ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3991/2016 от 06.09.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33 - 3991-2016

судья Лоншакова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего Литвинцевой И.В.

и судей Ревенко Т.М., Щаповой И.А.,

с участием прокурора Ангарской О.А.,

при секретаре Прозоровской О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 06 сентября 2016 года гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Карповой МИ к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе и.о. руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края А.В. Хосоева,

на решение Центрального районного суда г. Читы от 27 июня 2016 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу Карповой МИ по Государственному контракту от 07.02.2015 денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., выслушав объяснения представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Тестовой А.В., поддержавшей жалобу и просившей об отмене решения суда, прокурора краевой прокуратуры Ангарской О.А., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным с иском в интересах Карповой М.И., ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой края проведена проверка по обращению Карповой М.И., в результате которой установлено следующее. Между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и ООО «Минком», действующим от имени Карповой М.И., 07.12.2015 был заключен Государственный контракт , по условиям которого Карпова М.И. передает в собственность Забайкальского края жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а ответчик оплачивает стоимость указанного жилого дома в сумме <данные изъяты> руб. Данный жилой дом приобретался в собственность Забайкальского края в соответствии с Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно условиям контракта оплата за жилой дом должна быть произведена в срок не позднее 31.12.2015 года. Государственная регистрация сделки была осуществлена 28.01.2016, 17.02.2016 года между Департаментом и Карповой М.И. подписан акт сдачи - приемки товара. Распоряжением Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 28.03.2016 года -р приобретенный у Карповой М.И. жилой дом предоставлен по договору найма специализированного жилого помещения Малолыченко И.Д., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылаясь на то, что Департаментом в нарушение требований законодательства возложенные на него государственным контрактом обязательства по передаче денежных средств в размере <данные изъяты> руб. перед Карповой М.И. до настоящего времени не исполнены, прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Карповой М.И. денежные средства в размере <данные изъяты> руб.

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 41- 44).

В апелляционной жалобе и.о. руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Хосоев А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Указывает, что 07.12.2015 между Карповой М.И. и Департаментом был заключен государственный контракт о передаче в собственность Забайкальского края жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. В соответствии с пунктом 4.1 оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца после подписания акта приема-передачи жилого помещения и акта сдачи-приемки жилого помещения. Акт сдачи - приемки товара был подписан 17.02.2016. Оплата по государственному контракту осуществлялась за счет средств федерального бюджета. Ссылаясь на Бюджетный кодекс РФ, указывает, что бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Департаменту, как уполномоченному органу государственной власти, были выделены бюджетные ассигнования для оплаты выполненных работ в 2015 году. Неиспользованные денежные средства по окончанию данного периода были возвращены в бюджет. В 2016 году главным распорядителем бюджетных средств в отношении средств федерального бюджета по исполнению мероприятий, связанных с предоставлением жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, назначено Министерство территориального развития Забайкальского края, в ходатайстве о привлечении которого к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департаменту было отказано.

Таким образом, бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении средств федерального бюджета у Департамента отсутствуют, соответственно произвести оплату по Контракту не представляется возможным. Заключая контракт, Департамент действовал в интересах и от имени Забайкальского края, следовательно, при удовлетворении иска в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного органа. Именно таким образом в исковом заявлении были сформулированы требования прокурора Забайкальского края, однако судом принято было принято решение о взыскании денежных средств с Департамента.

В судебное заседание истица Карпова М.И., третье лицо Малолыченко И.Д., Министерство финансов Забайкальского края не явились, о времени рассмотрения дела извещены (л.д.60,62,63).

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции было установлено, и сторонами не оспаривалось, что Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и ООО «Минком», действующим от имени Карповой М.И., 07.12.2015 был заключен Государственный контракт , по условиям которого Карпова М.И. передает в собственность Забайкальского края жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а ответчик оплачивает стоимость указанного жилого дома в сумме <данные изъяты> руб. (л.д.9-14).

Данный жилой дом приобретался в собственность Забайкальского края в соответствии с Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно условиям контракта оплата за жилой дом должна быть произведена в срок не позднее 31.12.2015 года, по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца после подписания акта приема-передачи жилого помещения и акта сдачи-приемки жилого помещения (пункт 4.1).

Государственная регистрация сделки была осуществлена 28.01.2016, 17.02.2016 года между Департаментом и Карповой М.И. подписан акт сдачи - приемки товара.

Распоряжением Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 28.03.2016 года -р приобретенный у Карповой М.И. жилой дом предоставлен по договору найма специализированного жилого помещения Малолыченко И.Д., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, денежные средства продавцу дома Карповой М.И. до настоящего времени не перечислены, что не оспаривалось стороной ответчика.

Установив факт неисполнения контракта в части перечисления стоимости дома продавцу Карповой М.И., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями и требованиями закона, и взыскал указанную в контракте сумму с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, как с лица, обязанного по условиям контракта выплатить денежные средства Карповой М.И..

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, поскольку они сделаны на основе неправильного установления юридически значимых обстоятельств и неверного применения норм материального права, подлежащего применению к данным правоотношениям.

В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Положения, устанавливающие, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансируются за счет средств бюджета края, также воспроизведены в Законе Забайкальского края №315-ЗЗК от 18.12.2009 г. «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей».

В материалах дела имеется Соглашение № заключенное между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Забайкальского края 21.07.2015 года, в соответствии с которым бюджету Забайкальского края из федерального бюджета предоставляется субсидия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Пунктом 1.2 Соглашения определена сумма субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, а также минимальный объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, предусмотренных в бюджете Забайкальского края (л.д.32-35).

Правительством Забайкальского края 14.08.2015 г. было издано распоряжение №435-р о приобретении 81 единицы жилых помещений за счет указанных средств (л.д.22-23).

Как указывалось выше, юридически значимые действия по приему-передаче имущества, а также его регистрации, состоялись в 2016 году.

В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В силу части 3 названной статьи цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. №1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Названными Правилами определен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - субсидии).

Согласно пункту 4 Правил субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в установленном порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.

В целях определения объема и срока перечисления средств федерального бюджета в пределах предусмотренного субъекту Российской Федерации на текущий финансовый год объема субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации заявку на перечисление субсидии по форме и в сроки, которые установлены Министерством образования и науки Российской Федерации.

Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с установленным согласно пункту 5 настоящих Правил распределением субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации и соглашением, заключенным по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации (п.7(1), 8(1) Правил).

В соответствии с п.14 (1) не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в федеральный бюджет органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидии, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 14(2) Правил при наличии потребности в не использованном на 1 января текущего финансового года остатке субсидии указанный остаток в соответствии с решением главного распорядителя средств федерального бюджета о подтверждении указанной потребности может быть использован субъектом Российской Федерации в текущем финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае если не использованный остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению субсидии из федерального бюджета на приобретение жилого помещения в целях предоставления лицам, из числа детей-сирот по договорам найма специализированного жилого помещения следует, что они закрепляют механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, определяют источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названных категорий граждан.

Указанное обеспечение может осуществляться только с учетом установленного Бюджетным кодексом РФ и Правилами порядком перечисления средств из федерального бюджета в бюджет субъектов Российской Федерации, то есть в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края и федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Как следует из материалов дела (л.д.20), после сдачи документов на регистрацию перехода права собственности от участников контракта потребовали дополнительно документы, необходимые для регистрации сделки. До 30.12.2015 года документы представлены не были, регистрация права собственности на приобретенное имущество была проведена только 28.01.2016 г..

До регистрации права собственности Забайкальского края оплата была невозможна, а после 1.01.2016 года согласно упомянутому выше Соглашению (п.2.3), а также положениям бюджетного законодательства, оставшиеся средства возвращены в федеральный бюджет.

При таких обстоятельствах с решением суда о взыскании стоимости дома, указанной в контракте, в пользу Карповой М.И. с ответчика в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, судебная коллегия не соглашается, поскольку жилое помещение должно было приобретаться за счет средств, представленных в виде субсидии из федерального бюджета.

Полагая свои права нарушенными фактом неисполнения контракта со стороны ответчиков, Карпова М.И. в данном случае вправе их защитить путем предъявления требований о признании сделки недействительной или незаключенной и потребовать возврата имущества, переданного ею во исполнение указанного выше контракта, и не оплаченного до настоящего времени.

Законных оснований для взыскания в 2016 году с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края денежных средств, выделенных в качестве субсидии федерального бюджета, и возвращенных в оконченном финансовом году в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ и указанных выше нормативных актов, не имеется.

Решение суда подлежит отмене, а исковые требования первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Карповой М.И. о взыскании с ответчика суммы контракта за счет Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Центрального районного суда г. Читы от 27 июня 2016 года отменить, апелляционную жалобу и.о. руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края А.В. Хосоева удовлетворить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении иска первому заместителю прокурора Забайкальского края в интересах Карповой МИ к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании денежных средств отказать.

Председательствующий

Судьи