Судья Иванова И.В. 2-4236/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 06 октября 2020 года № 33-4001/2020
город Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Жгутовой Н.В.
судей Викторова Ю.Ю., Репман Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шагаловой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области ФИО1 на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14.07.2020.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Викторова Ю.Ю., объяснения ФИО2, судебная коллегия,
установила:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области (далее – Фонд) обратился с иском в суд к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование требований указал, что с расчетного счета Фонда на счет ФИО2 платежным поручением №... ошибочно на цели сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее – Дом), перечислены денежные средства в размере 98 514 рублей 42 копейки.
Однако ранее по данному Дому в 2017-2018 годах Фондом оплачены проектные работы по капитальному ремонту, а также работы по достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта крыши на общую сумму 188 736 рублей 49 копеек.
Пакет документов на проектные работы направлен в адрес ответчика с сопроводительным письмом от 16.09.2019 исх.№....
01.11.2019 в адрес ФИО2 направлена претензия с требованием возвратить денежные средства в сумме 98 514 рублей 42 копейки.
Ссылаясь на отказ ФИО2 урегулировать возникший вопрос в досудебном порядке, Фонд просил взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 98 514 рублей 42 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 931 рубль 43 копейки, компенсацию морального вреда в размере 3 229 рублей.
В судебное заседание представитель истца Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик ФИО2, его представитель по устному ходатайству ФИО3 иск не признали, пояснили, что собственники многоквартирного дома не принимали решения о проведении капитального ремонта дома, экономическая целесообразность в проведении ремонтных работ в 2018-2019 годах отсутствовала.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации города Вологды не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третьи лица ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, представили отзыв, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что ответчик на законных основаниях получил денежные средства, собственники многоквартирного дома не давали своего согласия на капитальный ремонт дома.
В судебное заседание представитель третьего лица Департамента городского хозяйства администрации города Вологды не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 14.07.2020 исковые требования Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Фонда ФИО1 повторяет доводы, изложенные в исковом заявлении, а также указывает, что суд не учел положения части 1 статьи 174 ЖК РФ, позволяющие использовать средства фонда капитального ремонта на разработку проектной документации. Дом был включен в Областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 №1354, и краткосрочный план реализации этой программы на 2019-2020 годы, утвержденный постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2018 №184. В 2017-2018 годах Фонд оплатил проектные работы по капитальному ремонту Дома, а также работы по проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта крыши на общую сумму 188 736 рублей 49 копеек. Проведение общего собрания жильцов Дома в данном случае не требовалась. В случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений. Считает, что денежные средства в сумме 98 514 рублей 42 копейки перечислены ответчику ошибочно.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 просит решение суда оставить без изменения.
Оценив собранные по делу доказательства, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 170, 174 ЖК РФ, 151, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и исходил из того, что перечисление истцом ответчику из фонда капитального ремонта денежных средств в сумме 98 514 рублей 42 копейки не является неосновательным обогащением, поскольку соответствует исполнению предписания Департамента городского хозяйства о разрешении вопроса по сносу признанного в установленном порядке аварийного дома, а также требованиям статьи 174 ЖК РФ.
Судом установлено, что в 2017 году между Фондом (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Архитектурно-градостроительный центр города Вологда» (Подрядчик) заключен договор №... на выполнение проектных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов города Вологды на 2018 год.
Согласно Приложению №1 к техническому заданию в перечень домов по проведению капитального ремонта включен дом №1 по улице Вологодская города Вологда.
В 2017 году Подрядчиком по заданию Фонда разработана рабочая документация «электроснабжение», «узел управления системы ГВС», «водоснабжение и канализация», «узел управления системы теплоснабжения с прибором учета», «отопление, вентиляция и кондиционирование» по проведению капительного ремонта общего имущества многоквартирного дома <адрес>.
28.12.2017 Фондом в счет оплаты стоимости проектных работ на счет Подрядчика перечислены денежные средства в сумме 127 410 рублей 97 копеек, а также неустойка по договору №... от 26.06.2017 в сумме 2 641 рублей 06 копеек
06.03.2018 в счет оплаты неустойки по договору №... от 26.06.2017 Фондом перечислены Подрядчику денежные средства в сумме 632 рублей 39 копеек.
В последующем между Фондом и Подрядчиком заключен договор №... на выполнение проектных работ по капительному ремонту общего имущества многоквартирных домов г. Вологды на 2019 года.
Согласно Приложению №1 к техническому заданию в перечень домов по проведению капитального ремонта включен дом <адрес>, видом ремонта указана-крыша.
Подрядчиком по заданию Фонда в 2019 году разработана рабочая документация архитектурно-строительного решения по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома <адрес>.
23.10.2018 в счет исполнения обязательств по оплаты проектных работ Фондом в пользу Подрядчика в сумме 37 604 рублей 94 копеек.
17.01.2018, а в последующем и 25.09.2018 автономным учреждением Вологодской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области» подготовлены заключения о сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>.
25.03.2019 заключением Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов), созданной на основании постановления Главы города Вологды от 10.03.2006 №836, по результатам рассмотрения документов принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением начальника Департамента городского хозяйства Администрации города Вологда от 16.04.2019 №60 многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанным распоряжением на Департамент городского хозяйства Администрации города Вологда возложена обязанность: обеспечить предъявление собственникам помещений по адресу: <адрес> требований о сносе в срок до 01.05.2030 многоквартирного дома, а также организовать проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома для рассмотрения вопроса об осуществлении мероприятий по сносу многоквартирного дома.
28.06.2019 собственниками Дома организовано проведение внеочередного общего собрания, в том числе по вопросу повестки о принятии решения по направлению средств на цели сноса многоквартирного дома.
По результатам проведения общего собрания собственниками дома принято решение: направить средства на цели сноса Дома; избрать лицами, уполномоченными на получение средств собственников, составляющих фонда капитального ремонта дома: ФИО2 и Департамент городского хозяйства г. Вологды.
На основании поданного ФИО2 заявления Фонд перечислил 14.08.2019 с расчетного счета Фонда платежным поручением №... на реквизиты ФИО2 денежные средства в сумме 98 514 рублей 42 копейки на цели сноса Дома.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1102 ГК РФ неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
Согласно статье 184 ЖК РФ возврат средств фонда капитального ремонта собственникам помещений осуществляется региональным оператором в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 174 настоящего Кодекса.
В пункте 2 статьи 174 ЖК РФ указано, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме. В случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.
Порядок возврата средств фонда капитального ремонта собственникам помещений на территории Вологодской области утвержден Постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2013 № 646 (ред. от 14.09.2020) «О некоторых вопросах реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта возвращаются Региональным оператором - Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области (далее - Региональный оператор) собственникам помещений в многоквартирном доме на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме о возврате средств фонда капитального ремонта (далее - решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме). Для перечисления средств фонда капитального ремонта лицо, уполномоченное собственниками помещений данного многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в этом многоквартирном доме (далее - уполномоченное лицо), направляет решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с указанием в нем реквизитов банковского счета Региональному оператору. К решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме прилагается копия документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица, а также документа, подтверждающего его полномочия. Средства фонда капитального ремонта, подлежащие возврату, перечисляются Региональным оператором на банковский счет, указанный в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение шести месяцев с даты получения Региональным оператором такого решения.
В случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным возвращаются Региональным оператором и распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 7 Порядка решение об отказе в возврате средств фонда капитального ремонта принимается Региональным оператором в следующих случаях: 1) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в настоящем Порядке; 2) представление недостоверных сведений. В случае принятия решения об отказе в возврате средств фонда капитального ремонта уполномоченное лицо, собственник помещения в многоквартирном доме уведомляется о причинах отказа. Отказ в возврате средств фонда капитального ремонта не лишает права обратиться повторно после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у ФИО2 имелись правовые основания для получения денежных средств в сумме 98 514 рублей 42 копейки, поэтому полученное им не может применительно к пункту 1 статьи 1102 ГК РФ расцениваться как неосновательное обогащение.
Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных пунктом 7 Порядка оснований для отказа собственникам Дома в возврате средств фонда капитального ремонта, истцом не представлено.
Частью 1 статьи 181 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных ЖК РФ, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно статье 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (часть 1). Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2). Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3). Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4). В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (часть 6).
В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта (пункт 6); вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Частью 1 статьи 174 ЖК РФ предусмотрено, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В части 2 этой же статьи указано, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что использование средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, для оплаты проектных работ по капитальному ремонту и работ по проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта без решения собственников помещений МКД, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 189 ЖК РФ, действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что собственники Дома приняли решение о проведении капитального ремонта (часть 1 статьи 189), в соответствии с которым из фонда капитального ремонта Дома в 2017-2018 годах региональным оператором были оплачены работы на общую сумму 188 736 рублей 49 копеек, либо в установленный законом срок не рассмотрели направленное им предложение о проведении капитального ремонта (части 3-6 статьи 189 ЖК РФ), истец не представил, доводов, обосновывающих наличие оснований для отказа в возврате собственникам находящихся на счета средств фонда капитального ремонта Дома в сумме 98 514 рублей 42 копейки не привел, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а фактически сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и иному толкованию подлежащих применению при разрешении спора правовых норм, что основанием для отмены судебного решения не является.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14.07.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: