ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4021/2014 от 28.10.2014 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

      Судья Муковкина Т.И.

  № 33-4021/2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     28 октября 2014 г.

  г. Петрозаводск

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

 председательствующего судьи Роговой И.В.

 судей Стыцюн С.А., Глушенко Н.О.

 при секретаре Касимовой О.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20августа 2014 г. по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" о защите прав потребителя.

 Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ей принадлежит (...)  доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: (..). Жилой дом по данному адресу является деревянным, благоустроенным, к центральному отоплению подключен в (...)  г. В течение отопительного сезона (...)  г.г. общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (далее в т.ч. Общество) оказывало услугу по отоплению с нарушением требований, предъявляемых к температурному режиму в жилых помещениях. На требование истицы о нормализации температурного режима и перерасчете платы за отопление ответчик направил в ее адрес письма от (...) с рекомендацией об установке запорной арматуры перед радиатором отопления и от (...) о возможности снятия части секций радиаторов отопления.

 (...) истица направила ответчику обращение с требованием произвести перерасчет платы за услугу по отоплению и предоставить ей возможность ознакомиться с обозначенными в письме ответчика договорами, энергетическим паспортом на дом, проектом реконструкции ИТП при подключении к центральному отоплению и иными документами о предоставляемой услуге.

 Письмом от (...) ответчик сообщил об отсутствии оснований для изменения размера платы за отопление, исчисляемой исходя из общей площади помещения, и для предоставления запрашиваемых документов, предназначенных для внутреннего пользования.

 Ссылаясь на ст.ст.8, 10, 12, 27, 28, 29, 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, истица просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей информацию, связанную с оказанием услуги по отоплению, а именно: заключенные по данному адресу договоры, начиная с (...), договор о подключении дома к центральному отоплению, энергетический паспорт на дом, проект реконструкции ИТП при подключении к центральному отоплению; предоставить ей ссылки на техническую и методическую литературу, на основании которых выполнен расчет по снятию части секций радиаторов отопления в квартире, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере (...)  руб. за отказ в предоставлении информации и в размере (..) руб. за нарушение трехдневного срока рассмотрения жалобы потребителя, установленного пп. "к" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354 (далее в т.ч. Правила).

 Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.

 С решением суда не согласна истица, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что оказание услуги ненадлежащего качества представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в названной выше квартире лиц. В материалы дела представлены акты, составленные представителем ответчика, о том, что температура в квартире истца в отопительный период (...)  г.г. не опускалась ниже +30 градусов Цельсия. Испрашиваемая истицей информация имеет непосредственное отношение к услуге по отоплению, к существующим правоотношениям подлежит применению законодательство о защите прав потребителей, в связи с чем, полагает, что судом необоснованно и незаконно отказано в возложении на ответчика обязанности по предоставлению данной информации. Отмечает, что ответчиком ей отказано в возможности ознакомиться с информацией, содержащейся в договорах и в предоставлении информации о технической и методической литературе, на основании которых ответчиком был сделан расчет по демонтажу секций радиаторов в квартире. Считает, что переключение отопления дома с автономной системы на централизованную без выполнения требуемых расчетов, составления соответствующей документации привело к снижению качества услуги теплоснабжения в отношении квартиры истицы. Ответчиком не было представлено ни одного документа, касающегося предоставления услуги теплоснабжения при подключении дома к центральному отоплению. Положения Закона РФ "О защите прав потребителей" возлагают на исполнителя обязанность информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги. Отмечает, что ответчиком нарушены установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ №354, сроки рассмотрения ее заявлений.

 В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала относительно доводов жалобы. Пояснила, что ответчик предоставляет коммунальную услугу по теплоснабжению дома, договора с ответчиком на обслуживание внутридомовой системы, общего имущества собственников помещений данного дома не имеется, как и на подключение дома к центральному отоплению. В производстве Сортавальского городского суда РК имеются иски ФИО1 к Обществу, в т.ч. об обязании совершить действия ввиду предоставления услуги ненадлежащего качества.

 Истица в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела по жалобе извещена.

 Заслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 Согласно положениям ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ч.1 ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

 В силу ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

 В соответствии с п.1 ст.8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

 Согласно п.1 ст.10 данного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Пунктом 2 указанной статьи предусмотрен перечень сведений, которые в обязательном порядке должна содержать информация о товарах (работах, услугах).

 На основании п.1 ст.15 данного Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

 Судом установлено, что ФИО1 является собственником (...)  доли в праве собственности на (..).

 Согласно протоколу (...)  от (...) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники приняли решение об избрании способа управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений.

 В претензии истицы в адрес ответчика от (...) (входящий (...)  от (...)) указано о том, что в период отопительного сезона (...)  г.г. температура в квартире не опускалась ниже + 28-30 градусов Цельсия, испрашивалось ограничение предоставления услуги.

 В ответе от (...) сообщено о подаче тепла в соответствии с согласованной договорной нагрузкой, указано о том, что ограничение подачи тепла повлияет на качество теплоснабжения дома, предложено произвести регулировку внутридомовой системы отопления, установить запорную арматуру перед радиаторами отопления для ограничения подачи тепла в квартиру.

