БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-399/2017 (33-6739/2016)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 24 января 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Баркаловой Т.И., Мухортовой Л.И.
при секретаре Разночинцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Белгородской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»
по апелляционной жалобе Правительства Белгородской области и управления социальной защиты населения Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 07 ноября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения представителя Правительства Белгородской области и управления социальной защиты населения Белгородской области - ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, ФИО1, просившей об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 в период с 21 ноября 1979 г. по 27 февраля 2015 г. состояла в трудовых отношениях с ОАО «Белгородский молочный комбинат», занимала должности: оператора цеха сгущения сыворотки по 3 разряду, сепараторщика 4 разряда, изготовителя конфет 4 разряда сырново-твороженного цеха, сыродела, аппаратчика производства маргарина, майонеза 4 разряда, аппаратчика пастеризации и охлаждения молока. Ее общий страховой стаж на 14 сентября 2015 г. составлял 35 лет 9 месяцев 19 дней, на 03 ноября 2016 г. - 37 лет 5 месяцев 16 дней.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 02 июня 2015 г. № 770-н за многолетний добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса ФИО1 объявлена Благодарность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В октябре 2015 г. ФИО1 обратилась с заявлением на имя губернатора Белгородской области о присвоении ей звания «Ветеран труда» с приложением соответствующих документов.
Правительством Белгородской области принято распоряжение от 09 ноября 2015 г. № 519-рп, согласно которому ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что благодарность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не является ведомственной наградой, ею поощряются, а не награждаются, то есть она является формой морального стимулирования.
Дело инициировано иском ФИО1 к Правительству Белгородской области, в котором просит признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ответчика присвоить звание.
В судебном заседании ФИО1, уточнив требования, поддержала иск в части признания за ней права на присвоение звания «Ветеран труда».
Представитель ответчика и третьего лица - управления социальной защиты населения Белгородской области в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, в которых просил в удовлетворении иска отказать.
Решением суда иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Белгородской области и управления социальной защиты населения Белгородской области просит отменить решение суда, считая, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, одним из оснований для присвоения указанного звания является награждение ведомственным знаком отличия в труде за продолжительный добросовестный труд.
Как следует из цели издания указанного Федерального закона и отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в его Определениях от 17 декабря 2009 г. № 1588-О-О и от 17 июня 2010 г. № 763-О-О, приведенное правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством для обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Пунктом 4 данной статьи настоящего Закона предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Белгородской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» урегулированы постановлением губернатора Белгородской области от 09 июня 2006 г. № 81 «О порядке присвоении звания «Ветеран труда» на территории Белгородской области».
В силу названного постановления (пункт 2.1 Порядка присвоения звания) основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является факт награждения гражданина орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Также данным постановлением губернатора Белгородской области утвержден перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в числе которых Благодарность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не указана.
Однако, как правильно указал суд, положения указанного постановления губернатора Белгородской области, определяя перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», ограничивают (сужают) по сравнению с Федеральным законом «О ветеранах» круг лиц, которым может быть присвоено такое звание, поскольку исключают значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось федеральными службами, имевшими установленные законодательством полномочия принимать такие решения.
Судебная коллегия учитывает, что в соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать лишь порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», под которыми понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания «Ветеран труда» лицам, категории которых определены непосредственно федеральным законодательством.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О ветеранах» звание «Ветеран труда» присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда. При этом понятие «продолжительный добросовестный труд» конкретизируется, в частности, в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда, то есть получение награды за основную трудовую деятельность гражданина.
Действующее законодательство не содержит толкования понятия «ведомственный знак отличия в труде», поэтому до внесения соответствующих изменений в законодательные акты правомерно исходить из того, что для присвоения звания «Ветеран труда» следует учитывать ведомственные знаки, учрежденные федеральными органами государственной власти, Президиумами Верховного Совета СССР и РСФСР, Советами Министров СССР и РСФСР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР и Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, при условии, что награжденные граждане работали в системе указанных органов, министерств и ведомств.
Положение о Министерстве сельского хозяйства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450. В силу данного Положения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания (пункт 6.2.) и представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральной службы и федерального агентства, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации (пункт 10.16).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 августа 2016 г. № 380 учреждены ведомственные награды Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в том числе Положение о Благодарности (приложение № 5).
Аналогичные положения предусматривал Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 февраля 2009 г. № 62, действующий на дату рассмотрения заявления ФИО1 о присвоении ей звания «Ветеран труда».
В Положении о Благодарности указано, что Благодарность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации является ведомственной наградой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, объявляется, в том числе, за добросовестное исполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов при проведении сезонных полевых сельскохозяйственных работ и устойчивых производственно-экономических показателей в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что Благодарность Министерства сельского хозяйства не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», и не является мерой награждения, а учреждена в целях морального поощрения.
В судебном заседании установлено, что на момент объявления благодарности истица работала в ОАО «Белгородский молочный комбинат», состояла в должности аппаратчика пастеризации и охлаждения молока аппаратного цеха.
Как следует из приказа Минсельхоза России от 02 июня 2015 г. № 770-н, Благодарность истице была объявлена за многолетний добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса.
Наличие у ФИО1 соответствующего трудового стажа не оспаривалось ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Кроме того, при апелляционном рассмотрении дела, установлено, что решениями Октябрьского районного суда г. Белгорода от 21 и 28 апреля 2016 г. за О. и Ч., которым также, как истице, вышеуказанным приказом Минсельхоза России от 02 июня 2015 г. № 770-н была объявлена Благодарность, признано право на присвоение звания «Ветеран труда». Данные решения не были обжалованы сторонами и вступили в законную силу.
Также судебной коллегией установлено, что в 2011 г. аппаратчику пастеризации и охлаждения молока аппаратного цеха ОАО «Белгородский молочный комбинат» К., награжденной приказом от 19 августа 2011 г. № 1344-н ведомственной наградой - Благодарностью Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Правительством Белгородской области присвоено звание «Ветеран труда».
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации (Определения № 479-О-П от 01 апреля 2008 г.; № 350-О от 12 июля 2006 г.; Постановления № 11-П от 19 июня 2009 г.; № 18-П от 11 декабря 1997 г.), при осуществлении правового регулирования в сфере социальной защиты, должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им, напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае имеются условия для присвоения истице звания «Ветеран труда», в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции ответчика и третьего лица в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств, несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 07 ноября 2016 г. по делу по иску ФИО1 к Правительству Белгородской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Белгородской области и управления социальной защиты населения Белгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи