Судья Щелканов М.В. Дело № 33-4027/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Архаровой Л.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 июля 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 мая 2018 года, которым
на администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи один человек на условиях специализированного найма в пределах территории МО ГО «Сыктывкар» по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения ФИО1, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми ставится вопрос об отмене решения со ссылкой на включение истца в Список лиц, имеющих право на получение жилого помещение в рамках Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по месту выявления – в ... районе Республики Коми.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. ст. 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Установлено, что ФИО1, <Дата обезличена> г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 22.01.2015 по 31.08.2015 гг. истец находился на полном государственном обеспечении в Государственном учреждении Республики Коми «Д.».
Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, по месту выявления - на территории МО МР «Н.», с 27.08.2015 г.
ФИО1 жилым помещением на территории МО МР «Н.» не обеспечен.
Истец указал, что местом его жительства является г. Сыктывкар.
Согласно договору безвозмездного пользования жилым помещением от 16.08.2016 г. ФИО1 проживает в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>.
Истец обратился с заявлением в администрацию МО ГО Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения.
Администрацией МО ГО «Сыктывкар» от 28.11.2017 г. № 01/2-01/4121 истцу отказано в предоставлении жилого помещения в г. Сыктывкаре. По мнению ответчика, обеспечение истца жилым помещением является обязанностью МР «Н.».
Судом установлено, что жилых помещений, занимаемых на праве социального найма или праве собственности, истец не имеет. Сведений об обеспечении истца жилым помещением в соответствии с законодательством о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
ФИО1 заключил брак и проживает в г.Сыктывкаре.
Разрешая спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что ФИО1 имеет право на получение жилого помещения по договору специализированного найма по месту его жительства в настоящее время.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно п. 7 и 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено в жалобах не оспорено, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, достиг возраста 18 лет, закончил пребывание в учреждениях для детей-сирот и первоначальное обучение в образовательном учреждении, имеет право на жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, подлежащее предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку истец постоянно проживает на территории города Сыктывкара, жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу должно быть предоставлено администрацией МО ГО «Сыктывкар».
Доводы апелляционных жалоб администрации МО ГО «Сыктывкар» и Минтруда Республики Коми о том, что ФИО1 состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации МР «Н.», в связи с чем на администрацию МО ГО «Сыктывкар» необоснованно возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения, судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, истец имеет право на обеспечение его жилым помещением по месту жительства, факт нахождения которого на территории г. Сыктывкара доказан.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» недвусмысленно и императивно предусматривает обязанность обеспечения жильем таких лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту их жительства.
В этой связи не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» о выделении денежных средств бюджету МР «Н.» со ссылкой на установленный Законом Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» порядок распределения субвенций за счет средств республиканского бюджета.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми является участником настоящего процесса, в апелляционной жалобе ссылается на Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений на территории иных муниципальных образований в Республике Коми, утвержденный Постановлением Правительства Республики Коми от 28.03.2016 № 152 (Приложение № 5).
Согласно п.2 указанного порядка жилые помещения предоставляются таким гражданам на территории иных муниципальных образований при наличии следующих оснований:
1) наличие на территории соответствующего муниципального образования свободных от проживания жилых помещений, предназначенных для предоставления гражданам в соответствии с Законом Республики Коми (далее - свободные жилые помещения);
3) наличие согласия граждан на предоставление им жилых помещений на территории иных муниципальных образований.
Между тем по смыслу данной нормы с учетом принципа верховенства федерального закона данный порядок установлен для граждан, давших согласие на предоставление жилья на территории иного муниципального образования, отличного от места жительства.
Указания в резолютивной части решения о предоставлении жилого помещения за счет средств субвенций, предоставленных из бюджета Республики Коми, не требуется, поскольку источник финансирования данных обязательств государства установлен законом.
Выводы суда мотивированы и соответствуют закону, оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи