ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-400/2016 от 07.04.2016 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Чученкова Ю.Н. Дело 33-400/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 апреля 2016 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,

судей: Ениславской О.Л., Захаровой Л.В.,

при секретаре: Гурьяновой О.С.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 ча на решение Печорского районного суда Псковской области от 27 ноября 2015 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 ча к Администрации Печорского района о признании права на улучшение жилищных условий и включении в состав граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Ельчаниновой Г.А., объяснения ФИО1 и его представителя – ФИО2, представителя Администрации Псковского района – ФИО3, представителя Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства – ФИО4, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Печорского района о признании за ним и членами его семьи права на улучшение жилищных условий путем включения в состав граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

В обоснование иска ФИО1 указал, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоящим с 28.08.1995 года на очереди нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий в соответствии с решением Печорского районного суда от 20.02.2014 года.

Полагая, что он имеет право на предоставление мер социальной поддержки – социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации от 21.03.2006 года №153, он 07.04.2014 года обратился в Администрацию Печорского района с заявлением о включении в состав граждан - участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», приложив необходимые документы.

Указанная просьба была оставлена ответчиком без удовлетворения со ссылкой на документы, полученные в ходе проверки от компетентных органов Республики Беларусь, не подтверждающие его работу в зоне отчуждения.

Однако указанный факт, по мнению истца, подтверждается выданным ему 23 марта 2006 года Федеральной таможенной службой удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС взамен удостоверения старого образца, которым он пользуется для получения льгот как лицо, принимавшее участие в работах в зоне отчуждения. Легитимность этого удостоверения Администрацией Печорского района подвергается сомнению.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 иск поддержали.

Представители ответчика - Администрации Печорского района - У.А.С. и С.А.С. иск не признали, полагая, что ФИО1 на основании Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на предоставление мер социальной поддержки по основанию п. 10 ст. 13 (граждане, занятые на работах в зоне отселения, не проживающие в этой зоне). Последнее обстоятельство вытекает из имеющихся письменных документов, из которых усматривается, что ФИО1 в июле 1986 года работал в населенных пунктах Гомельской области Хойникского района: п.Хвойная Поляна, д.Новоселки и д.Ивановка, не входящих в зону отчуждения; работа истца в населенных пунктах Гдень и Голубовка Брагинского района документами не подтверждена.

Представитель третьего лица - Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства - ФИО4 возражала против удовлетворения иска, указав, что для его удовлетворения необходимо доказать, что ФИО1 работал в зоне отчуждения.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неверной оценкой доказательств.

В частности, апеллянт обращает внимание на то, что факт его работы в зоне отчуждения подтверждается показаниями свидетелей ФИО5 и Козыря В.И., а также Перечнем населенных пунктов Республики Беларусь, которые в результате катастрофы на ЧАЭС входили в зону эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, утвержденным совместным постановлением ЦК Компартии Белоруссии и Совета Министров БССР от 27.08.1986 №266-17, и Перечнем населенных пунктов, расположенных в 30-ти километровой зоне от Чернобыльской атомной электростанции, население которых эвакуировано в связи с аварией на указанной станции 5 мая 1986 года, утвержденным Распоряжением Совета Министров БССР от 20.06.1986 №418-рс. В указанные Перечни включены населенные пункты Гдень, Голубовка, ФИО6 Брагинского района. Об этом свидетельствуют и официальные разъяснения МЧС России и Республиканского Центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды Белорусского республиканского управления по гидрометеорологии при СМ Республики Берарусь.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 31 марта 2016 года в связи с принятием решения, фактически затрагивающим права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле в качестве ответчика, судебная коллегия в соответствии с положениями п.4 ч.4, ч.5 ст.330 ГПК РФ перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с привлечением в качестве соответчика Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства - уполномоченного органа по реализации на территории области Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 и его представитель – ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснив, что из 2-х лет работы истца по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС документально подтвержден только период продолжительностью две недели. Представитель Администрации Псковского района – ФИО3 возражал против доводов апелляционной жалобы, представитель Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства – ФИО4 разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Проверив решение суда в полном объеме в соответствии с ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права.

