ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-40042/19 от 26.01.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Лобойко И.Э.

УИД 50RS0026-01-2019-002420-56дело №33-553/2020 (33-40042/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Лащ С.И.,

судей Рубцовой Н.А., Тюшляевой Н.В.,

при ведении протокола по поручению председательствующего помощником судьи Овсепян В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2020 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Люберецкого городского суда Московской области от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к ФИО1 о признании здания нежилого назначения самовольной постройкой, обязании снести самовольную постройку,

заслушав доклад судьи Лащ С.И., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании здания нежилого назначения самовольной постройкой, обязании снести самовольную постройку. В обоснование иска указано, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 169 кв.м. по адресу: <данные изъяты> расположено сблокированное одноэтажное здание нежилого назначения, которое возведено в отсутствие исходно-разрешительной документации, с грубыми нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, правил противопожарной безопасности, на земельном участке, который в установленном порядке не предоставлялся для целей строительства. Ответчик является собственником зданий нежилого назначения с кадастровым номером 50:22:0000000:6689, площадью 27,1 кв.м. и с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 72,5 кв.м., расположенных на земельном участке, предоставленном ФИО1 по договору аренды. Согласно выкопировке из Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета депутатов от <данные изъяты><данные изъяты>, земельный участок и здания расположены в охранной зоне электросетевого хозяйства, размещение спорного объекта в указанной зоне строго запрещено законом. Кроме того, земельный участок расположен в зоне размещения линейных объектов автомобильного транспорта. Уточнив исковые требования, Администрация городского округа Люберцы просит признать 1-этажное сблокированное здание нежилого назначения, общей площадью 98,9 кв.м., состоящее из объектов с <данные изъяты> (площадь 27,1 кв.м.) и <данные изъяты> (площадь 72,5 кв.м.) самовольной постройкой. Обязать ФИО1 в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу за свой счет снести самовольную постройку, указав в резолютивной части решения, что в случае неисполнения ФИО1 решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, Администрация городского округа Люберцы вправе осуществить действия по сносу самовольной постройки за счет ФИО1 с последующим взысканием с него понесенных расходов.

Представитель истца Администрации городского округа Люберцы М.<данные изъяты> по доверенности ФИО2 в судебное заседание явился, на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 о времени и месте слушания дела извещался, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что здание нежилого назначения, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, возведено в соответствии с нормами законодательства, действовавшими на момент возведения, здание введено в эксплуатацию в установленном порядке.

Представители 3-х лиц Министерства имущественных отношений М.<данные изъяты>, Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры М.<данные изъяты>, ГБУ «Мосавтодор» в судебное заседание не явились, извещены, представили письменные пояснения, в которых считали иск Администрации г.о. Люберцы подлежащим удовлетворению.

Представитель 3-го лица - Управления Росреестра по М.<данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен.

Решением Л. городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Администрации муниципального образования городской округ Люберцы М.<данные изъяты> удовлетворены.

Признано самовольной постройкой 1-этажное сблокированное здание нежилого назначения, общей площадью 98,9 кв.м., состоящее из объектов с кадастровыми номерами <данные изъяты> (площадь 27,1 кв.м.) и 50:22:0040105:661 (площадь 72,5 кв.м.) расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0040105:660, площадью 169 кв.м. по адресу: <данные изъяты>.

На ФИО1 возложена обязанность снести самовольную постройку в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Указано, что в случае неисполнения решения суда в установленный срок, Администрации городского округа Люберцы М.<данные изъяты> предоставлено право осуществить действия по сносу указанного объекта с взысканием с ответчика необходимых расходов.

С ФИО1 в пользу ООО ЭК «Аксиома» взысканы расходы на проведение экспертизы в размере 96 900 руб.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить его как незаконное и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Определением Конституционного Суда РФ от <данные изъяты><данные изъяты>-О-П разъяснено, что законодатель закрепил в пункте 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно – постройка должна быть возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; постройка возведена без получения необходимых разрешений; постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.

Пунктом 2 ст. 222 ГК РФ установлены последствия, т.е. санкции за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

В силу требований п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Аналогичные полномочия закреплены в п. 11 ч. 1 ст. 8 и пп. 2 п. 2 ст. в ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 41 Устава Муниципального образования городского округа Люберцы Администрация городского округа Люберцы является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами М.<данные изъяты>.

Пунктом 14 Постановления Администрации муниципального образования городской округ Люберцы М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ПА «Об утверждении Порядка выявления самовольно построенных объектов капитального строительства и принятия мер по сносу таких объектов на территории муниципального образования городской округ Люберцы М.<данные изъяты>» установлено, что Администрация городского округа Люберцы является органом, уполномоченным на предъявления исков о признании капитальных объектов, расположенных на территории городского округа Люберцы, самовольными постройками.

Из материалов дело следует, что ФИО1 является собственником нежилых зданий с кадастровым номером 50:22:0040105:661, площадью 72,5 кв.м. (магазин) и кадастровым номером 50:22:0000000:6689, площадью 27,1 кв.м. (торговый павильон), расположенные по адресу: <данные изъяты>

Право собственности ответчика возникло на основании договора купли-продажи нежилого здания от 14.04.2017г., заключенного между ФИО1 и ООО «МИР». Согласно договору ФИО1 купил нежилое здание, общей площадью 27,1 кв.м.

Право собственности на нежилое здание, площадью 72,5 кв.м. зарегистрировано по декларации.

20.07.2018г. между Администрацией г.о. Люберцы и ФИО1 заключен договор аренды <данные изъяты> земельного участка, с КН 50:22:0040105:660, площадью 169 кв.м. по адресу: <данные изъяты> под магазин, при этом в договоре аренды указано, что на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий ФИО1 на праве собственности.

Объект расположены на земельном участке, предоставленном в аренду сроком на 3 года, то есть до 05.06.2021г.

Земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, как объект земельных правоотношений, был изначально предоставлен на основании договора аренды от 28.04.1999г <данные изъяты> сроком с <данные изъяты> по <данные изъяты> (п.1.2. договора).

Предметом указанного договора являлся земельный участок общей площадью 30 кв.м. под торговым павильоном (торговля продуктами питания) по адресу: <данные изъяты>, пересечение <данные изъяты>.

Условиями договора аренды стороны ограничили действие договора сроком, указанным п. 1.2 и подтвердили нежелание продлевать настоящий договор сверх названного срока.

Представленные в дело доказательства в отношении земельного участка и расположенного на нем здания нежилого назначения площадью 27,1 кв.м. свидетельствуют о том, что земельный участок изначально был предоставлен договором от <данные изъяты><данные изъяты>, земельные правоотношения сторон возникли в период действия Земельного кодекса РСФСР от <данные изъяты><данные изъяты>, спорное здание возведено в период действия Федерального закона от <данные изъяты> № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты>, СНиП <данные изъяты>-85 «Организация строительного производства», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от <данные изъяты><данные изъяты> и СНиП <данные изъяты>.-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РСФСР предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.

Совет народных депутатов или по его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности).

Результаты работ оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством РСФСР.

Местные Советы народных депутатов информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.

Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, которое является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.

В последующем земельный участок был предоставлен на основании договора аренды от <данные изъяты><данные изъяты> сроком с <данные изъяты> по <данные изъяты>, общей площадью 60 кв.м. без права последующего выкупа. То есть, земельные правоотношения согласно договору возникли в период действия Земельного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> № 136-ФЗ.

Договор аренды от <данные изъяты><данные изъяты> заключен на основании постановления Г. муниципального образования <данные изъяты>Л.<данные изъяты>М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.

Согласно содержанию постановления от <данные изъяты><данные изъяты> и условиям договора земельный участок предоставлялся под временный торговый павильон.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок, процедура и последовательность предоставления земельного участка для целей строительства установлена ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ (в редакции от <данные изъяты><данные изъяты>).

В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Суд указал, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

Пунктом 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который заключается в следующем:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).

Пунктом 4 ст. 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованности доводов истца о том, что земельный участок не проходил установленную нормами земельного законодательства процедуру предоставления для целей строительства объекта недвижимости.

Земельный участок расположен в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, а также в зоне размещения линейных объектов автомобильного транспорта в соответствии с СТП ТО МО (Схема территориального планирования М.<данные изъяты>), участок расположен в полосе отвода автомобильной дороги регионального назначения, принадлежащей на праве собственности М.<данные изъяты> и на праве оперативного управления ГБУ «Мосавтодор».

На момент рассмотрения спора площадь земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040105:660 составила 169 кв.м., при этом каких-либо относимых доказательств законности увеличения площади участка, ответчиком в материалы дела не представлено.

Судом тщательно проверены и признаны необоснованными доводы ответчика о том, что земельный участок предоставлялся в установленном порядке для целей строительства.

В обоснование законности возведения спорной постройки ответчик ссылался на акт приемочной комиссии от <данные изъяты>, утвержденный ФИО4<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РГ.

В соответствии с указанным актом предъявлялся объект общей площадью 27,1 кв.м.

Согласно акту от <данные изъяты> приемочная комиссия, принимавшая спорную постройку, была назначена распоряжением Г. Л.<данные изъяты>М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>а-РГ.

ФИО4<данные изъяты>М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>а-РГ назначены комиссии.

Распоряжение Г. Л.<данные изъяты>М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>а-РГ принято на основании распоряжения Министра строительного комплекса М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.

ФИО5<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> введен временный порядок выдачи разрешений на ведение строительно-монтажных работ, контроля за их выполнением и приемки в эксплуатацию индивидуальных жилых домов на территории М.<данные изъяты>.

Из содержания Распоряжения М. следует, что вводимый порядок распространяется на получение разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, но указанным распоряжением не регламентирован порядок получения разрешительной документации в отношении объектов нежилого назначения.

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к верному выводу о том, что комиссия, принимавшая спорное строение общей площадью 27,1 кв.м. не обладала полномочиями по принятию объекта капитального строительства нежилого назначения.

Согласно пункту 2 акта приемочной комиссии от <данные изъяты> строительство произведено согласно распоряжениюФИО6 администрации от <данные изъяты><данные изъяты>-а.

Постановление Г. поселка Томилино от <данные изъяты><данные изъяты>-а принято в связи с благоустройством района поселка Томилино в связи с устаревшим видом торговых палаток и предусматривало замену палаток на торговые павильоны.

Согласно пояснительной записке проекта торгового павильона от 1997 года проектируемый торговый павильон размещается на месте существующей торговой палатки.

Проектируемый торговый павильон возводится из легких металлических конструкций с последующей облицовкой виниловой вагонкой.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ от <данные изъяты> № 73-ФЗ в ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости.

Пунктом 1 ст. 27 Градостроительного кодекса РФ от <данные изъяты> установлено, что местные органы архитектуры и градостроительства в соответствии с уставами муниципальных образований:

- осуществляют в установленном порядке подготовку документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости, а также регистрацию этапов выполнения инженерных изысканий для строительства;

- выдают в установленном порядке градостроительные задания на разработку градостроительной документации;

- участвуют в подготовке предложений о выборе земельных участков для строительства, реконструкции существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией, а также об установлении границ указанных земельных участков;

- участвуют в подготовке проектов решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости, а также в подготовке соответствующих графических и текстовых материалов.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации – графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков (п. 1 ст. 61 ГрК РФ).

Согласно п. 4 ст. 61 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проектная документация, заказчиком которой являются физические и юридические лица, утверждается заказчиком в установленном порядке.

Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство (п. 5 ст. 61 ГрК РФ от <данные изъяты>).

Согласно п. 1 ст. 61 Градостроительного кодекса РФ от <данные изъяты> разрешение на строительство – документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.

Разрешение на строительство выдается в соответствии с настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации (п. 2 ГрК РФ от <данные изъяты>).

В соответствии с п. 4 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.

Согласно требованиям Федерального закона от <данные изъяты> № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности», возведение объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которые принимаются в эксплуатацию в соответствии со СНиП <данные изъяты>-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от <данные изъяты><данные изъяты>, Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Строительство объектов того периода регулировалось Постановлением Госстроя СССР от <данные изъяты><данные изъяты> «СНиП <данные изъяты>-85*. «Строительные нормы и правила. Организация строительного производства».

Пунктом 1.2 СНиП <данные изъяты>-85* предусмотрено, что до начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных, работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

Пунктом 2 действовавшего «Положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ», утв. Приказом М. РФ от <данные изъяты><данные изъяты> предусмотрено, что разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.

Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России), а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.

Изучив ненормативные акты органов местного самоуправления, принятые в отношение постройки, в совокупности с представленными сторонами доказательствами, суд пришел к выводу, что акт приемочной комиссии от <данные изъяты> и Распоряжение от <данные изъяты><данные изъяты>-РГ не являются актами государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с чем, не могут являться надлежащим доказательствами, подтверждающими приемку и введение в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства (объекта недвижимости) в установленном порядке.

В частности, в акте отсутствуют обязательные приложения: Акт приемки подземной части здания (нулевого цикла), акт приемки кровли, акт приемки системы выпусков внутреннего водостока из здания, акт приемки мусоропроводов и помещений мусоросборников, акт приемки системы отопления, акт приемки системы и выпусков внутренней канализации и др., предусмотренные строительными нормами.

В материалах дела отсутствуют акты органов местного самоуправления, подтверждающие возведение объекта в соответствии с проектной и исходно-разрешительной документацией и доказательства ввода указанного объекта в установленном законом порядке.

Здание нежилого назначения общей площадью 27,1 кв.м. с кадастровым номером 50:22:0000000:6689 было реконструировано в период действия Градостроительного кодекса РФ от <данные изъяты>, вступившего в силу <данные изъяты>, в результате чего возник новый объект общей площадью 98,9 кв.м.

Согласно техническому паспорту ГУП МО БТИ от <данные изъяты> проектно-разрешительная документация на реконструкцию здания не предъявлена, поскольку ни уполномоченные органы местного самоуправления, ни органы исполнительной власти субъекта (Министерство строительного комплекса М.<данные изъяты>, Министерство жилищной политики) решений о реконструкции в отношении спорной постройки не принимали.

Определением суда от 29.04.2019г. по делу была назначена комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Экспертная компания Аксиома».

Согласно заключению судебной экспертизы <данные изъяты> от 23.08.2019г., объекты недвижимости с кадастровыми номерами 50:22:0000000:6689 и 50:22:0040105:661 фактически являются единым сблокированным зданием общей площадью 98,9 кв.м. в результате реконструкции, имеет бетонный мелкозаглубленный фундамент, здание не соответствует градостроительным требованиям, противопожарным требованиям, санитарно-бытовым требованиям, разрешение на реконструкцию отсутствует, переместить здание без причинения несоразмерного ущерба невозможно, здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040105:660, здание угрожает жизни и здоровью граждан.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ООО ЭК «Аксиома» ФИО7 пояснил, что фактически существующее сблокированное здание представляет собой единый объект, изолированные помещения площадью 27,1 кв.м. и 72,1 кв.м. в здании отсутствуют. Более 70% площади здания находится в зоне ЛЭП, что недопустимо.

Дав оценку заключению экспертизы, суд положил его в основу решения, указав, что оснований не доверять ему не имеется, поскольку оно составлено специалистом, обладающим специальными познаниями, соответствующим образованием, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, кроме того, никаких доказательств, опровергающих это заключение, ответчиками по делу не представлено.

Судебная коллегия также не имеет оснований сомневаться в правильности и обоснованности экспертного заключения.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Исходя из ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом.

Подпунктом 2 п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), - федеральным органом управления государственным фондом недр.

Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ императивно установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. В части 7 названной статьи отражен исчерпывающий перечень документов, подлежащих направлению в орган, уполномоченный выдавать разрешение на строительство.

Согласно требованиям ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее капитальное строительство объекта, обязано осуществлять строительство не только в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, на основании договора), но и с требованиями проектной документации, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта необходимо представить документы, перечень которых отражен в ч.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Соответственно, разрешение на строительство (реконструкцию), выданное в соответствии с вышеуказанными положениями Градостроительного кодекса РФ является единственным законным основанием по осуществлению строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно разъяснениям, изложенных в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>-О-П самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее законным владельцем.

В пункте 22 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (далее – Постановление <данные изъяты>) указано, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

В силу абз. 2. п. 10 ст. 3.1. Федерального закона от <данные изъяты> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа.

В пункте 23 Постановления <данные изъяты> от <данные изъяты> разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.

Судом установлено, что в нарушение действовавшего на момент возведения объекта Постановления Госстроя СССР от <данные изъяты><данные изъяты> («СНиП <данные изъяты>-85), ответчиком не было получено разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по возведению объекта.

При реконструкции объекта требования ст.51 и 55 ГрК РФ также соблюдены не были: не было получено разрешение на строительство/реконструкцию объекта, разрешение на его ввод в эксплуатацию.

Здание нежилого назначения с кадастровым номером 50:22:0040105:661, площадью 72,5 кв.м., входящее в состав сблокированного здания площадью 98,9 кв.м., также возведено в отсутствие исходно-разрешительной документации.

Вместе с тем, право собственности в отношении указанного здания зарегистрировано в упрощенном порядке на основании декларации об объекте недвижимости.

Основанием для регистрации прав в силу требований ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавший на момент регистрации) являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Строение зарегистрировано в упрощенном порядке на основании Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и ст. 25.2 Федерального закона от <данные изъяты> № 122-ФЗ (действовавший на момент регистрации).

Из совокупного анализа указанного закона и Федерального закона №122-ФЗ следует, что упрощенная легализация отдельных объектов потребительского назначения (садовые и дачные дома, объекты индивидуального жилищного строительства), возможна исключительно для граждан (физических лиц) и на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от <данные изъяты> № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина в упрощенном порядке проводится в случае, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0040105:660, площадью 169 кв.м., имеет категорию: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «магазины».

Спорный объект с кадастровым номером 50:22:0040105:661, площадью 72,5 кв.м., зарегистрирован на основании декларации об объекте недвижимого имущества. При этом, согласно пояснениям ответчика данный объект существовал на дату приобретения ответчиком нежилого здания, площадью 27,1 кв.м. и представлял с ним единое целое. Вместе с тем, согласно заключению эксперта, площадь единого здания составила 98,9 кв.м., что не соответствует общей площади находящихся в собственности ответчика зданий (72,5 + 27,1 = 99,6).

При указанных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что право собственности ответчика в отношении объекта с кадастровым номером 50:22:0040105:661, площадью 72,5 кв.м. было зарегистрировано в отсутствие законных оснований, предусмотренных ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При этом судом учтено, что земельный участок не был предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в связи с этим регистрация права собственности в упрощенном порядке не соответствует требованиям закона, который исключает возможность такой регистрации (в упрощенном порядке) в отношении объектов недвижимости предпринимательской деятельности и для юридических лиц.

В качестве обоснования законности возведения постройки ответчик ссылался на действующий договор аренды земельного участка от <данные изъяты><данные изъяты>.

Суд обоснованно отклонил доводы ответчика, поскольку указанный договор был заключен во исполнение требований ст.39.20 Земельного кодекса РФ, предусматривающих обязанность органов местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в аренду в случае нахождения на испрашиваемом земельном участке здания, строения, сооружения, принадлежащего на праве собственности.

Вместе с тем, при принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка вопрос о самовольном строительстве не исследовался и в силу требований ст. 39.16 Земельного кодекса РФ у органов местного самоуправления отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении участка в аренду.

В соответствии со статьями 60, 76 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и считает, что право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом.

Кроме того, суд также принял во внимание, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, находится в зоне размещения линейных объектов автомобильного транспорта в соответствии с СТП ТО МО (Схема территориального планирования МО). Участок расположен в полосе отвода автомобильной дороги регионального назначения, принадлежащей на праве собственности М.<данные изъяты> и на праве оперативного управления – ГБУ МО «Мосавтодор».

Спорное здание расположено в полосе а/дороги регионального назначения Р-105 (<данные изъяты>) в отсутствие соответствующего разрешения собственника дороги.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств, правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворения исковых требований о сносе самовольной постройки, поскольку судом установлено, что сблокированное здание нежилого назначения общей площадью 98,9 кв.м., состоящее из объекта с кадастровым номером 50:22:0000000:6689 и 50:22:0040105:661, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0040105:660, площадью 169 кв.м. по адресу: М.<данные изъяты>, р.<данные изъяты>, пересечение <данные изъяты> и <данные изъяты>, возведено на земельном участке, не предоставленном в установленном законом порядке для целей строительства, в отсутствие разрешительной документации, без соблюдения градостроительных норм, противопожарных требований, санитарно-бытовых требований. При этом здание расположено на земельном участке, права на который принадлежит иным лицам (М.<данные изъяты> и ГБУ МО «Мосавтодор»).

Каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о том, что данное строение не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан и соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам, ответчиком в материалы дела не представлено.

Исходя из изложенного, поскольку по делу установлен факт незаконного возведения строения, суд правомерно возложил обязанность на ответчика снести самовольную постройку. При этом судом установлен срок исполнения данной обязанности - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Оснований считать такой срок недостаточным для исполнения решения суда не имеется.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок, необходимо предоставить право Администрации городского округа Люберцы М.<данные изъяты> осуществить действия по сносу спорного объекта за счет ФИО1 с правом дальнейшего взыскания с ответчика необходимых расходов.

Кроме того, на основании ст.ст. 94, 98 ГПК РФ судом верно взысканы с ответчика в пользу ООО ЭК «Аксиома» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 96 900 руб.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие разрешения на строительство не может являться достаточным основанием для сноса самовольной постройки, судебной коллегией отклоняются, поскольку ответчиком не представлено суду никаких доказательств добросовестного поведения до начала строительства или в его процессе, как не представлено доказательств того, что по какой-либо независящей от него причине он был лишен возможности получить разрешение на строительство на вновь созданный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью.

Право собственности на нежилое здание, площадью 72,5 кв.м., зарегистрированное в упрощенном порядке, само по себе не может освобождать ответчика от обязанности выполнения установленных законом и иными нормативными актами правил и условий возведения объектов недвижимости. Следовательно, лицо, осуществившее самовольную постройку, должно представить в суд документы и согласования, доказывающие тот факт, что строительство осуществлено в соответствии со строительными и прочими правилами и нормами, не нарушает интересов других граждан, то есть фактически осуществить те же самые согласования, которые были бы нужны, чтобы построить объект законным путем.

Довод апелляционной жалобы о том, что выводы экспертизы необоснованно положены в основу решения суда и не являются исключительным средством доказывания, не могут повлечь отмену решения суда. Оснований не доверять заключению эксперта у судебной коллегии не имеется, поскольку оно получено с соблюдением требований ГПК РФ, мотивировано, выполнено квалифицированным специалистом, на поставленные вопросы экспертом даны исчерпывающие ответы, основанные на исследовании материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.329 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Л. городского суда М.<данные изъяты> от<данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи