ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4027 от 10.12.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-4027 Судья Ильина Г.В. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Золина М.П.,

судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,

при секретаре Сергеевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

10 декабря 2015 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционной жалобе Администрации Бежецкого района Тверской области

на решение Бежецкого городского суда Тверской области

от 25 августа 2015 года, которым с учетом дополнительного решения
от 04 сентября 2015 года постановлено:

«исковые требования Мельникова <данные изъяты>, Мельниковой <данные изъяты> в своих и интересах малолетнего сына ФИО7 удовлетворить.

Признать неправомерными действия администрации городского поселения - г. Бежецк Тверской области и администрации Бежецкого района Тверской области по неперечислению денежных средств в сумме <данные изъяты> в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по выданному свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Бежецкого района Тверской области осуществить выплату денежных средств в сумме <данные изъяты> в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по выданному свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ.

Отказать в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области об обязании осуществить выплату денежных средств по свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ.».

Судебная коллегия

установила:

Мельников В.В. и Мельникова В.Г., действующая в своих интересах и в интересах малолетнего сына ФИО3, обратились в суд с иском к администрации городского поселения - город Бежецк Тверской области и администрации Бежецкого района Тверской области о признании неправомерными действий по неперечислению денежных средств в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по выданному свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении на ответчиков обязанности выплатить денежные средства.

Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ семья Мельниковых, состоящая из двух человек: Мельников В.В. и Мельникова В.Г., была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с целью погашения ипотечного кредита на приобретение квартиры по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ у Мельниковых родился сын ФИО7, в администрацию городского поселения - город Бежецк представлена копия свидетельства о рождении.

С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Мельников В.В. проходит службу в ФКУ <данные изъяты> УФСИН России <данные изъяты>). Мельникова В.Г. проходит службу в ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты>), однако, находясь в отпуске по уходу за ребенком, в ДД.ММ.ГГГГ году переехала для совместного проживания с мужем в <адрес>, где зарегистрировалась на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В апреле ДД.ММ.ГГГГ Мельникова В.Г. с сыном вернулись для постоянного проживания в город Бежецк.

ДД.ММ.ГГГГ администрация городского поселения - город Бежецк выдала истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Сбербанк России» на имя Мельниковой В.Г. открыт лицевой счет для обслуживания целевых программ на указанную в свидетельстве сумму, а именно, <данные изъяты>. Однако для получения субсидии часть квартиры, купленной в ипотеку, необходимо было оформить в собственность несовершеннолетнего ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ получено согласие ОАО «Сбербанк России» на переоформление <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> собственность несовершеннолетнего ФИО3 при условии сохранения залога ОАО «Сбербанк России» на весь объект недвижимости.

В соответствии со свидетельствами на право собственности
от ДД.ММ.ГГГГ квартира в <адрес> оформлена в долевую собственность: <данные изъяты> доля в праве у Мельникова В.В. и по <данные изъяты> доли в праве у Мельниковой В.Г. и ФИО3 В тот же день соответствующие документы переданы в ОАО «Сбербанк России» для дальнейшего рассмотрения.

В связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на лицевой счет Мельниковой В.Г. в ОАО «Сбербанк России» не поступили, истцы обратились в Финансовое управление администрации Бежецкого района Тверской области за разъяснениями. ДД.ММ.ГГГГ им сообщили о том, что семья Мельниковых исключена из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Уведомление о прекращении (приостановлении) действия свидетельства о праве на социальную выплату на приобретение (строительство) жилья от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> Мельниковы не получали, а действия ответчика по неперечислению денежных средств по ранее выданному и действующему свидетельству полагают неправомерными.

С учетом изложенного, истцы просили признать действия администрации городского поселения - город Бежецк по неперечислению денежных средств в сумме <данные изъяты> в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по выданному свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ неправомерными и обязать ответчика осуществить выплату денежных средств в сумме <данные изъяты> в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по выданному свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Бежецкого городского суда Тверской области от 06 августа 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Бежецкого района Тверской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «Сбербанк России» в лице Бежецкого отделения Тверского отделения .

В заявлении об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ Мельникова В.Г. со ссылкой на передачу полномочий от городского поселения г. Бежецк муниципальному образованию Бежецкий район Тверской области, просила признать действия Администрации Бежецкого района по неперечислению денежных средств в сумме <данные изъяты> в качестве социальной выплаты на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ неправомерными и обязать Администрацию Бежецкого района осуществить выплату денежных средств в сумме
<данные изъяты> в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по выданному свидетельству
от ДД.ММ.ГГГГ.

Мельников В.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Мельникова В.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме. В связи с передачей полномочий от администрации городского поселения - город Бежецк к администрации Бежецкого района просила признать неправомерными действия по неперечислению их семье денежных средств в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по выданному свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Бежецкого района осуществить выплату этих денежных средств. Дополнительно пояснила, что в настоящее время муж работает в исправительной колонии <адрес>, живет в жилом помещении ее матери. Она сейчас работает в исправительной колонии <адрес>, вместе с сыном живет в Бежецке на жилплощади родителей мужа. Когда им в ДД.ММ.ГГГГ года выдавали свидетельство, они были зарегистрированы в городе <адрес>. Таким образом, администрация городского поселения выдала им свидетельство, а администрация Бежецкого района при тех же условиях отказала в перечислении денег по этому свидетельству. При постановке на учет в качестве нуждающихся им разъяснили, что они должны сообщать только об изменениях в семейном положении: о разводе, рождении детей. В постановлении, на основании которого их ставили на учет, не было указано о смене места жительства.

Представитель администрации городского поселения - город Бежецк и администрации Бежецкого района Лихачева Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ администрация городского поселения – город Бежецк передала все свои полномочия администрации Бежецкого района, в полномочиях города остались только налоги.

В судебном заседании представитель администрации Бежецкого района Тверской области Борзенко Е.В. иск не признала, пояснила, что Программа «Обеспечение жильем молодых семей» является федеральной, субсидии выделяются за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Вопросы о постановке молодых семей на учет и об исключении их из списка регулируются Постановлением администрации Бежецкого района от ДД.ММ.ГГГГ. Мельниковы исключены из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другой регион.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Сбербанк России» в лице Бежецкого отделения Тверского отделения представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, не возражало против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Бежецкого района Тверской области просит отменить решение суда первой инстанции, признать незаконным свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией городского поселения - город Бежецк, привлечь к участию в деле Комитет по делам молодежи Тверской области.

Доводы жалобы сводятся к тому, что семья Мельниковых обоснованно исключена из программы в связи с выездом на постоянное место жительства в другой регион и предоставлением недостоверных сведений на основании Постановления администрации Бежецкого района Тверской области от
15 декабря 2014 года № 865 «О рассмотрении жилищных вопросов».

На момент получения свидетельства Мельниковы были зарегистрированы в городе <адрес>, перерегистрацию в ДД.ММ.ГГГГ с целью подтверждения наличия оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма не проходили, скрыли факт выезда из Тверской области, нарушив статью 20 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года № 112-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Выплата субсидий производится за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, при этом расходование бюджетных средств является целевым, молодая семья, претендующая на получение субсидии, должна проживать на территории именно того региона и муниципального образования, из бюджетов которых финансируется жилищная программа.

Предоставление недостоверных сведений является основанием для отказа во включении молодой семьи – участницы программы в список согласно пункту 2.5.1. Постановления Администрации Тверской области от 02 декабря 2008 года № 445-па «О порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома за счет средств областного бюджета Тверской области и местных бюджетов муниципальных образований Тверской области в рамках реализации подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2013 - 2018 годы», а также основанием для возврата неправомерно полученных субсидий в областной бюджет Тверской области согласно пункту 3.12 названного Постановления.

Мельниковы были письменно уведомлены об отказе в социальной выплате на приобретение (строительство) жилья по выданному свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Бежецкого района Тверской области.

Мельниковой В.Г. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 17 ноября 2015 года постановлено перейти к рассмотрению дела по правила производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по делам молодежи Тверской области.

Комитет по делам молодежи Тверской области представил отзыв, в котором полагает исковые требования Мельниковых В.В. и В.Г. не подлежащими удовлетоврению.

В судебное заседание апелляционной инстанции истец Мельников В.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Сбербанк России» в лице Бежецкого отделения Тверского отделения не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Мельникова В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными, жалобу не подлежащей удовлетворению.

Представители администрации Бежецкого района Тверской области и администрации городского поселения - город Бежецк Тверской области Борзенко Е.В. и Лихачева Т.В. исковые требования не признали, поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители ответчика Комитета по делам молодежи Тверской области Травкина О.Н. и Мурашова Ю.В. просили оставить иск без удовлетворения, сославшись на обстоятельства, изложенные в возражениях на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, в том числе доказательства, принятые судом апелляционной инстанции, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционной жалобы в случае принятия судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Обжалуемым решением суда разрешены требования Мельникова В.В. и Мельниковой В.Г., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего сына ФИО3, предъявленные к администрации Бежецкого района Тверской области, администрации городского поселения – город Бежецк о признании неправомерными действий по неперечислению денежных средств в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по выданному свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении на ответчиков обязанности выплатить денежные средства.

При этом, указанное свидетельство выдано истцам как участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма Обеспечение жильем молодых семей.

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям -участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

На момент выдачи истцам свидетельства, на основании которого они просили осуществить выплату денежных средств, действовала Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в Приложении к которой определены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно указанным Правилам они устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В соответствии с пунктом 3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.

Выдача свидетельства, форма которого приведена в приложении , на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 4).

В силу пункта 5 Правил срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

В силу пункта 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу пункта 15(1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме, приведенной в приложении к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство); д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно; е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте «д» настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Согласно пункту 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

В соответствии с пунктом 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Согласно пунктам 20, 21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (в редакции постановления Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1204)

В пункте 20 Правил установлено, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, согласно пункту 21 Правил Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В силу пункта 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

В соответствии с пунктом 23 Правил после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Аналогичные положения действовали на момент принятия истцов на учет и включения их в число лиц, претендующих на получение социальной выплаты.

Как установлено пунктом 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.

В пункте 27 Правил установлено, что для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами «б» - «д» и «ж» пункта 15(1) настоящих Правил.

В заявлении молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются нарушение установленного настоящим пунктом срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 32 настоящих Правил.

В Тверской области в рамках государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2013-2018 годы реализуется подпрограмма «Содействие в обеспечении жильем молодых семей».

Постановлением Администрации Тверской области от 02 декабря 2008 года № 445-па утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома за счет средств областного бюджета Тверской области и местных бюджетов муниципальных образований Тверской области в рамках реализации подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2013-2018 годы» (далее – Порядок от 02 декабря 2008 года).

Согласно пункту 1.12 Порядка от 02 декабря 2008 года доля средств, направляемых из федерального бюджета на софинансирование программных мероприятий, определяется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».

В силу подпункта «д» пункта 1.14 Порядка от 02 декабря 2008 года в редакции постановления Правительства Тверской области от 30 ноября 2011 года № 215-пп социальная выплата используется д) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В соответствии с пунктом 1.14.1. названного Пордяка в случае использования социальной выплаты для погашения долга по кредитам размер социальной выплаты устанавливается в соответствии с пунктом 1.12 настоящего Порядка и ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка от 02 декабря 2008 года в редакции постановления Правительства Тверской области от 02 апреля 2013 года № 112-пп) при формировании списков молодых семей - участников программы органы местного самоуправления осуществляют контроль за тем, что молодые семьи, изъявившие желание получить социальную выплату в рамках программы, ранее не воспользовались правом на предоставление государственных социальных выплат, компенсаций, субсидий и прочих выплат, связанных с приобретением (строительством) жилья и обслуживанием кредита (займа) за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 2.6. Порядка Комитет по делам молодежи Тверской области вносит изменения в утвержденные им списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный настоящим Порядком срок либо в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться данной социальной выплатой.

В соответствии с пунктом 2.5.1. Порядка от 02 декабря 2008 года орган местного самоуправления принимает решение об отказе во включении молодой семьи - участницы программы в список молодых семей - участников программы в случае, если органом местного самоуправления на момент формирования списка молодых семей - участников программы будет установлено, что:

а) возраст одного из супругов либо одного родителя в неполной семье на день утверждения органом местного самоуправления списка молодых семей - участников программы превышает 35 лет (фактическое достижение 36 лет);

б) молодая семья - участница программы утратила основания для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий;

в) представленные молодой семьей - участницей программы документы, указанные в пунктах 2.2, 2.2.1 раздела II Порядка, содержат недостоверные сведения;

г) молодой семьей - участницей программы ранее реализовано право на предоставление государственных социальных выплат, компенсаций, субсидий и прочих выплат, связанных с приобретением (строительством) жилья и обслуживанием кредита (займа) за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

д) молодая семья - участница программы выехала на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.

Указанное решение принимается комиссией, созданной органом местного самоуправления, по результатам рассмотрения документов молодой семьи - участницы программы в течение 5 дней с момента установления оснований, указанных в настоящем пункте.

В 10-дневный срок с даты принятия решения орган местного самоуправления направляет молодой семье письменное уведомление об отказе во включении ее в список молодых семей - участников программы с указанием оснований для отказа.

Пункт 2.5.1 введен постановлением Правительства Тверской области от 30 сентября 2014 года №486-пп.

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанный документ вступает в силу со дня официального опубликования.

Постановление Правительства Тверской области от 30 сентября 2014 года № 486-пп было размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01 октября 2014 года, также опубликовано в газете «Тверская жизнь» № 183 от 03 октября 2014 года.

Следовательно, данный пункт вступил в законную силу 01 октября 2014 года.

В соответствии с Положением о Комитете по делам молодежи Тверской области, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 83-пп, Комитет по делам молодежи Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим реализацию на территории Тверской области государственной молодежной политики и межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к ведению Комитета.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 10 Положения о Комитете по делам молодежи Тверской области Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»:

формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат;

утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году;

утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году на основании сводного списка и с учетом объема субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Тверской области и местных бюджетах муниципальных образований Тверской области;

осуществляет распределение субсидий, выделяемых из областного бюджета Тверской области, между муниципальными образованиями Тверской области, участвующими в реализации подпрограммы;

вносит изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, в случае если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимые документы для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами;

готовит и направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году;

готовит ежеквартальный отчет об использовании средств федерального бюджета, областного бюджета Тверской области и местных бюджетов муниципальных образований Тверской области, выделенных на предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы.

Удовлетворяя исковые требования о выплате социальной субсидии на приобретение (строительство) жилья, суд разрешал вопрос о правах и обязанностях органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждающего сводный список молодых семей-участников подпрограммы и осуществляющего распределение субсидий, выделяемых из областного бюджета Тверской области, между муниципальными образованиями Тверской области, участвующими в реализации подпрограммы.

Согласно части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его к участию в деле по своей инициативе.

Принимая во внимание существо заявленных требований и характер спорных правоотношений, Комитет по делам молодежи Тверской области, чьи интересы затрагиваются настоящим спором, подлежал привлечению к участию в деле в качестве соответчика по предъявленному
Мельниковым В.В. и Мельниковой В.Г. иску о возложении обязанности осуществить выплату денежных средств в сумме <данные изъяты> в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по выданному свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не привлек Комитет по делам молодежи <адрес> к участию в деле, и, постановив решение об удовлетворении исковых требований, разрешил вопрос о правах и обязанностях указанного органа.

Учитывая, что, судом разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, в силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене.

Разрешая требования Мельникова В.В. и Мельниковой В.Г. по правилам производства суда первой инстанции, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Мельникова В.В. и Мельниковой В.Г., полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Удовлетворяя требования Мельникова В.В. и Мельниковой В.Г., суд первой инстанции исходил из того, что истцам выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, размер полагающейся семье социальной выплаты в связи с их нуждаемостью в жилье не опровергается, законность и обоснованность выдачи свидетельства на указанную в нем сумму ответчиками не оспорены, семья получила свидетельство для реализации права на получение социальной выплаты, при этом, такое право в силу закона у семьи существовало, семья не могла быть лишена этого права по той причине, что органы местного самоуправления приняли решение о снятии семьи с учета нуждающихся в получении жилья, из списка молодых семей-участников программы семья не исключалась, уполномоченными на то органами принято решение о выдаче свидетельства и перечислении денежных средств для приобретения жилья, свидетельство не аннулировано, обстоятельства на которые ссылались ответчики не являются основанием к отказу в социальной выплате, тем более, что причиной снятия Мельниковых В.В. и В.Г.
ДД.ММ.ГГГГ с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий явилась смена места жительства, а не то обстоятельство, что они перестали нуждаться в улучшении жилищных условий, оснований для снятия с учета семьи Мельниковых в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование не имелось.

Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает основанными на ошибочном толковании норм материального права, постановленными без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Мельниковы В.В. и В.Г., обращаясь в суд, требовали обязать ответчиков осуществить на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, выданного истцам, указанную социальную выплату.

Несмотря на наличие у истцов указанного свидетельства, суд, разрешая заявленные требования, учитывая, что данная социальная выплата осуществляется в рамках реализации государственной программы, обязан был установить наличие оснований и соблюдение порядка выдачи указанного свидетельства, наличие у истцов оснований для получения социальной выплаты и соблюдение порядка предоставления данной социальной выплаты.

Суд, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло за собой ошибочный вывод о возникновении у истцов права на получение социальной выплаты и обязанности ответчиков осуществить данную выплату.

Между тем, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности осуществить истцам социальную выплату на приобретение (строительство) жилья.

Из объяснений сторон, имеющихся в деле документов, исследованных судом апелляционной инстанции, следует, что Мельникова В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Мельников В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации Бежецкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, Мельников В.В., составом семьи 2 человека, проживающий по адресу: <адрес> (с родителями) принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма как «Молодая семья».
Номер общей очереди .

Из карточки квартиросъемщика, справки МУП «БЖЭП», выписки из лицевого счета следует, что общая площадь квартиры <адрес>, составляет <данные изъяты>. жилая – <данные изъяты>. В данной квартире проживали и зарегистрированы по месту жительства помимо Мельникова В.В. родители ФИО5ФИО1, ФИО2, сестра ФИО3.

ДД.ММ.ГГГГ между супругами Мельниковым В.В, Мельниковой В.Г. и Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ (открытое акционерное общество) в лице Бежецкого отделения (в настоящее время ОАО «Сбербанк России» в лице Тверского отделения ), заключен ипотечный кредитный договор по программе «Молодая семья» в сумме <данные изъяты> под <данные изъяты>% годовых на приобретение квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в т.ч. жилой – <данные изъяты> кв, на срок по
ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Мельниковы В.В. и В.Г. заключили договор купли-продажи, в соответствии с которым приобрели в общую долевую собственность, по <данные изъяты> доле в праве каждый, квартиру в <адрес>, кадастровый , общей площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ право собственности Мельниковых В.В. и В.Г. на указанную квартиру по <данные изъяты> доле за каждым зарегистрировано в ЕГРП.

ДД.ММ.ГГГГ Мельников В.В. и Мельникова В.Г. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>,
<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Мельников В.В. и Мельникова В.Г. обратились в администрацию городского поселения горд Бежецк с заявлением, в котором просили включить их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, указав, что проживают по адресу: <адрес>, что с условиями участия в подпрограмме ознакомлены и обязуются их выполнять. Из заявление следует, что к заявлению прилагались копии паспортов заявителей, выписка из домовой книги дома кв. по
<адрес>, копия финансово-лицевого счета, копия свидетельства о заключении брака, копия справки кредитора о сумме остатка основного долга от ДД.ММ.ГГГГ, копия кредитного договора, уведомление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ решение о признании семьи Мельниковых участником подпрограммы принято Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Постановление суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ у Мельниковых В.В. и В.Г. родился сын ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.21).

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по делам молодежи Тверской области утвержден сводный список молодых семей-участников подпрограммы по получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2014 года в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, в который включены Мельников В.В., Мельникова В.Г., ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского поселения - город Бежецк Мельниковой В.Г, выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья , которым удостоверялось, что молодой семье в составе: супруг – Мельников <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга – Мельникова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в соответствии с условиями этой подпрограммы, предоставляется социальная выплата в размере
<данные изъяты> на приобретение (строительство) жилья на территории Тверской области. Свидетельство подлежит предъявлению в банк до ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство действительно до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).

ДД.ММ.ГГГГ на имя Мельниковой В.Г. открыт банковский счет для обслуживания целевых программ со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим договором (л.д. 25-28).

Распоряжением Территориального отдела социальной защиты населения Бежецкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Мельниковой В.Г. и Мельникову В.В. разрешено заключить на имя несовершеннолетнего сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор дарения <данные изъяты> доли квартиры по адресу: <адрес>, которая является предметом залога ОАО «Сбербанк России» (л.д.29-30).

ДД.ММ.ГГГГ между Мельниковой В.Г. и Мельниковым В.В., действующим как законный представитель своего несовершеннолетнего сына ФИО3, заключен договор дарения квартиры, согласно которому Мельникова В.Г. подарила сыну ФИО3<данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 32-33).

После регистрации ДД.ММ.ГГГГ данного договора и перехода права, собственниками указанной квартиры стали: Мельникова В.Г. в размере <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности, ФИО3 в размере <данные изъяты> доли в праве, а также Мельников В.В. в размере <данные изъяты> доли в праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. В свидетельствах указана площадью квартиры <данные изъяты>

Постановлением администрации Бежецкого района от ДД.ММ.ГГГГ Мельников В.В. в составе семьи из <данные изъяты> человек снят с учета нуждающихся в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование (п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Решением комиссии по регулированию вопросов реализации мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие молодежной политики» программы «Культура, молодежь и спорт» Бежецкого района Тверской области на 2014-2019 годы» от 29 апреля 2015 года семья Мельниковой В.Г. исключена из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году согласно задаче 3.3. «Содействие в обеспечении жильем молодых семей» по подпрограмме «Развитие молодежной политики» программы «Культура, молодежь и спорт Бежецкого района Тверской области на 2014-2019 годы» на основании пунктов 6б и 18а Правил, которая снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одновременно принято решение о включении в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ молодой семьи ФИО16 (состав семьи <данные изъяты> человека).

Согласно изменениям в списке молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ по МО «Бежецкий район» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Мельников В.В.. Мельникова В.Г., ФИО3 исключены из указанного списка, и в список включена молодая семья в составе: ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, признанная участником подпрограммы решением от ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой о состоянии вклада Мельниковой В.Г. подтверждается, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на счет денежные средства не поступали (л.д.24).

Постановлением Администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ аннулировано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией городского поселения – г. Бежецк. Настоящее постановление вступило в силу с момента подписания и распространено на правоотношения, возникшие
с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решению Совета депутатов городского поселения – г. Бежецк Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществление полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение – г. Бежецк Тверской области на период ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ передано органом местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области, в том числе в части исполнения бюджета поселения, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществления полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Решением Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ принято осуществление полномочий органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение – г. Бежецк по решению указанных вопросов местного значения.

Отказывая истцам в социальной выплате на основании выданного свидетельства, ответчики исходили из того, что на момент включения в список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, права на получение такой выплаты истцы, выехавшие за пределы Тверской области не имели.

Из письменного ответа финансового управления администрации Бежецкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что семья Мельниковых В.В. и В.Г. выбыла из города Бежецк
ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована на территории <адрес>, в связи с чем семья утратила статус быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий в г. Бежецк и теряет право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий.

Справками ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Тверской области подтверждается, что Мельникова В.Г. проходит службу в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>лс от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время; Мельников В.В. проходил службу в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ откомандирован для дальнейшего прохождения службы в распоряжение <данные изъяты>

Мельников В.В. был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по указанному месту жительства в связи с убытием в <адрес>

Из материалов дела следует, что Мельникова В.Г. ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Снята с регистрационного учета с <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 50-52). В указанные периоды по месту регистрации Мельниковой В.Г. регистрировался по месту жительства сын истцов ФИО3

Хотя с ДД.ММ.ГГГГ Мельникова В.Г. и Мельников А.В. зарегистрированы в г. Бежецк, согласно отпускному удостоверению
от ДД.ММ.ГГГГ, выданному <данные изъяты> Мельникову В.В. ему разрешен отпуск за ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
в г. Бежецк Тверской области, при этом совместно с ним следуют жена Мельникова В.Г., сын ФИО3

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что с заявлением о предоставлении социальной выплаты истцы, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства на территории города Бежецк обратились в органы местного самоуправления города Бежецка ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ признаны участниками подпрограммы обеспечения жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, включены в список участников программы.

Решение о признании истцов участниками подпрограммы суду не представлено, основания признания Мельниковых В.Г. и В.В. участниками подпрограммы не приведены. При этом ответчиками не оспаривается, что основания для признания истцов участниками подпрограммы имелись.

Возраст супругов позволял им стать участниками подпрограммы, постановлением Администрации Бежецкого района Тверской области
от ДД.ММ.ГГГГ семья была признана нуждающейся в жилых помещениях. После приобретения в собственность Мельниковыми В.Г. и В.В. в ДД.ММ.ГГГГ с привлечением кредитных средств квартиры по адресу: <адрес>, к моменту признания семьи участником подпрограммы с учета нуждающихся в жилых помещениях Мельников В.В. и Мельникова В.Г. сняты не были.

Применительно к пункту «е» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575, предусматривающего использование социальных выплат для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения, полученным до 01 января 2011 года, семья Мельниковых В.В. и В.Г. могла являться участником подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище».

Применительно к указанному пункту в силу пункта 15(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, значение имеет факт признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте «д» настоящего пункта, то есть кредитного договора, заключенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

На момент заключения кредитного договора истцы были признаны нуждающимися в жилом помещении.

Однако признание истцов участниками подпрограммы, вопреки выводам суда первой инстанции, не влекло за собой возникновения у государства обязанности по предоставлению семье Мельниковых В.В. и В.Г. социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Из содержания пункта 23 Правил следует, что социальные выплаты предоставляются на основании списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году определяемых с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы.

Непредоставление истцам социальной выплаты в период до 2014 года не может рассматриваться как нарушение их прав и влечь за собой возложение обязанности на ответчиком по предоставлению такой выплаты без проверки наличия оснований на получение выплаты на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году.

Семья истцов ДД.ММ.ГГГГ включена в список претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома за счет средств федерального бюджета, в рамках указанной подпрограммы, за счет областного бюджета Тверской области и местных бюджетов муниципальных образований Тверской области в рамках реализации подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2013 - 2018 годы» на 2014 год.

Соответственно, именно на этот момент необходимо было установить наличие у истцов права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках указанных программ.

В нарушение требований пунктов 15-23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья и их использования истцу не представили документы, подтверждающие их право на участие в программах на 2014 года, орган местного самоуправления не организовал проверку сведений, свидетельствующих о наличии у истцов права на получение социальной выплаты в 2014 году, в связи с чем в указанный список претендентов на получение социальной выплаты истцы включены без выяснения обстоятельств, касающихся наличия у них на этот момент права на получение указанной выплаты за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.

Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ и на момент включения в список истцы постоянно проживали и были зарегистрированы по месту жительства в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Бежецка выдала семье истцов свидетельство на право получения социальной выплаты, при этом, не проверив, в нарушение требований пункта 27 указанного Порядка актуальность сведений, предоставленных истцами при подаче заявления на участие в подпрограмме Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и в подпрограмме «Содействие в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2013-2018 годы».

Для получения свидетельства документы, предусмотренные подпунктами «б»-«д» и «ж» пункта 15.1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья и их использования представлены не были.

Факт несоответствия семьи требованиям указанных программ, в связи с выездом на постоянное место жительства на территорию другого субъекта Российской Федерации выявлен не был, при том, что из содержания указанных программ следует, что право на получение социальной выплаты может быть реализовано молодыми семьями по месту их постоянного жительства.

Выплата субсидий производится за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, при этом расходование бюджетных средств является целевым, молодая семья, претендующая на получение субсидии, должна проживать на территории именно того региона и муниципального образования, из бюджетов которых финансируется жилищная программа.

Кроме того, как уже отмечалось выше, одним из условий для участия молодой семьи в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы, является факт признания ее нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил (подпункт «б»).

Согласно статье 3 Закона Тверской области от 27.09.2005 № 112-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма имеют право малоимущие граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Тверской области.

Основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, является, в том числе, утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, факт выезда семьи истцов за пределы Бежецкого района на постоянное проживание, автоматически привел к утрате права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории данного муниципального образования, а также и к утрате права на участие в программе «Жилище» на 2011-2015 годы.

Таким образом, органы местного самоуправления незаконно включили семью истцов в список претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома за счет средств областного бюджета Тверской области и местных бюджетов муниципальных образований Тверской области на 2014 год.

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты.

Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать установленным критериям на весь период участия в подпрограмме.

Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии.

ДД.ММ.ГГГГ семья истцов была снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, а ДД.ММ.ГГГГ исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты.

Решение администрации г. Бежецка о снятии истцов с учета нуждающихся в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловано, является действующим, а истцы не являются нуждающимися в жилом помещении.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оснований для выдачи ДД.ММ.ГГГГ истцам свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья не имелось.

Доводы истцов о том, что Мельникова В.Г. выехала из города Бежецк временно, опровергаются сведениями о ее регистрации по месту жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что в указанный период Мельникова В.Г. заявив о регистрации в <адрес> именно данное место избрала местом своего жительства. Тот факт, что в период действия свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ
Мельникова В.Г. и ФИО3 вновь определили местом своего жительства г. Бежецк, не дает оснований для вывода о правомерности выдачи свидетельства и о наличии у истцов права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в Тверской области за ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом приведенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что у истцов не возникло право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2014 году, в связи с чем основания для признания действий ответчиков по неперечислению Мельниковым В.Г. и В.В. денежных средств на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными и возложения на них обязанности перечислить социальную выплату на приобретение жилья не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бежецкого городского суда Тверской области от 25 августа 2015 года и дополнительное решение Бежецкого городского суда Тверской области от 04 сентября 2015 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мельникова <данные изъяты>, Мельниковой <данные изъяты>, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО7 к администрации городского поселения - г. Бежецк Тверской области, администрации Бежецкого района Тверской области, Комитету по делам молодежи Тверской области о признании неправомерными действий по неперечислению денежных средств в сумме <данные изъяты> в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности осуществить выплату денежных средств в качестве социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на основании свидетельства
от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Председательствующий: М.П. Золин

Судьи: М.В. Гудкова

А.С. Беляк