Судом установлено, что ФИО1 является лицом, участвовавшим в 1986 году в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Предъявляя настоящий иск, направленный на обеспечение его жилым помещением, ФИО1 обосновывал его фактом участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Действительно, положениями п.3 ст.13 и ст.15 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплено право граждан, принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 21 марта 2006 года №153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее – Правила).

К числу лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, подпунктом «е» пункта 5 Правил отнесены граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением предусмотренных Правилами документов.

В частности, граждане, указанные в подпункте «е» пункта 5 настоящих Правил, предоставляют документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Согласно п.21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил; по результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В соответствии с Положением о порядке уведомления граждан о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы на территории Псковской области, утвержденным Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора от 13.07.2011 N 130-ОД, уведомление граждан о признании либо об отказе в признании их участниками Подпрограммы осуществляется местными администрациями муниципальных районов, городских округов, принявшими соответствующее решение.

Признавая отсутствие оснований для удовлетворения заявления ФИО1 о включении его в состав участников Подпрограммы, Администрация Печорского района, а в дальнейшем и суд, исходили из того, что истцом не представлено допустимых доказательств выполнения им работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, перечень которых определен пунктом 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Приказом МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ и Минфина РФ от 08.12. 2006 года N 727/831/165н.

При этом Администрация Печорского района полагала, что имеющееся у ФИО1 удостоверение, выданное Федеральной таможенной службой России 23.03.2006 года в соответствии с Приказом МЧС России, Минтруда и социального развития России, Минфина России от 29.02.2000 года №114/66/23н, является недействующим.

Однако с такими выводами и суждениями согласиться нельзя, поскольку они не основаны на материалах дела и требованиях закона.

Так, положениями ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены категории граждан, имеющих статус подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого Закона.

В частности, пунктом 3 указанной статьи к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Согласно ч.4 ст.15 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, то есть принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден Приказом МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 N 727/831/165н. Указанным нормативным правовым актом установлен единый порядок выдачи удостоверений нового образца участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС для граждан, впервые обращающихся за выдачей такого удостоверения, а также для граждан, которые имеют соответствующие удостоверения старого образца, но обязаны заменить их на новые.

Согласно п.1 указанного Порядка удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.

Как видно из материалов дела, истец имеет удостоверение российского образца, выданное ему 01 марта 2006 года в соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС РФ N 114, Минтруда РФ N 66, Минфина РФ N 23н от 29.02.2000 года.

Исходя из вышеприведенных норм права, удостоверение нового образца, полученное ФИО1 в 2006 году, признается действующим, и в силу ч.4 ст.15 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 является документом, удостоверяющим право на меры социальной поддержки.

Как следует из материалов дела, легитимность этого удостоверения никем не оспорена, и на его основании истец является получателем мер социальной поддержки, установленных Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1.

Кроме того, факт работы ФИО1 в зоне отчуждения подтвердили допрошенные судом в порядке исполнения судебного поручения свидетели ФИО7 и ФИО5, которые имеют выданные в 2012 году Гомельским облисполкомом удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом согласно рабочему табелю ФИО1 и ФИО5 в июле 1986 года учитывались как работающие в одной бригаде (мастера ФИО8).

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований ставить под сомнение факт участия ФИО1 в выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, дающий ему право на получение соответствующих мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С учетом изложенного, а также принимая во внимание нахождение ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 28.08.1995 года, у Администрации Печорского района отсутствовали основания для принятия решения об отказе в признании истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ФИО1 – подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.330, ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Печорского районного суда Псковской области от 27 ноября 2015 года отменить.

Постановить новое решение, которым исковые требования ФИО1 ча удовлетворить.

Признать за ФИО1 чем право на улучшение жилищных условий путем включения в состав граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Обязать Администрацию Печорского района включить ФИО1 ча с учетом членов семьи в число граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, с даты подачи первоначального заявления.

Председательствующий: Г.А.Ельчанинова

Судьи: О.Л.Ениславская

Л.В.Захарова