ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4003/2015 от 15.09.2015 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Земцов Н.В. Дело № 33-4003/2015

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Киров 15 сентября 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Стексова В.И.

судей

Кощеева А.В.

Сметаниной О.Н.

при секретаре

Соколовой О.Н.

с участием прокурора

Шибановой Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Оричевского района к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского рай­она о признании незаконным бездействия, выразившегося в не определении мест отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ, а также определения вида обязательных работ и о возложении обязанности оп­ределить виды обязательных работ и места отбывания наказания в виде ис­правительных и обязательных работ

по апелляционной жалобеглавы администрации Оричевского района Шпикина С.Н.

на решение Оричевского районного суда Кировской области от 17 июля 2015 года, которым требования прокурора удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия

установила:

прокурор Оричевского района обратился в суд с иском к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в не определении мест отбывания наказания в виде обязательных и исправи­тельных работ, возложении обязанности определить виды обязательных работ и места отбывания наказа­ния в виде исправительных и обязательных работ на территории Оричевского района Кировской области, согласовав их с филиалом по Оричевскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Кировской области. В обоснование указал, что проведённой прокура­турой Оричевского района проверкой соблюдения уголовно-исполнительно­го законодательства, установлено, что администрацией Оричевского района Кировской области в нарушение требований ст.ст.49,50Уголовного кодекса Российской Федерации на территории Оричевского муниципального района Кировской области по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией не определены виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места для отбытия исправи­тельных работ.12 мая 2015 года прокуратурой района в адрес главы администрации Оричевского района направлена информация в порядке правотворческой инициативы с предложением определить места для отбытия исправительных и обязательных работ, а также определить виды обязательных работ. Указанная информация администрацией района не принята во внимание, до настоящего времени виды обязательных работ и места для отбытия наказания в виде обязательных и исправительных работ на территории района не определены.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе глава администрации Оричевского района Шпикин С.Н. просит решение районного суда отменить и принять новое решение. Полагает, что определением мест отбывания исправительных работ должны заниматься органы местного самоуправления входящих в состав Оричевского муниципального района поселений, располагающие информацией о рынке труда на территории поселения и имеющие возможность согласовать место отбытия наказания осужденным с руководителем организации. Также считает, что органы местного самоуправления Оричевского муниципального района не наделены государственными полномочиями по определению видов обязательных работ, а также определению мест для отбытия исправительных и обязательных работ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В возражениях на апелляционную жалобу и.о.прокурора Оричевского района указано на несостоятельность доводов жалобы, законность решения суда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей решение районного суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно руководствовался требованиями ч.1 ст.49, ч.1 ст.50 Уголовного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.25, ч.1 ст.39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Российской Федерацией органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия в сфере уголовного законодательства по определению вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, а также мест отбывания исправительных работ по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Как усматривается из материалов дела на территории муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места отбывания исправительных работ до настоящего времени не определены. Данное обстоятельство нарушает установленные государством принципы неотвратимости и справедливости наказания за совершенные преступления.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут осуществлять органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ст.2, ч.3 ст.19).

Вопреки доводам жалобы осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления поселений законодательством не предусмотрено.

Согласно ст.ст.9, 32 Устава муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области органы местного самоуправления Оричевского района вправе решать вопросы, указанные в ч.1 ст.9 Устава, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Кировской области, за счет доходов бюджета Оричевского района, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Администрация района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Кировской области.

Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что места отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ и виды обязательных работ должны определяться администрацией Оричевского муниципального района, бездействие муниципального образования, выразившееся в неисполнении указанной обязанности обоснованно признано незаконным, возложена обязанность по устранению нарушения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные полномочия не относятся к вопросам местного значения, и органы местного самоуправления не обязаны осуществлять отдельные государственные полномочий, не переданные им в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не являются основанием к отмене судебного постановления, поскольку обязанность по определению мест отбывания исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, возложена на органы местного самоуправления в силу прямого указания закона, какого-либо иного порядка, кроме того, что предусмотрен положениями вышеуказанных статей Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации, нормами действующего законодательства не установлено.

Иные доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления не имеется.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Оричевского районного суда Кировской области от 17 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобуглавы администрации Оричевского района Шпикина С.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: