Судья Софронов П.А. Дело № 33-3984/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Якутск 26 октября 2015г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В.,
судей Ивановой М.Н., Скакуна А.И.,
при секретаре Кононове С.К.,
с участием прокурора Посельского Ф.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2015 года, которым по делу по иску прокурора г. Нерюнгри к администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» об обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в зеленой зоне,
постановлено:
Исковое заявление прокурора г. Нерюнгри к администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» об обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в зеленой зоне, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» по своевременному устранению нарушений норм действующего законодательства об отходах производства и потребления.
Обязать администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» принять меры к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных по автомобильной дороге к реке «********» в районе дач «********» с географическими координатами .......... градусов .......... минут .......... секунд северной широты и .......... градуса .......... минут и .......... секунд восточной долготы;
по автомобильной дороге к реке «********» в районе дач «********» с географическими координатами .......... градусов .......... минут .......... секунд северной широты и .......... градуса .......... минут и .......... секунд восточной долготы;
на обочине объездной дороги г. Нерюнгри за пределами отводов предприятий с географическими координатами .......... градусов .......... минут .......... секунд северной широты и .......... градуса .......... минут и .......... секунд восточной долготы;
по автомобильной дороге к реке «********» в районе дач «********» с географическими координатами .......... градусов .......... минут .......... секунд северной широты и .......... градуса .......... минут и .......... секунд восточной долготы;
на обочине объездной дороги .......... за пределами отводов предприятий с географическими координатами .......... градусов .......... минут .......... секунд северной широты и .......... градуса .......... минут и .......... секунд восточной долготы;
на обочине объездной дороги г. Нерюнгри за пределами отводов предприятий с географическими координатами .......... градусов .......... минут .......... секунд северной широты и .......... градуса .......... минут и .......... секунд восточной долготы;
в .......... метрах по трассе М-.......... «********» районе от садово-огороднических товариществ «********», «********», «********», «********», в районе водохранилища Нерюнгринской ГРЭС с географическими координатами .......... градусов .......... минут .......... секунд северной широты и .......... градуса .......... минут и .......... секунд восточной долгота
путем вывоза бытовых и промышленных отходов на специализированный полигон для утилизации в срок до 30 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., заключение прокурора, полагавшего отменить подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском к АМО «Нерюнгринский район» об обязании принять меры по организации ликвидации мест несанкционированного складирования отходов. Требования обосновал тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что различные участки Нерюнгринского района захламлены различного рода строительными и бытовыми отходами. Указывая на неправомерное бездействие со стороны органа местного самоуправления по соблюдению действующего законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии прокурор просит обязать принять меры по организации сбора, вывоза отходов с указанного земельного участка на обустроенный полигон размещения отходов.
Судом принято вышеуказанное решение, на которое подана апелляционная жалоба представителем ответчика. В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, ввиду неправильного установления и недоказанности юридически значимых обстоятельств, нарушения норм материального и процессуального права. Полагает, что полномочиями по очистке лесных зон от захламления обладает исключительно Российская Федерация.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой с привлечением специалистов Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС (Я) проведена проверка соблюдения требований экологической безопасности на территории Нерюнгринского района.
Согласно акту обследования территории № № ... от 25 июня 2015 года, № ... от 28 мая 2015 Нерюнгринского комитета охраны природы установлено, что на территории Нерюнгринского района в зеленой зоне установлены несанкционированные свалки, загрязнение, засорение земель бытовыми отходами и мусором.
Сведений о том, что захламленные участки отведены в пользование конкретным лицам, не имеется.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в ст. 11 ФЗ от 10 января 2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в абз. 2 ст. 8 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Как правильно установил суд, органом местного самоуправления полномочия, возложенные на него законом, осуществляются с нарушением закона. Неисполнение администрацией требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы жалобы о том, что свалки расположены на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем на администрацию Нерюнгринского района не возложены обязанности по ликвидации указанных мест размещения отходов со ссылкой на положения Земельного кодекса РФ (ст. ст. 13, 42), Лесного кодекса РФ (ст. 6, 8, 84) и ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о неправильности выводов суда не свидетельствует.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Таким образом, местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик реализовал свои властно-распорядительные функции по организации деятельности в области обращения с отходами, а именно по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов путем учреждения МУП «********» одной из целей деятельности которого является сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов, являются необоснованными. Указанное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от исполнения полномочий, возложенных на него Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2015 года по делу по иску прокурора г. Нерюнгри к администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» об обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в зеленой зоне оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Иванова М.Н.
Скакун А.И.