РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Ласко О.Л. Дело № 33 – 3985/2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2018 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Никифоровой Ю.С., Шевчекно С.В.
с участием прокурора Деминой Ю.Н.
при секретаре Воробьевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 мая 2018 года, которым постановлено признать незаконным приказ Министерства социальной политики от 11 мая 2017 года № об отказе во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обязать Правительство Калининградской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодным для проживания, не ниже установленных специальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Никифоровой Ю.С., объяснение представителя Правительства Калининградской области и Министерства социальной политики Калининградской области ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения ФИО1 и прокурора, полагавших решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Багратионовского района г. Калининграда обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 о признании незаконным приказа Министерства социальной политики Калининградской области № от 11 мая 2017 года, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, и предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда. В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители ФИО1 решением Багратионовского районного суда от 21 ноября 2013 года лишены родительских прав. Указанное решение суда вступило в законную силу 27 декабря 2013 года. Министерством социальной политики Калининградской области по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от 12 апреля 2017 года о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, отказано во включении в указанный Список, со ссылкой на то обстоятельство, что решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 21 ноября 2013 года о лишении родительских прав вступило в законную силу после достижения ФИО1 совершеннолетия, что, по мнению Министерства, не позволяет отнести истицы к числу детей, оставшихся без попечения родителей.
Полагая указанное решение неправомерным истец просил суд признать незаконным приказ Министерства социальной политики Калининградской области от 11 мая 2017 года № в части отказа в включении ФИО1 в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. В последующем истица уточнили исковые требования, просили обязать Правительство Калининградской области предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области, не соглашаясь с решением суда, продолжает настаивать на отсутствии у ФИО1 статуса лица, оставшегося без попечения родителей, указывая на вступление в законную силу решения суда о лишении родительских прав уже после достижения истицей возраста 18 лет.
Представитель отдела социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
В этой связи суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются Ц., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и У., ДД.ММ.ГГГГ рождения, которые согласно решению Багратионовского районного суда от 21 ноября 2013 года лишены родительских прав в отношении ФИО1
Указанное решение суда сторонами не оспаривалось и вступило в законную силу 27 декабря 2013 года.
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 11 мая 2017 года № по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от 12 апреля 2017 года о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, ФИО1 отказано во включении ее в указанный Список. Отказ мотивирован тем, что решение суда от 21 ноября 2013 года о лишении родительских прав родителей истца вступило в законную силу после достижения ФИО1 совершеннолетия, что не позволяет отнести последнюю к числи лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С такими суждениями правомерно не согласился суд первой инстанции.
Так, общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" определено абзацем 3 ст. 1 указанного Федерального закона - как лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно абзацу 4 ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Решая вопрос о том, что ФИО1 имеет статус лица оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами федерального закона, правильно указал, что истец осталась без попечения родителей, так как решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 21 ноября 2013 года ее родители были лишены родительских прав в отношении ФИО1 В ходе рассмотрения вышеуказанного гражданского дела, судом было установлено, что на протяжении длительного времени родители истицы не выполняли своих родительских обязанностей, злоупотребляли спиртными напитками, не работали, стабильного источника дохода не имели, проживали в антисанитарном жилье, привлекались к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей. В связи с указанными обстоятельствами, по заявлению К. несовершеннолетняя ФИО1 была направлена в приют «Е.», где находилась с 01 ноября 2012 года по 30 апреля 2013 года. После возвращения ФИО1 из приюта ситуация в семье не изменилась.
Таким образом, факт отсутствия родительского попечения в отношении ФИО1, а также факт уклонения Ц. и У. от своих родительских обязанностей в отношении истицы до достижения последней возраста 18 лет был установлен судом решением от 21 ноября 2013 года.
При таком положении, само по себе то обстоятельство, что решение суда о лишении родителей истицы родительских прав от 21 ноября 2013 года вступило в законную силу 27 декабря 2013 года, а возраста 18 лет ФИО1 достигла ДД.ММ.ГГГГ, с учетом установленных по делу обстоятельств, не может явиться безусловным основанием для выводов об отсутствии у ФИО1 статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, соответствующими нормам материального права, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 не относится к числу лиц, имеющих статус лиц из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, являются необоснованными.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах ФИО1, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у истца возникло право на включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, а соответственно и на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области, поскольку ФИО1 достигла совершеннолетия, жилым помещением не обеспечена, собственником либо нанимателем жилого помещения не является.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц.
Вопросы предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда именно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанной категории детей с 1 января 2013 года регулируются главой 6-1 Закона Калининградской области от 03 июля 2007 года N 151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" (в редакции закона от 26 декабря 2012 года N 191).
Согласно ст. 43.3 указанного Закона дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.
Порядок формирования Списка предусмотрен ст. 43.4 Закона, а статьями 43.6 и 43.7 предусмотрен порядок предоставления и норма предоставления площади жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма таких помещений.
Согласно ст. 43.3 Закона Калининградской области от 3 июля 2007 года N 151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным статьей 43.5 настоящего Закона.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 43.5 указанного Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Так, из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности, его нанимателем является Н., общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. Кроме истицы по указанному адресу зарегистрированы и проживают еще семь человек. На каждого проживающего приходится менее учетной нормы площади жилого помещения.
Возлагая на Правительство Калининградской области обязанность по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, суд обоснованно исходил из того, что истец подлежит обеспечению таким жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего в настоящее время законодательства.
Такие выводы суда основаны на совокупности исследованных доказательств, которым суд дал в соответствии со ст. 67 ГПК РФ правильную оценку, подтверждены материалами дела и основаны на законе.
Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 п. 1, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: