в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на получение государственного жилищного сертификата.

В обоснование иска указал, что состоит на учете на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года по категории «инвалиды». Поскольку его стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях свыше 35 лет, полагает, что имеет право на получение жилищной субсидии в размере 100%. Однако, ему не было засчитано 2 года срочной военной службы и 11 лет службы в органах УФСИН России по Хабаровскому краю (г. Советская Гавань), со ссылкой на то, что периоды военной службы, а также иной приравненной к ней службы, не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», включаемые в стаж работы в северных районах.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, окончательно просил суд определить общий стаж работы, который включает в себя стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с учётом периодов службы в качестве военнослужащего (срочной службы) и сотрудника органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (по контракту) для получения субсидии на приобретение жилья в связи с переселением; возложить на ответчика обязанность по включению в северный стаж работы периодов военной и приравненной к ней службы.

Определением суда от 16 марта 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в качестве третьих лиц - УФСИН России по Хабаровскому краю, администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, УПФР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 июня 2017 года исковые требования удовлетворены, судом постановлено:

Обязать Министерство строительства Хабаровского края зачесть при решении вопроса о получении субсидии на приобретение жилья в связи с переселением Щебетову Сергею Александровичу в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях период службы в качестве военнослужащего с 15.11.1975 по 12.11.1977, и период службы сотрудника органа внутренних дел с 01.11.1996 по 31.10.2007.

В апелляционных жалобах представители Министерства строительства Хабаровского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, отказать в удовлетворении требований истца, ссылаясь на то, что в обеспечение поддержки в виде выплат жилищных субсидий граждан Федеральный закон № 125-ФЗ не направлен на обеспечение жильем (жилищными субсидиями) граждан, проходящих (проходивших) военную службу в силовых ведомствах. Судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права относительно классификации периодов работы и службы, включаемой в страховой стаж. Так, срок службы является отличительным понятием от стажа работы и не может учитываться при определении соответствия условий, которыми обладает гражданин, претендующий на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона № 125-ФЗ. Федеральным законодателем установлено отдельное законодательное регулирование исполнения федеральных жилищных обязательств перед гражданами, проходящими (проходившими) военную службу в силовых ведомствах, которое предусматривает несколько механизмов жилищного обеспечения данной категории граждан (при наличии у них права выбора соответствующего механизма жилищного обеспечения), а также конкретные источники их ежегодного бюджетного финансирования; решением суда на Министерство строительства Хабаровского края возложена обязанность зачесть в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях период службы сотрудника органа внутренних дел с 01.11.1996 по 31.10.2007 годы. Однако, суд не учел, что в указанный период истец проходил службу по контракту ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, с 01.09.1998 года уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел РФ с входящим в ее состав по состоянию на 01 августа 1998г. центральными и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями имуществом, используемым ею в своей деятельности, передана в ведение Министерства юстиции РФ, то есть с 01.09.1998 года истец не являлся сотрудником органов внутренних дел.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционных жалоб Щебетов С.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились истец, соответчик -Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, третьи лица - администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, УПФР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, о явке были извещены по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Щебетов С.А. состоит на учете на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года по категории «инвалиды».

Согласно положений статьи 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» размер жилищной субсидии, определяется, в том числе, в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, при стаже работы свыше 35 лет размер жилищной субсидии составляет 100%, при стаже менее 35 лет размер субсидии снижен.

В стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, дающий право на получение государственного жилищного сертификата в рамках Федерального закона N 125-ФЗ, истцу не засчитано 2 года срочной военной службы с 15 ноября 1975 года по 12 ноября 1977 года и 11 лет службы по контракту в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю (г. Советская Гавань) с 1 ноября 1996 года по 31 октября 2007 года, со ссылкой на то, что периоды военной службы, а также иной приравненной к ней службы, не подлежат учету в качестве стажа работы, дающего право на получение государственного жилищного сертификата в рамках Федерального закона N 125-ФЗ.

Полагая, что исключение спорного периода службы из стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей нарушает право истца на получение жилищной субсидии в полном размере (100%), Щебетов С.А. обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствовался статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и исходил из того, что в рамках указанного Федерального закона требуется установить общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом времени прибытия в указанные районы не позднее 1 января 1992 года.

Установив, что Щебетов С.А., право которого на получении указанной субсидии ответчиком не оспаривается, прибыл в местность, приравненную к районам Крайнего Севера (г. Советская Гавань) до 1 января 1992 года, где в спорные периоды проходил службу в качестве военнослужащего с 1975 по 1977 годы, и службу в органах уголовно-исполнительной системы с 1996 по 2007 годы, суд пришел к правильному выводу о необходимости их включения в стаж работы, дающий право на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права относительно классификации периодов работы и службы, включаемой в страховой стаж, поскольку срок службы является отличительным понятием от стажа работы и не может учитываться при определении соответствия условий, которыми обладает гражданин, претендующий на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона № 125-ФЗ, отклоняются судом, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Таким образом, право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), общей продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, нуждаемостью в улучшении жилищных условий (отсутствием жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Также учитывается наличие инвалидности.

Согласно положений статьи 20 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении" в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Время нахождения граждан на военной службе (по контракту и по призыву) засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности (пункт 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ).

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы урегулированы Положением о порядке прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы").

В соответствии с абзацем 4 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий трудовой стаж.

В рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в силовых структурах, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу ч.6 ст.327 ГПК РФ новые исковые требования о снятии с учета не могут быть заявлены в суде апелляционной инстанции, поскольку они не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 29 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Министерства строительства Хабаровского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий: И.И. Хуснутдинова

Судьи: Г.И. Федорова

И.К. Ющенко