 (...) истица обратилась в Общество с заявлением о перерасчете по оплате за услугу теплоснабжения за период отопительного сезона (...)  г.г. и ограничении предоставления услуги.

 В связи с получением ответа Общества о расчете необходимого количества нагревательных приборов системы отопления в (..) в (..) и предложении провести мероприятия по приведению количества нагревательных приборов в соответствие с расчетом, ФИО1 (...) обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении возможности ознакомиться с договорами, на которые ссылается Общество в своем расчете, с энергетическим паспортом на дом, с проектом реконструкции ИТП при подключении к центральному отоплению, с договором на подключение к центральному отоплению и иными документами, касающимися предоставления услуги по отоплению дома, а также предоставить сведения о технической и методической литературе, на основании которой сделан расчет.

 Письмом от (...) Общество сообщило истице о невозможности предоставления запрашиваемой информации, предложено обратиться к правлению дома.

 На основании п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

 Исходя из п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 данного Кодекса.

 Суд установил, что в письменной форме договор между ФИО1 и Обществом не заключался, следовательно, он не может быть предоставлен истице. При этом порядок заключения договора с ресурсоснабжающей организацией собственником жилого помещения в многоквартирном доме предусмотрен ст.ст.161,164 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, данный порядок предусматривает направление проекта договора собственнику при совершении последним требуемых указанными актами действий.

 Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее в т.ч. Закон №261-ФЗ) под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

 Исходя из ч.1 ст.15 Закона №261-ФЗ энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений.

 Согласно ч.9 ст. 11 данного Закона собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

 В соответствии с ч.4 ст.12 Закона №261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

 В соответствии с ч.5 ст.15 указанного Закона №261-ФЗ энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.

 На основании ч.6 ст.15 Закона № 261-ФЗ энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

 Доказательств о том, что проводилось энергетическое обследование (..) в (..) и составлялся энергетический паспорт, а также о том, что он находится у ответчика, не представлено.

 Согласно договору аренды имущества, находящегося в собственности Республики Карелия (...)  Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд передал в аренду Обществу во владение и пользование объекты теплоэнергетики для осуществления эксплуатации, а также реконструкции указанных объектов и строительства новых объектов теплоэнергетики. В приложении к договору в акте приема-передачи имущества указан котел (...)  в (..) в (..).

 Пунктом 5 данного договора предусмотрена обязанность арендатора осуществлять за счет собственных и (или) привлеченных средств и на основании разрабатываемой арендатором и утверждаемой в установленном порядке проектно-сметной документации реконструкцию и техническое перевооружение переданных в аренду объектов и строительство новых объектов теплоэнергетики в соответствии с долгосрочной целевой программой «Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года», утвержденной Правительством Республики Карелия.

 Как следует из решения Сортавальского городского суда Республики Карелия от 09 декабря 2013 г. по иску ФИО1, (...) . к администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», обществу с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго», Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о признании помещения котельной и отопительного котла общим имуществом собственников жилых помещений и совершении определенных действий, которым исковые требования оставлены без удовлетворения, судом было установлено, что собственником помещения котельной в спорном доме является (...) ., между собственником котельной и арендатором был согласован перенос котла, произведена замена котла на новый ввиду его физического износа.

 В связи с обращением собственников помещений многоквартирного дома с целью реконструкции индивидуального теплового пункта ответчиком были разработаны условия подключения (..) в (..) к тепловым сетям Общества, собственникам предложено разработать проект реконструкции индивидуального теплового пункта.

 В материалах дела не имеется доказательств того, что по заданию собственников помещений дома разрабатывался проект реконструкции индивидуального теплового пункта и передавался Обществу, в связи с чем является обоснованным вывод суда об отказе в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности предоставить проект истице.

 Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии обязанности у ответчика предоставлять сведения об основаниях расчета необходимого количества нагревательных приборов системы отопления в квартире, поскольку данный расчет не нарушает права истицы и не влечет для нее возникновения обязанности произвести переустройство жилого помещения, доказательств обратному не представлено.

 В подпунктах "к" и "р" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354, установлена обязанность исполнителя вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

 В соответствии с ч.9 ст.7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.

 Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации (ч.10 ст.7 указанного Закона)

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2013 г. № 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования.

 В указанных Стандартах приведен перечень информации, подлежащей раскрытию и порядок ее предоставления по письменным запросам, срок предоставления информации (15 календарных дней со дня поступления запроса).

 С учетом указанных правовых норм, учитывая характер и содержание обращений (в т.ч. требований) истицы к ответчику, отсутствуют основания для вывода о нарушении прав истицы ответчиком в части сроков, порядка рассмотрения ее обращений, как и в части отказа в предоставлении испрошенных документов.

 С учетом установленных обстоятельств, приведенного законодательства, коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленных требований.

 Доводы жалобы исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка с учетом положений ст.67, ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение является законным, обоснованным, основанным на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20августа 2014г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи