Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-402/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Круковской А.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.
рассмотрела в судебном заседании 14 января 2019 г. дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 октября 2018 г., по которому
признано за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с датой постановки на учет 22 сентября 2008 г., по категории «инвалид с детства».
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Воркуты обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в интересах ФИО1 с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее по тексту – Минстрой РК), в котором просил признать право ФИО1 на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет 22 сентября 2008 г. по категории «инвалид с детства», обязать ответчика выдать государственный жилищный сертификат.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образования городского округа «Воркута» и Управление Росреестра и картографии по Республике Коми.
Ответчик иск не признал.
Суд принял приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Минстрой РК.
От прокуратуры города Воркуты поступили возражения на апелляционную жалобу.
Возражения также представлены истцом.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
По делу установлено, что ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, с момента рождения и по настоящее время проживает на территории городского округа «Воркута», является инвалидом с детства, впервые инвалидность установлена <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> инвалидность установлена бессрочно.
ФИО1 является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «ребенок-инвалид с детства» с датой постановки на учет 22 сентября 2008 г. с составом семьи 8 человек, включая Е.Р.Э. (супруга), Е.А.Р. (сына), Е.М.Р. (дочери), Е.А.Р. (дочери), К.А.Ю. (матери), С.Н.Н. (отчима) и С.А.Н. (сестры).
В целях получения государственного жилищного сертификата ФИО1 представлены на рассмотрение в Минстрой РК требуемые в соответствии с действующим законодательством документы.
6 декабря 2017 г. Минстрой РК уведомил ФИО1 об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с тем, что она не относится к числу лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 1 января 1992 г., поскольку рождена после указанной даты.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора и принимая во внимание, что ФИО1 с момента рождения проживает в районах Крайнего Севера, является инвалидом с детства, на момент постановки на учет проживала в районах Крайнего Севера более 15 лет, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для признания за истцом права на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета с датой постановки на учет 22 сентября 2008 г., поскольку в силу закона предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Оспаривая законность постановленного судом решения, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, является рождение в районах Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 г.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона.
Абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ предусмотрена возможность получения жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для данной категории лиц, претендующих на получение жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о рождении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не позднее 1 января 1992 г., а равно о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.
К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи с чем распространение на граждан, относящихся к категории инвалидов с детства и родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце первом части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г. является неправомерным.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Минстроя РК – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: