Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-4017/2018
Судья Иванов С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 сентября 2018 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Никитине П.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о взыскании причиненных убытков, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском с учетом уточнений к администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о взыскании в солидарном порядке причиненных убытков в виде не полученных субсидий и социальных выплат по федеральным целевым программам «Молодая семья» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере <........> руб. 93 коп., а также расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 15208 руб.
Требования мотивированы тем, что постановлением главы Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 25 декабря 2006 года № <........> истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по программе «Молодая семья» и одновременно на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений по программе «Молодой специалист на селе». В 2015 году ФИО1 узнала, что с 2008 года в этих списках она не значится, в связи с чем вынуждена была обратиться в суд. Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 7 мая 2015 года на администрацию Ишлейского сельского поселения возложена обязанность восстановить истца и членов ее семьи в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений по программе «Молодая семья» и программе «Молодой специалист на селе» в соответствии с датой постановки на учет. Указанным судебным актом установлена незаконность не включения истца и членов ее семьи в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений по программе «Молодая семья» и программе «Молодой специалист на селе». Постановлением главы администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 28 августа 2015 года № <........> ФИО1 восстановлена в обоих списках с 25 декабря 2006 года. Истцом в адрес администрации Чебоксарского района Чувашской Республики направлены письма о внесении изменений (восстановлении) в утвержденные списки молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2013-2017 годы и на период до 2020 года», изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Чебоксарскому району Чувашской Республики. Однако, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики отказалась внести изменения в утвержденные списки. Истец указывает, что в 2015 году за счет кредитных средств приобрела двухкомнатную квартиру № <........> в доме № <........> по ул. <........> за <........> руб., по настоящее время выплачивает кредит. В последующем постановлениями главы администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 30 августа 2016 года № <........>, от 1 декабря 2016 года № <........> ФИО1 снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений по программе «Молодая семья» и программе «Молодой специалист на селе» в связи с достижением возраста 36 лет. Полагает, что в результате незаконных действий ответчиков она не смогла реализовать свое право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилого помещения, понесла убытки в виде не полученных субсидий и социальных выплат по федеральным целевым программам «Молодая семья» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Истец ФИО1 в судебном заседании не присутствовала, реализовав свое право на участие в деле через представителя ФИО2, который исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Ответчик администрация Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Ответчик администрация Чебоксарского района Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечила, представила заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
Третьи лица Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Муниципальное образование Чебоксарского района Чувашской Республики, финансовый отдел администрации Чебоксарского района Чувашской Республики явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 июня 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Указанное решение обжаловано истцом ФИО1 на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца ФИО1 – ФИО2, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики – ФИО3, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор по исковому заявлению ФИО1 о взыскании убытков, суд первой инстанции исходил из отсутствия в деле правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Требование ФИО1 о взыскании убытков со ссылкой на положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации основано на том, что в результате действий администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики и администрации Чебоксарского района Чувашской Республики по исключению ее из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений по программе «Молодая семья» федеральной целевой программы «Жилище» и программе «Молодой специалист на селе», она не смогла реализовать свое право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилого помещения.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из содержания приведенных норм права следует, что возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому основанием данной ответственности является гражданское правонарушение, условиями - определенные законом обстоятельства, установление которых в каждом конкретном случае обеспечивает применение мер ответственности и восстановление нарушенного права.
Для наступления данной гражданско-правовой ответственности необходимо наличие совокупности условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер причиненных убытков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 – 2020 годы, в состав которой включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником подпрограммы.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
Согласно пункту 22 названных Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Пунктом 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, устанавливающих порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, предусмотрено, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», одной из основных целей которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», являющаяся продолжением федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», приложением к которой является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающими в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Пунктом 33 Типового положения предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в органы местного самоуправления не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, при наличии совокупности условий, изложенных в данном пункте.
Таким образом, участником как подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», так и федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», могла быть молодая семья (неполная молодая семья), если возраст одного из родителей в неполной семье не превышал 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Несоблюдение этого условия, то есть достижение родителем в неполной семье возраста 36 лет, исключает возможность участия семьи в данных программах и является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей программ.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 25 декабря 2006 года № <........> ФИО1 была поставлена на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющего право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений.
Вступившим в законную силу решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 7 мая 2015 года на администрацию Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики возложена обязанность восстановить ФИО1 и членов ее семьи в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений по программе «Молодая семья» федеральной целевой программы «Жилище» и по программе «Молодой специалист на селе» в соответствии с датой постановки на учет с 2006 года.
Данным решением суда установлено, что ФИО1 в 2006 году представила в администрацию Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики все необходимые документы и отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками указанных выше программ. В последующем представленные ФИО1 в администрацию Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики документы были утеряны, в связи с чем она не была включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений.
Из материалов дела следует и установлено решениями судов, что во исполнение судебного решения постановлением администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 20 августа 2015 года № <........> семья ФИО1 в составе трех человек (она и двое ее несовершеннолетних детей) восстановлена в списках молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 25 декабря 2006 года.
11 января 2016 года ФИО1 обратилась в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о включении ее с двумя несовершеннолетними детьми в списки подпрограммы «Молодая семья» федеральной целевой программы «Жилище» и программы «Молодой специалист на селе» и выделении в текущем году социальной выплаты на возмещение затрат на приобретение квартиры.
Письмом от 29 января 2016 года администрация Чебоксарского района Чувашской Республики сообщила ФИО1 о невозможности включения ее в указанные выше списки и выделении социальной выплаты в 2016 году, в связи с отсутствием правовых оснований для внесения изменений в утвержденные списки молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 июля 2016 года признаны незаконными действия администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в отказе ФИО1 во включении с 25 декабря 2006 года в список молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Чебоксарскому району Чувашской Республики, и в список молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»; на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики возложена обязанность восстановить ФИО1 с двумя несовершеннолетними детьми с 25 декабря 2006 года в списке молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Чебоксарскому району Чувашской Республики, и в списке молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В удовлетворении остальных требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 7 декабря 2016 года решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 июля 2016 года отменено в части удовлетворения исковых требований ФИО1 и в указанной части принято новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившихся в отказе ФИО1 с двумя несовершеннолетними детьми во включении с 25 декабря 2006 года в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Чебоксарскому району Чувашской Республики, и в список молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», возложении на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики обязанности включить (восстановить) ФИО1 с двумя несовершеннолетними детьми с 25 декабря 2006 года в списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Чебоксарскому району Чувашской Республики, и в списке молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Чебоксарскому району Чувашской Республики в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что действия администрации Чебоксарского района Чувашской Республики по не включению И.С.ВБ. с двумя несовершеннолетними детьми с 25 декабря 2006 года в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Чебоксарскому району Чувашской Республики, и в список молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» являются законными, поскольку в 2016 году семья ФИО1 перестала отвечать критериям молодой семьи для участия как в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы», так и программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в связи с достижением И.С.ВБ. возраста 36 лет.
Вступившим в законную силу решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 7 февраля 2017 года отказано в удовлетворении иска ФИО1 о признании незаконными постановлений администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 30 августа 2016 года № <........> «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилого помещения» и от 1 декабря 2016 года № <........> «Об исключении из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе и молодых специалистов, в рамках федеральных целевых программ «Жилище» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» и восстановлении в составе участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе и молодых специалистов, в рамках данных федеральных целевых программ.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение ответчиками возложенных на них обязанностей, причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими негативными последствиями, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании убытков.
Доводы апелляционной жалобы не могут расцениваться в качестве правовых оснований для отмены решения суда, поскольку не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения. Судом первой инстанции дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам, оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 июня 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева