ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-398/2018 от 20.02.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2018 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Алдошиной В.В.

судей Алексеевой Т.В., Сенчуковой Е.В.,

при секретаре Кручининой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО Белевский район на решение Белевского районного суда Тульской области от 30 ноября 2017 года по делу по иску прокурора Белевского района Тульской области к администрации МО Белевский район об обязании разработать и принять административный регламент.

установила:

прокурор Белёвского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Белёвский район об обязании разработать и принять административный регламент указав в обоснование, что прокуратурой Белёвского района в рамках осуществления нормотворческой деятельности и надзора за законностью нормативных правовых актов проведена проверка соблюдения исполнительным органом местного самоуправления МО Белёвский район требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.

В силу норм ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ст.ст. 1, 2 и 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" осуществление муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции, отнесено законом к вопросам местного значения городского поселения, следовательно, для реализации данных полномочий необходимо принятие соответствующего административного регламента.

Проведенной проверкой было установлено, что администрацией МО Белёвский район не принято мер, направленных на разработку и принятие административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции, вследствие чего в случае проведения должностными лицами администрации проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данные проверки будут проводиться с нарушением норм федерального законодательства, приведут к нарушению прав и гарантий субъектов предпринимательской деятельности, затруднят возможность обжалования действий должностных лиц органов местного самоуправления.

Отсутствие административного регламента нарушает права неопределенного круга лиц, подлежащих проверке, при осуществлении муниципального контроля.

Просил обязать администрацию МО Белёвский район разработать и принять административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Белёвского района Косихина М.В. исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Представитель администрации МО Белёвский район ФИО1 в удовлетворении иска просила отказать, поскольку администрация МО Белёвский район, как орган местного самоуправления, не наделена полномочиями по осуществлению такого контроля.

Белевским районным судом Тульской области 30 ноября 2017 года постановлено решение, которым исковые требования прокурора Белёвского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Белёвский район удовлетворены; суд обязал администрацию муниципального образования Белёвский район в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Белевский район ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования Белевский район, согласно доверенности ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Тульской областной прокуратуры Лазукиной О.Г., судебная коллегия приходит к следующему.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Статьями 5, 6 и 7 указанного Федерального закона определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под розничной торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов розничной торговли, для которой ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлены особые требования.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ" Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности (ч. 3 ст. 1).

Согласно ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены указанным Законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Данным Федеральным законом установлено, что государственное регулирование торговой деятельности осуществляется, в том числе, посредством муниципального контроля в этой области (п. 4 ч. 1 ст. 4); муниципальный контроль в области торговой деятельности проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 16).

Прокурором в суд первой инстанции представлены документы, подтверждающие принятие администрацией МО Белёвский район муниципальных правовых актов по вопросам организации розничной торговли алкогольной продукцией. (л.д. 29-32)

Частью 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, исходя из указанных норм права, органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями по осуществлению муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования.

В связи с этим доводы жалобы, что органами государственной власти Тульской области полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции органам местного самоуправления не передавались (л.д. 42) нельзя признать обоснованными, поскольку региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с ч. 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ является самостоятельным полномочием органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а полномочия органов местного самоуправления по осуществлению такого контроля установлены ст. 7 данного Федерального закона.

Частью 2 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Согласно п. 1.3 ч. 1 решения Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района от 20 декабря 2011 г. № 34/87 " О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" статья 24 Устава дополнена частью 1.2, которой установлено, что все полномочия администрации МО г. Белёв Белёвского района исполняет администрации МО Белёвский район в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. (л.д.14-15)

Прокурором Белёвского района администрации МО Белёвский район вносилось представление о нарушении закона в связи с непринятием мер по разработке и принятию административного регламента осуществления муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции. (л.д. 4-7)

Как следует из представленных в апелляционную инстанцию материалов дела такой административный регламент до настоящего времени не принят.

Установив, что непринятие административного регламента, устанавливающего порядок осуществления муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, влечет отсутствие надлежащего регулирования порядка осуществления муниципального контроля, и, как следствие этого, нарушении прав неопределенного круга субъектов контроля при осуществлении муниципального контроля, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

Оснований к отмене или изменению решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Белевского районного суда Тульской области от 30 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Белевский район - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи