ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3990/16 от 29.06.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-3990/16

Председательствующий суда первой инстанции

ФИО3

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи

судей

при секретаре

ФИО1,

ФИО2,

Сыча М.Ю.,

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сакского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Крымской региональной общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», третье лицо: Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю о понуждению к совершению действий, по апелляционной жалобе Крымской региональной общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» на решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 января 2016 года.

Заслушав доклад судьи Сыча М.Ю. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, апелляционной жалобы, судебная коллегия, -

У С Т А Н О В И Л А:

11.09.2015 года Сакский межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Крымской региональной общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», третье лицо: Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю, уточнив который просил признать незаконными действия ответчика по использованию эмблемы и печати, сходных с государственной и республиканской символикой, а также запретить ответчику использовать эмблему и печать сходную с государственной и республиканской символикой.

В обоснование своих требований заявитель указывал на то, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований законодательства о противодействии экстремизма в некоммерческих организациях <адрес>, а именно в Крымской региональной общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» установлено, что на печати данного общества, используется изображение, сходное до степени смешения с изображением Государственного Герба Российской Федерации и Республики Крым, что является нарушением положений Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации», из которых следует, что размещение Государственного герба Российской Федерации на документах (печатях), не указанных в законе, не допускается.

В судебном заседании помощник межрайонного Сакского прокурора ФИО7 настаивала на удовлетворении уточненных исковых требованиях по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Крымской региональной общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» Зуб Н.Р. в судебном заседании в иске просил отказать, так как, по его мнению, истец ошибочно полагает, что Организация использует символику, сходную с республиканской, а также символикой правоохранительных органов. Кроме того считает, что процедура регистрации общественного объединения, в том числе, общественной организации, предусматривает в своем составе этап обязательной правовой экспертизы предоставленных для регистрации документов объединения на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Правовую оценку соответствия документов общественного объединения установленным нормам осуществляют специалисты федерального органа государственной регистрации, которым в Крыму является Главное управление Министерства юстиции России в Республике Крым и <адрес>. В случаях обнаружения в документах нарушений законодательства федеральный орган государственной регистрации принимает решение об отказе в государственной регистрации с предоставлением мотивированного отказа в письменной форме.

Учредительный документ (Устав) организации был зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции России в Республике Крым и <адрес>.

Специалистами управления не было выявлено каких-либо положений Устава, нарушающих законодательство, в том числе в части описания символики Организации.

Считает, в отношении использования Организацией символики, описанной в её Уставе, никаких нарушений нет. Символика Организации не является идентичной какой-либо из символик, указанных в иске. Возможно, она содержит отдельные элементы, имеющие некое сходство с элементами государственной символики, но в целом представляет собой самостоятельную композицию, не имеющую аналогов.

Третье лицо - Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и <адрес>, извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не прибыло, направило возражение по иску и заявление о рассмотрении дела без представителя Главного управления.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 28.01.2016 года иск Сакского межрайонного прокурора - удовлетворен.

Не согласившись с указанным судебным постановлением, Крымская региональная общественная организация «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» принесла апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Указывает, что устав организации был зарегистрирован в ГУ МЮ России по Республики Крым и <адрес>, где проводилась правовая экспертиза, нарушений законодательства выявлено не было. Обращает внимание на то, что суд ошибочно и субъективно пришел к выводу о том, что символика организации имеет сходство с государственной и республиканской символикой, поскольку на законодательном уровне нет понятия сходства и идентичности и в чем оно должно выражаться.

В возражениях на апелляционную жалобу - Сакский межрайонный прокурор указывает на необоснованность доводов апеллянта, просит апелляционную жалобу отклонить, решение суда оставить без изменения.

Прокурор ФИО11 в судебном заседании коллегии судей возражала против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их необоснованность.

Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, месте и времени судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при данной явке.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями законодательства, а также ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от ДД.ММ.ГГГГ, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Крымская региональная общественная организация «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» является действующей общественной организацией, не наделенной отдельными государственно-властными полномочиями, что подтверждается копией Устава и выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.

В ходе прокурорской проверки соблюдения требований законодательства о противодействии экстремизму в Крымской региональной общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» установлено, что Организация в своей деятельности использует печать, на которой размещено изображение сходное до степени смещения с изображением Государственного герба Российской Федерации, Государственного герба Республики Крым, символики Прокуратуры РФ: на оттиске печати изображен двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья, а на щите – серебряный грифон, держащий в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной.

Геральдический знак, используемый Крымской региональной общественной организацией «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» воспроизводит элементы Государственного герба Российской Федерации и Республики Крым, порядок использования которого определен ФКЗ и Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, а также имеет сходство до степени смешения с эмблемами прокуратуры РФ.

Статья 8 Федерального конституционного закона -ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ содержит определенные ограничения использования Государственного герба РФ. Вместе с тем, статья 4 данного Закона не содержит прямого либо косвенного запрета на использование на печатях отдельных фрагментов Государственного герба РФ или подобных изображений, а также использование геральдической основы Государственного герба РФ.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 70 Конституции Российской Федерации Государственный герб, его описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом N 2-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О Государственном гербе Российской Федерации».

Государственный герб, выступая в качестве средства самоидентификации публично-правового образования, является официальным государственным символом Российской Федерации, воспроизведение которого предусмотрено на бланках и печатях, поименованных в данном Законе.

В соответствии со статьей 1 Федерального Конституционного закона -ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Положениями статьи 3 указанного Федерального Конституционного Закона установлено: одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита помещается на бланках: Межведомственной комиссии по защите государственной <данные изъяты>; органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федерации; органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Федерации; федеральных судов; органов прокуратуры Российской Федерации; следственных органов и учреждений Следственного комитета Российской Федерации; дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Согласно статье 4 данного Закона Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на других документах в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Статья 7 указанного Закона гласит: Государственный герб Российской Федерации помещается на: штандарте (флаге) Президента Российской Федерации;
боевых знаменах воинских частей; знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации; военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации может помещаться на: денежных знаках; государственных наградах Российской Федерации и документах к ним; знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти.

Иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.

В силу ст. 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

В силу статьи 11 указанного Закона использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из правового смысла вышеперечисленных норм следует, что размещение Государственного герба на документах, не указанных в законе, не допускается.

Учитывая, что государство - единственный полноправный пользователь государственной символики и носитель авторитета, неправомерное размещение символов государства является нарушением порядка использования государственных символов Российской Федерации.

Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «О государственных символах Республики Крым» установлено, что Государственный герб Республики Крым представляет собой в червленом варяжском щите обращенного вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружен двумя белыми колоннами, соединенными сине-бело-красной лентой с девизом «Процветание в единстве».

Положениями статьи 7 названого Закона предусмотрено, что гербы органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Республики Крым. Государственный герб Республики Крым не может использоваться в качестве геральдической основы гербов, эмблем и иных символов органов местного самоуправления и указанных в настоящей статье организаций.

Подлинный оттиск печати Крымской региональной общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», а также ее эмблема, содержат изображение, схожее с изображением Государственного герба Российской Федерации, на них имеется двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. На груди орла имеется щит, на котором изображен грифон, держащий в правой лапе раскрытую раковину с жемчужиной.

Действительно, изображение на щите не идентифицируется с всадником в плаще на серебряном коне, поражающим серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем драконом, однако визуально оттиск печать и эмблема Крымской региональной общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» схожи до степени смешения с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также Государственного герба Республики Крым.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании неправомерных действий ответчика по использованию эмблемы и печати, сходных с государственной и республиканской символикой, а также запрете Крымской региональной общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» использовать эмблему и печать сходную с государственной и республиканской символикой.

При рассмотрении дела судом первой инстанции фактические обстоятельства были установлены полно, они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, отвечающими требованиям допустимости, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в решении.

Другие доводы апелляционной жалобы являлись предметом судебного разбирательства и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку доказательств, собранных и исследованных судом в соответствии со ст.ст. 55, 56, 59, 60 ГПК РФ, а поэтому судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, а поэтому проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

При таком положении, согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменений, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Крымской региональной общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Т.С. Аврамиди

ФИО2

М.Ю. Сыч