Судья: Серова С.Н. гр. дело № 33-4013/2022 № АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 мая 2022 года г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Навроцкой Н.А., судей Пинчук С.В., Ромадановой И.А., при секретаре Нугайбековой Р.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 14 января 2022 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к ФИО1 о досрочном расторжении договора аренды земельного участка - отказать». Заслушав доклад по делу судьи областного суда Навроцкой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 о досрочном расторжении договора аренды земельного участка, указав, что между Министерством и ФИО1 17.07.2012г. заключен договор № аренды лесного участка площадью 0,02 га, с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>, для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта, сроком до 17.07.2061г.. Положениями договора, а также нормами Лесного кодекса РФ предусмотрена обязанность арендатора по предоставлению проекта освоения леса, а также ответственность арендатора за непредоставление проекта и невыполнение проекта в виде досрочного расторжения договора аренды лесного участка. Вследствие непредставления проекта освоения лесов ответчик не осуществляет санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов, что предусмотрено договором. При отсутствии проекта или наличии отрицательного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, осуществление использования лесного участка не допускается. До настоящего времени данные условия договора арендатором не выполнены. В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора министерство направило в адрес ответчика уведомление с предупреждением о необходимости предоставить в министерство проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы. Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в министерство не представлен. Просит досрочно расторгнуть заключённый с ответчиком договор № от ДД.ММ.ГГГГ аренды лесного участка. Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. Представителем Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В заседании судебной коллегии ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание судебной коллегии не явились. В силу требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2). Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 г. N 1-П и от 7 июня 2000 г. N 10-П; определения от 27 июня 2000 г. N 92-О, от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О). По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности. Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, как в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды, так и в действующей редакции, предусмотрена обязанность арендатора лесного участка составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса. В силу пункта 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> (арендодателем) и ФИО1 (арендатором) заключен договор № аренды лесного участка площадью 0,02 га, с кадастровым номером №, <адрес>, для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 13 договора аренды №, предусмотрена обязанность арендатора с течение 4-х месяцев с момента подписания договора аренды разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, а также осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов. Участок передан ответчику по акту приема-передачи, 22.10.2012 произведена государственная регистрация вышеуказанного договора аренды. Согласно характеристике лесного участка (приложение № к договору аренды) данный лесной участок по целевому назначению лесов отнесен к защитным лесам, при этом лесной участок представляет собой дорогу, участок не покрыт лесной растительностью. Приказом Министерства лесного хозяйства № от 17.09.2014 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, разработанный ООО «Самарский лес». Из проекта освоения лесов следует, что срок действия проекта по 17.07.2061 включительно. ДД.ММ.ГГГГ министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области был издан приказ N 405 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории <адрес>". Срок действия лесохозяйственных регламентов в том числе Волжского лесничества установлен с 01.01.2019 по 31.12.2028. В соответствии с п. 19 договора аренды № 338 от 17.07.2012 по результатам очередного лесоустройства настоящий договор подлежит соответствующему изменению в течение трех месяцев с даты внесения изменений в лесохозяйственный регламент лесничества лесопарка). Разрешая заявленные требования, руководствуясь действующими нормами права, суд первой инстанции, исходил из того, что ответчиком не допущено существенных нарушений условий указанного договора аренды земельного участка, которые могли повлечь за собой возможность его досрочного расторжения, пришел к выводу о том, что оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка №338 от 17.07.2012 не имеется. Изменений в договор аренды в связи с утверждением нового лесохозяйственного регламента не вносились, дополнительных соглашений с ответчиком не заключалось. Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается. В соответствии со статьей 2 ГПК РФ целями и задачами гражданского судопроизводства является защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. В соответствии с положениями статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Главным существенным условием договора аренды является условие о его предмете - лесном участке, и закон отнес к числу существенных условий договора аренды лесного участка также и условия, определяющие целевое назначение лесных участков. На основании части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. По смыслу статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, участки лесного фонда могут передаваться в аренду для осуществления следующих видов лесопользования: заготовка древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной, рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство, реконструкция и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов и иных видов, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Указанные виды использования лесов отражаются в проекте освоения лесов и лесной декларации. Как отмечалось ранее статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, как в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды, так и в действующей редакции, предусмотрена обязанность арендатора лесного участка составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 89 Лесного кодекса РФ). Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки утвержден приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32, а с 01.08.2012 регулируются приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69. Как указано в п. 3 данного Приказа проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Согласно положениям пункта 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 - Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 разработан проект освоения лесов, который получил положительное экспертное заключение. Из заключения следует, что по целевому назначению леса лесного участка относятся к защитным лесам 0,02га (100%), общая площадь лесного участка распределяется на: лесные земли, которые составляют 0,02 га (100%), в том числе покрытые лесом -0га (0%) и непокрытые лесом-0,02га (100%); нелесные земли, которые составляют 0га (0%). Предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствует целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Волжского лесничества, Лесному плану <адрес>, законодательству Российской Федерации Установлено, не оспаривается сторонами, что 31.07.2018 министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> был издан приказ N 405 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории <адрес>". Срок действия лесохозяйственных регламентов в том числе Волжского лесничества установлен с 01.01.2019 по 31.12.2028. В целях проверки доводов жалобы судебной коллегией были истребованы сведения относительно внесения изменений соответствующим регламентом. Согласно предоставленной выписке из государственного реестра, информации о лесном участке на землях лесного фонда в отношении спорного участка изменена адресная часть :<адрес>, Волжское лесничество, Новокуйбышевское участковое лесничество, квартал 65, выдел1(по материалам лесоустройства 1995 года квартал 26 выдел4) Каких либо иных изменений внесено не было. Данное обстоятельство является основанием для внесения изменений в спорный договор аренды, а в последствии в проект освоения лесов. Изменения в договор аренды земельного участка внесены не были. Какие либо требования связанные с самозахватом земельного участка не предъявлялись. В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. Согласно пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка арендатором. В пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Согласно пункту 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей на момент рассмотрения спора редакции, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута. Указанные положения применительно к случаям невыполнения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов, а также воспроизводства лесов содержатся в пункте 3 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации и пункте 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации., а именно: невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров; невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов; невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия; невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов. Таковых нарушений, а так же невыполнения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов при рассмотрении дела выявлено не было, материалы дела не содержат. Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием положительного заключения государственной экспертизы истцом не могут быть осуществлены санитарно-оздоровительные мероприятия, не обоснованы. Подтверждение изменения условий договора аренды, приложений к нему, в том числе приложения № к Договору, в части объема и сроков исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке, неисполнения данных условий, а так же условий определенных проектом освоения лесов не предоставлено. Каких-либо претензий по содержанию и уходу за арендованным лесным участком ответчику не направлялось. Доказательств воспрепятствования проведения соответствующей проверки, установления неисполнения обязанности определенной договором материалы дела не содержат. Из пояснений ответчика данных в ходе заседания судебной коллегии, в случае расторжения спорного договора аренды, он будет лишен возможности использования предоставленного ему земельного участка для ведения садоводства. Указанное обстоятельство не опровергнуто. Суд первой инстанции верно учел, что расторжение договора является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны и сохранение договорных отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны, учитывая специфику спорных правоотношений и цели предоставления участка в аренду, не нашел оснований для удовлетворения иска. Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда, однако не содержат фактов, которые не были проверены либо не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, в целом определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Волжского районного суда Самарской области от 14 января 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий: Судьи: |