ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-399 от 17.03.2014 Костромского областного суда (Костромская область)

  Судья: Шувалова И.В.                                                                                          Дело № 33-399

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е    «17» марта 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

 председательствующего: Кулаковой И.А.,

 судей: Болонкиной И.В., Зиновьевой Г.Н.,

 при секретаре: Вадюниной Н.А.,

         рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» Камкина А.А. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 09 января 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

         Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

         Директор областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» (далее - ОГКУ «ЦСВ») Камкин А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Ширяевой О.С. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. и отмене данного постановления. Требования мотивированы тем, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Ширяевой О.С. от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного Свердловским районным судом г.Костромы, о возложении на ОГКУ «ЦСВ» обязанности предоставить вдове участника Великой Отечественной войны Хомовой З.П. социальную выплату на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Предложено произвести добровольное исполнение решения суда в течение пяти дней. ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «ЦСВ» направило в адрес УФССП России по Костромской области письмо, в котором указано, что судебное решение будет исполнено после принятия решения о предоставлении социальной выплаты департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, поскольку в резолютивной части судебного акта указано об обязании департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области принять решение о предоставлении Хомовой З.П. социальной выплаты на обеспечение жильем, а ОГКУ «ЦСВ» обязано предоставить такую выплату. ДД.ММ.ГГГГ в ОГКУ «ЦСВ» поступил приказ указанного выше департамента от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении единовременной денежной выплаты Хомовой З.П. На основании постановления администрации Костромской области от 08 июля 2008 года №224-а «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов в Костромской области» ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «ЦСВ» направило в УФК по Костромской области заявку на кассовый расход №, после чего социальная выплата за счет средств федерального бюджета была перечислена на лицевой счет Хомовой З.П. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «ЦСВ» в адрес УФССП по Костромской области направило уведомление о том, что исполнительный лист исполнен в полном объеме. Однако судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Ширяевой О.С. было вынесено постановление о взыскании с ОГКУ «ЦСВ» исполнительского сбора в размере <данные изъяты> несмотря на то, что ОГКУ «ЦСВ» является казенным учреждением, финансируется из областного бюджета, не имеет счетов в банке. Денежные средства Костромской области являются бюджетными и выделяются исключительно для определенных целей из областного бюджета, а лицевые счета открыты как получателю средств областного и федерального бюджета в департаменте финансов и УФК Костромской области.

 Судом постановлено вышеприведенное решение.

 В апелляционной жалобе директор областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» Камкин А.А. просит отменить решение суда и принять новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. Повторяя доводы, изложенные в обоснование заявления, также указывает, что суд, принимая решение, не учел того, что в силу ч.2 ст.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.ст. 7, 29, 165, 239 Бюджетного кодекса РФ исполнительный лист подлежал направлению судебным приставом-исполнителем в орган Федерального казначейства. Несмотря на это судебный пристав-исполнитель в нарушение требований бюджетного законодательства вынес постановление о взыскании исполнительского сбора с казенного учреждения, которое финансируется из областного бюджета. ОГКУ «ЦСВ» открыты лицевые счета в управлении Федерального казначейства по Костромской области и департаменте финансов Костромской области, как получателю средств областного и федерального бюджета. Полагает, что судебный пристав-исполнитель вправе взыскать исполнительский сбор лишь в том случае, если у казенного учреждения имеется счет в Банке России или кредитном учреждении, и при наличии на этом счете денежных средств. Выражает несогласие с выводом суда о том, что отсутствие размера социальной выплаты, не является уважительной причиной, поскольку определение размера социальной выплаты не входит в полномочия ОГКУ «ЦСВ» в силу порядка предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 08.07.2008г. №224-а. Считает, что судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Ширяевой О.С. нарушены требования, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и Бюджетным кодексом Российской Федерации, которыми определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета.

 В судебное заседание в суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

 И.о. директора областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» Поцелуев В.П. просит рассмотреть апелляционную жалобу без их представителя.

 Судебный пристав-исполнитель ОСП по Свердловскому району г.Костромы Ширяева О.С., представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области и представитель департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о причинах неявки судебную коллегию не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.

 При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся лиц.

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

 Как видно из материалов дела, решением Свердловского районного суда г.Костромы от 4 июня 2013 года, вступившем в законную силу, на департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области возложена обязанность принять решение о предоставлении Хомовой З.П. социальной выплаты на обеспечение жильем. Этим же решением суда на областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» (далее ОГКУ «ЦСВ») возложена обязанность предоставить вдове участника Великой Отечественной войны Хомовой З.П. социальную выплату на обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета (л.д.11-15).

 Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Ширяевой О.С. от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство № в отношении ОГКУ «ЦСВ» по исполнению названного решения суда по предоставлению вдове участника Великой Отечественной войны Хомовой З.П. социальной выплаты на обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета. ОГКУ «ЦСВ» судебным приставом-исполнителем был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. В пункте 3 этого же постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. Данное постановление было получено должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6).

 ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «ЦСВ» в адрес УФССП России по Костромской области была направлена информация о том, что исполнительный лист будет исполнен после принятия решения о предоставлении социальной выплаты (расчета размера социальной выплаты) департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Кроме того, обращено внимание, что в силу положений главы 24.1 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета по денежным обязательствам их учреждений - должников (федерального казенного учреждения, казенного учреждения субъекта РФ либо муниципального казенного учреждения), направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст.242.1 БК РФ, в орган федерального казначейства (в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта РФ (л.д.7).

 ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании с ОГКУ «ЦСВ» исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д.17).

 Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 предоставлена единовременная денежная выплата в размере <данные изъяты> <данные изъяты> руб. на строительство или приобретение жилого помещения (л.д.22-23).

 ДД.ММ.ГГГГ департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области направил в ОГКУ «ЦСВ» учетное дело ФИО3 для предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, которое поступило в ОГКУ «ЦСВ» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).

 ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «ЦСВ» направило в Управление Федерального казначейства по Костромской области заявку на выплату ФИО3 социальной выплаты на обеспечение жильем на <данные изъяты> руб. Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> руб. были перечислены ФИО3 (л.д.9-10).

 ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «ЦСВ» сообщило УФССП России по Костромской области о том, что исполнительный лист в части предоставления социальной выплаты ФИО3 исполнен в полном объеме, социальная выплата на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета была перечислена на лицевой счет ФИО3 (л.д.8).

 В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

 Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112).

 Частью 3 данной правовой нормы (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

 Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст.112).

 Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112).

 Принимая решение об отказе ОГКУ «ЦСВ» в удовлетворении заявленных требований, суд, проанализировав нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве» пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора вынесено в пределах предоставленных судебному приставу-исполнителю полномочий, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обязательств, ОГКУ «ЦСВ» не представлено. При этом суд исходил из того, что отсутствие у должника расчета размера социальной выплаты не является уважительной причиной неисполнения решения суда.

 Однако с данным выводом суда согласиться нельзя.

 В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Указанной нормой установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом; обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

 Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.

 Пунктом 13 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

 В силу пункта 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

 В случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (п.12 ст.242.4 БК РФ).

 В соответствии с Методическими рекомендациями по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые утверждены Приказом ФССП России от 15 мая 2009 года № 195, исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России. Так как, в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при отсутствии у должника счетов в Банке России или кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возвращению взыскателю по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а исполнительное производство - окончанию в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 47 указанного Закона (п.3.1.).

 Таким образом, в силу вышеуказанных норм права установлен особый механизм исполнения исполнительных документов в отношении бюджетных учреждений, роль судебного пристава-исполнителя сводится к установлению счетов должника, открытых в Банке России или кредитных организациях, и обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на этих счетах, а в случае отсутствия указанных счетов и при отсутствии (недостаточности) денежных средств на них, исполнительный документ подлежит возвращению взыскателю, а исполнительное производство - окончанию.

 В обосновании заявленных требований ОГКУ «ЦСВ» ссылалось на то обстоятельство, что учреждение не имеет счетов в Банке России или иных кредитных организациях, что не оспаривалось судебным приставом-исполнителем в ходе судебного разбирательства.

 При таких обстоятельствах судебному приставу-исполнителю надлежало окончить исполнительное производство и возвратить исполнительный лист взыскателю.

 Кроме того, в соответствии с Порядком предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области, который утвержден постановлением администрации Костромской области от 08.07.2008г. №224-а, на которое ссылался суд при вынесении решения 4 июня 2013 года, ОГКУ «ЦСВ» предоставляет денежные выплаты гражданам путем перечисления средств на счета, открытие получателем в кредитных учреждениях только после принятия департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области решения о предоставлении гражданину денежной выплаты, который (департамент) информирует об этом ОГКУ «ЦСВ».

 В данном случае после принятия департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области ДД.ММ.ГГГГ решения о предоставлении ФИО2 единовременной денежной выплаты в размере <данные изъяты> руб. на строительство или приобретение жилого помещения и информирования об этом ОГКУ «ЦСВ», ОГКУ «ЦСВ» направило в Управление Федерального казначейства по Костромской области заявку на выплату ФИО3 социальной выплаты на обеспечение жильем на <данные изъяты> руб., которые и были перечислены ФИО3

 С учетом изложенного судебная коллегия находит, что у судебного пристава-исполнителя не имелось правовых оснований для вынесения постановления о взыскании с ОГКУ «ЦСВ» исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., в связи с чем, решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права с принятием нового решения о призании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ОГКУ «ЦСВ» исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.

 Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 09 января 2014 года отменить.

 Принять по делу новое решение, которым заявление областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» удовлетворить.

 Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.

 Председательствующий:

          Судьи: