Дело № 33-4001/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2018 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей Ившиной Т.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы исполнения наказания России по Оренбургской области, апелляционной жалобе Федерального казённого учреждения уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Оренбургской области на решение Тюльганского районного суда Оренбургской области от 26 июля 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Федеральному казённому учреждению уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области о взыскании причитающихся выплат к заработной плате.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., объяснения представителя Федерального казённого учреждения уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что с (дата) по (дата) проходила службу по контракту в органах уголовно – исполнительной системы в должности *** филиала по г.Байконуру ФКУ «Уголовно – исполнительная инспекция УФСИН России по Оренбургской области». Полагает, что в период с сентября 2014 года по февраль 2017 года имела право на выплату денежного довольствия с учетом коэффициента 1,3 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года №1071 «О выплате денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах». Сумма недоплаченной заработной платы составила 158 332,68 рублей. Истец просила суд обязать ответчика произвести перерасчет и выплатить за период с сентября 2014 года по февраль 2017 года денежное довольствие с учетом коэффициента 1,3 в сумме 158 332,68 рублей.
Решением Тюльганского районного суда Оренбургской области от 26 июля 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд постановил: обязать ФКУ «Уголовно – исполнительная инспекция УФСИН России по Оренбургской области» выплатить ФИО1 доплату к выплаченному денежному довольствию за период с 02 сентября 2014 года по 28 февраля 2017 года в сумме 158 332,68 рублей с учетом заявленного ею коэффициента 1,3.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 октября 2017 года решение районного суда оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Оренбургского областного суда от 23 апреля 2018 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 октября 2017 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В апелляционных жалобах ответчик - ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской области и третье лицо - УФСИН России по Оренбургской области просят решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым оставить исковые требования ФИО1 без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец ФИО1, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в её отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
ФИО1 проходила службу в органах – исполнительной системы с (дата), в должности *** филиала по г.Байконуру ФКУ «Уголовно – исполнительная инспекция УФСИН России по Оренбургской области» с (дата), уволена по выслуге срока службы, дающего право на пенсию с (дата).
В спорный период и до настоящего времени ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания на территории г. Байконур.
Решением 26 гарнизонного военного суда г.Байконур от 29 октября 2014 года, вступившим в законную силу, на ФКУ «Уголовно – исполнительная инспекция УФСИН России по Оренбургской области» возложена обязанность выплатить ФИО1 доплату к реально выплаченному денежному довольствию за период с 11 ноября 2011 года по 01 сентября 2014 года с учетом районного коэффициента 1,4 в размере 266 943,05 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу и было исполнено УФК по Оренбургской области 10 марта 2015 года.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что г.Байконур, в котором проходила службу истец, относится к районам с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в связи с чем, к заработной плате работникам учреждений, работающих на данной территории, подлежит применению коэффициент 1,4, установленный Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года №1644рс, который не отменен.
Принимая во внимание, что ответчиком выплата денежного довольствия истцу производилась без учета указанного коэффициента, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в заявленных пределах.
С таким выводом суда нельзя согласиться по следующим снованиям.
В силу статьи 1, части 1 статьи 20 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2013 года настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 15 статьи 2 вышеуказанного Закона к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ порядок применения коэффициентов, выплаты процентных надбавок, размеры таких коэффициентов и надбавок определяются Правительством Российской Федерации.
30 декабря 2011 года Правительством Российской Федерации издано Постановление №1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1237).
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1237 установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.
г.Байконур в Приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1237 не указан.
В силу абзаца второго пункта 1 названного Постановления другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных этим Постановлением, не применяются.
Абзацем вторым пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1237 предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года в отношении лиц, перечисленных в части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283 – ФЗ, в числе которых указаны лица, проходящие службу в органах и учреждениях уголовно – исполнительной системы.
Учитывая изложенное, основания для применения после 1 января 2013 года в отношении денежного довольствия истца процентной надбавки в размере 1,4 со ссылкой на Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года №1644рс отсутствуют. Постановлением Правительства Российской Федерации №1237 г. Байконур (г. Ленинск) не отнесен к районам Крайнего севера и приравненным к ним местностям, районный коэффициент для указанной местности не установлен.
При таких обстоятельствах, исходя из прямого указания о вступлении в силу новых правил применения коэффициентов и отсутствия указаний на возможность сохранения ранее существовавшего порядка, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имелось.
Судебная коллегия также учитывает, что сформированная с 01 января 2013 года новая система денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы, обеспечила значительное увеличение денежного довольствия, основу которой составляют вновь установленные оклады денежного содержания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1022 "Об окладах месячного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы", Постановлением Правительства РФ от 07.06.2014 N 525 (ред. от 30.03.2017) "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы".
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определениях от 22.01.2004 N 2-О, 3-О, 40-О и от 15.07.2004 N 298-О, законодательные изменения, связанные с реформированием системы материально-финансового обеспечения лиц, приводящие в итоге к повышению размера денежного довольствия этих лиц, ограничивать или умалять их конституционные права не могут.
Неправильное применение судом приведенных норм материального права повлекло принятие незаконного и необоснованного судебного постановления, которое подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюльганского районного суда Оренбургской области от 26 июля 2017 года отменить. Принять новое решение, которым отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Федеральному казённому учреждению уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области о взыскании заработной платы.
Председательствующий
Судьи