ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3996/2015 от 17.11.2015 Брянского областного суда (Брянская область)

Судья Петряков А.В. Дело № 33-3996/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Киселевой Е.А.,

судей областного суда Кулешовой Е.В., Апокиной Е.А.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

при секретаре Цыбульской К.Д.,

рассмотрев 17 ноября 2015 года в открытом судебном заседании по докладу судьи Кулешовой Е.В. дело по апелляционному представлению помощника Брянского природоохранного прокурора Брянской области Бойкачева М.С. на решение Брянского районного суда Брянской области от 21 мая 2015 года по делу по иску природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц жителей Брянского района Брянской области к МУ администрация Брянского района Брянской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о прекращении права собственности, признании действий районной администрации по выделению земельных участков незаконными, признании договоров аренды недействительными,

УСТАНОВИЛА:

Природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указывая на то, что во исполнение государственного контракта от 19.03.2013г. за Филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Заплеспроект» при подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных (лесных) участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации, установлено, что границы земель лесного фонда вышеуказанного земельного участка (раннее учтенного земельного участка с кадастровым номером ) имеют следующие площади пересечений с границами земельных участков иных категорий:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером (арендатор ФИО1). В соответствии с постановлением администрации Брянского района Брянской области от 19.02.2013г. за между ФИО1 и администрацией Брянского района Брянской области заключен договор аренды земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером общей площадью 2230 кв.м., расположенным по адресу; <адрес> с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, сроком действия с 19.02.2013г. по 19.02.2023г.;

в отношении земельного участка с кадастровым номером
(арендатор ФИО2). 13.03.2013г. в соответствии с постановлением администрации Брянского района Брянской области от 19.02.2013 г. между ФИО2 администрацией Брянского района Брянской области заключен договор аренды земельного участка за (земли населенных пунктов) с кадастровым номером общей площадью 2 476 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства сроком действия с 19.02.2013г. по 19.02.2023г;

в отношении земельного участка с кадастровым номером (собственники: ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО5). Согласно кадастровой выписке о земельном участке за от 16.10.2014г., выданной Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Брянской области», земельный участок с кадастровым номером 32:02:022010 (земли населенных пунктов) общей площадью 1584 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства,
находится в долевой собственности у ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6.

в отношении земельного участка с кадастровым номером Согласно кадастровой выписке о земельном участке за от 16.10.2014г., выданной Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Брянской области», земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов общей площадью 1030 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, находится в собственности у ФИО3.

Факт пересечения земельного участка с кадастровым номером лесного фонда с вышеуказанными земельными участками подтверждены заключениями Филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 15.08.2013г. за письмом Управления лесами Брянской области от 24.10.2014г. за ТУ Росимущества РФ.

Считает, что ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО5 оформлено право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: и , а ФИО1 и ФИО2 и администрацией Брянского района Брянской области заключены и зарегистрированы соответствующие договоры аренды на земельные участки с кадастровыми номерами и в нарушение норм действующего лесного законодательства.

Земельный участок с кадастровым номером (земли лесного фонда), общей площадью 134290000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: под лесными участками, является собственностью Российской Федерации, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 11.06.2008г.

Согласно части 6 статьи 47 Закона о кадастре участки лесного
фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но
вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда,
зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются
ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а
также документ, содержащий описание участка лесного фонда и
удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Как указывает Природоохранный прокурор Брянской области, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Следовательно, если в отношении земельного участка, который относится к землям лесного фонда, государственный кадастровый учет которого не осуществлялся (т.е. отсутствуют сведения о его границах), но право на него зарегистрировано, в определении его местоположения необходимо использовать документы, содержащие его описание, то есть материалы лесоустройства. Согласно статьям 87,91 Лесного кодекса РФ к материалам лесоустройства относятся таксационные книги, лесоустроительные планшеты и планы лесонасаждений участкового лесничества, а целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной (лесоустроительной) документации.

Считает, что находящиеся в собственности у ФИО3, ФИО4 ФИО6, ФИО7, ФИО5 земельные участки с кадастровыми номерами и , и в аренде у ФИО1 и ФИО2 земельные участки с кадастровыми номерами и согласно материалам лесоустройства 2006 года (таксационное описание, план лесонасаждений ОПХ «Брянское» Брянского лесничества, пояснительная записка к материалам лесоустройства Брянска филиала ГУ «Брянсклес») частично расположены на территории лесного фонда ГКУ БО «Брянское лесничество» Сельское участковое лесничество (бывшее ОПХ «Брянское») и относится к защитным лесам, категория защитности: другие защитные леса, квартал 7, выдел 2, плошадь 11,3 га.

Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на Государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, т.к. сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при этом должны приниматься во внимание материалы лесоустройства и такая их часть, как проектирование лесных участков под будущее или существующее целевое назначение, что регламентировано статьями 67-70 Лесного кодекса РФ.

Прокурор полагает, что с учетом того, что вышеуказанные
спорные земельные участки частично располагаются на землях лесного фонда,
в государственный кадастр недвижимости необходимо внести
соответствующие изменения с целью последующего использования участков
лесного фонда в соответствии с требованиями действующего
законодательства, а вышеуказанные постановления администрации
Брянского района, соответствующие договоры аренды, равно как и свидетельства о государственной регистрации права граждан на принадлежащие им земельные участки должны быть признаны недействительными.

Просил признать действия администрации Брянского района Брянской области по распоряжению собственностью Российской Федерации, земельного участка с кадастровым номером (земли населенных пунктов), в части площади пересечения с землями гослесфонда площадью 1381 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства сроком действия с 19.02.2013г. по 19.02.2023г. ФИО1 незаконными; признать действия администрации Брянского района Брянской области по распоряжению собственностью Российской Федерации, земельного участка с кадастровым номером земли населенных пунктов), в части площади пересечения с землями гослесфонда площадью 2476 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства сроком действия с 19.02.2013г. по 19.02.2023г. ФИО2 незаконными; признать недействительными Постановление главы администрации Брянского района Брянской области от 19.02.2013г. и договор аренды от 13.03.2013г. о передаче земельного участка с кадастровым (земли населенных пунктов), в части пересечения с землями гослесфонда площадью 1381 кв.м., расположений адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства сроком действия с 19.02.2013г. по 19.02.2023г. ФИО1; признать недействительными Постановление главы администрации Брянского района Брянской области от 19.02.2013г. и договора аренды от 13.03.2113г. о передаче земельного участка с кадастровым номером (земли населенных пунктов), в части площади пересечения с землями гослесфонда площадью 2476 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства сроком действия с 19.02.2013г. по 19.02.2023г. ФИО2; прекратить право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>Б, общей площадью 532 кв.м. и исключить запись о праве на данный земельный участок из ЕГРП; снять земельный участок с кадастровым номером ( расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 532 кв.м. с кадастрового учета; прекратить право общей долевой собственности ФИО4, ФИО7, ФИО6, ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 329 кв.м. и исключить запись о праве на данный земельный участок из ЕГРП; снять земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 329 кв.м. с кадастрового учета.

Представитель МУ администрация Брянского района Брянской области Драп А.И. в судебном заседании с иском не согласился, представил письменный отзыв. Пояснил суду, что земельные участки ответчикам были выделены администрацией района в пределах населенного пункта <адрес>, что подтверждается Генеральным планом Снежского сельского поселения Брянского района Брянской области. При этом, при согласовании границ выделяемых участков пересечений с землями лесного фонда выявлено не было.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании с иском природоохранного прокурора не согласился. Представил письменный отзыв.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании с иском природоохранного прокурора не согласился. Представил письменный отзыв.

Представитель ответчиков ФИО8, ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО9 в судебном заседании с иском природоохранного прокурора не согласилась. Представила письменный отзыв. Пояснила, что правомерность приобретения ФИО1, ФИО2, ФИО3 земельных участков не вызывает сомнения. Ответчики каким-либо образом не могли предположить, что их действия неправомерны и могут нарушить чьи-то права.

Представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО10 в судебном заседании с иском природоохранного прокурора не согласился. Представил письменный отзыв.

Представитель ответчиков ФИО6 и ФИО5 по доверенности ФИО11 в судебном заседании с иском природоохранного прокурора не согласился. Представил письменный отзыв.

Представитель третьего лица ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» ФИО12 в судебном заседании иск природоохранного прокурора поддержала.

Представитель третьего лица Управления лесами Брянской области «Брянское лесничество» ФИО13 в судебном заседании иск природоохранного прокурора поддержал.

Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской
области ФИО14 в судебном заседании с иском не согласилась.
Представила письменный отзыв. Пояснила, что ФГБУ «ФКП Росреестра» -
учреждение, в соответствии с действующим законодательством
осуществляющее кадастровый учет объектов недвижимости, предоставление
сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, ведение
государственного кадастра недвижимости. Согласно сведений, внесенных в
государственный кадастр недвижимости, спорные земельные участки
ответчиков относятся к категории земель - земли населенных пунктов и были
поставлены на кадастровый учет в соответствии с действующим
законодательством. Согласно материалам инвентаризации земельных участков граждан и юридических лиц <адрес> (кварталы ), спорные земельные участки с кадастровыми номерами располагаются в пределах земель населенного пункта. В государственном кадастре недвижимости пересечения названных земельных участков с лесным фондом отсутствуют.

23 августа 2013 года из земельного участка с кадастровым номером лесного фонда был выделен земельный участок с кадастровым номером В соответствии с прилагаемым фрагментом публичной кадастровой карты со спорными земельными участками, принадлежащими ответчикам граничит земельный участок с кадастровым номером и как видно по данной карте и по сведениям кадастрового учета границы данных земельных участков не имеют пересечения.

Представитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области ФИО15 в судебном заседании с иском природоохранного прокурора не согласилась. Представила письменный отзыв.

21 мая 2015 года Брянский районный суд Брянской области постановил решение, которым оставил без удовлетворения заявление Брянского природоохранного прокурора.

В апелляционном представлении помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Бойкачева М.С. просит отменить вышеназванное решение суда, ссылаясь на его незаконность.

Указывает, что земельные участки, предоставленные ответчикам, располагаются на землях лесного фонда, что было доказано в судебном заседании.

В суде апелляционной инстанции прокурор Пахомова Н.А. представила письменное заявление и.о. Брянского природоохранного прокурора Брянской области Горяева А.Г., в котором он просил прекратить производство по делу по иску природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц жителей Брянского района Брянской области к МУ администрация Брянского района Брянской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о прекращении права собственности, признании действий районной администрации по выделению земельных участков незаконными, признании договоров аренды недействительными, в связи с отказом от исковых требований.

Ответчик ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО9, ответчик ФИО1 и его представитель ФИО16, представитель ответчиков ФИО5 и ФИО6 – ФИО11, представитель ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО14 против удовлетворения заявления и.о. Брянского природоохранного прокурора Брянской области Горяева А.Г., и прекращения производства по делу не возражали.

Обсудив указанное заявление, выслушав прокурора Пахомову Н.А., ответчика ФИО3 и его представителя по доверенности ФИО9, ответчика ФИО1 и его представителя ФИО16, представителя ответчиков ФИО5 и ФИО6 – ФИО11, представителя ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО14, судебная коллегия находит заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В соответствии со ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Последствия отказа от иска прокурору Пахомовой Н.А. известны, о чем она указала в судебном заседании.

Судебная коллегия не находит оснований для отклонения отказа и.о. Брянского природоохранного прокурора Брянской области Горяева А.Г. от иска, поскольку такой отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает возможным принять отказ и.о. Брянского природоохранного прокурора Брянской области Горяева А.Г. от иска, отменить судебное решение и производство по делу прекратить.

Определение суда апелляционной инстанции об отмене судебного решения и прекращении производства по делу в связи с отказом от иска лишает стороны права повторно обратиться в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 221 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 220-221, 326, 326.1 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Принять отказ и.о. Брянского природоохранного прокурора Брянской области Горяева А.Г. от иска.

Решение Брянского районного суда Брянской области от 21 мая 2015 года - отменить.

Производство по делу по иску природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц жителей Брянского района Брянской области к МУ администрация Брянского района Брянской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о прекращении права собственности, признании действий районной администрации по выделению земельных участков незаконными, признании договоров аренды недействительными - прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Председательствующий Е.А. Киселева

Судьи областного суда Е.В. Апокина

Е.В. Кулешова