ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4030/2023 от 22.08.2023 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«22» августа 2023 года г.Белгород

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

- председательствующего Переверзевой Ю.А.,

- судей Фурмановой Л.Г., Никулиной Я.В.,

- при секретаре Суворовой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской, Липецкой областям о признании незаконным процедуры внесения изменений в существенные условия служебного контракта, признании незаконным приказа, взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Белгородского районного суда Белгородской области от 31 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными процедуру внесения изменений в существенные условия служебного контракта от 28.10.2015 г. № , приказ Управления от 11.08.2022 г. № , которым внесены изменения в приказ № от 12.07.2022 г. «Об утверждении положения и должностных регламентов отдела надзора в области карантина растений», взыскать с ответчика в его пользу в счет компенсации морального вреда 1000 рублей.

Требования мотивированы тем, что он замещает должность государственной гражданской службы начальника отдела надзора в области карантина растений Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской, Липецкой областям. При поступлении на службу с ним был заключен служебный контракт № от 28.10.2015 г.

Приказом руководителя Управления от 12.05.2021 г. № с ним был расторгнут указанный служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности гражданской службы начальника отдела надзора в области карантина растений и уволен с гражданской службы по ч.8.2 п.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением занимаемой должности гражданской службы.

Решением Белгородского районного суда Белгородской области от 21.07.2021 г. (дело № 2-2033/2021) приказ от 12.05.2021 г. № признан незаконным, он восстановлен в должности начальника отдела надзора в области карантина растений Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям с 17.05.2021 г.

Приказом руководителя Управления № от 12.07.2022 г. утверждено Положением об отделе надзора в области карантина растений Управления и должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих данного отдела, с которым он был ознакомлен 18.07.2022 г. начальником отдела государственной службы, кадров и делопроизводства Управления ФИО10

Согласно уведомлению и.о. руководителя Управления от 11.08.2022 г. он был поставлен в известность о том, что в соответствии со ст.29 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», приказом Управления от 11.08.2022 г. № 740од «О внесении изменений в приказ от 12.07.2022 г. № 640од» с 13.10.2022 г. будут изменены существенные условия его служебного контракта. Из его обязанностей подлежит исключить обязанности по осуществлению функций по контролю (надзору) в области карантина растений в отношении семян сельскохозяйственных растений, зерна и продуктов переработки зерна. Одновременно в уведомлении указано, что в случая, его отказа от прохождения гражданской службы в связи с изменениями существенных условий служебного контракта, с ним будет прекращен служебный контракт в соответствии с п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» по истечении двух месяцев со дня вручения настоящего уведомления.

При этом, с приказом № от 11.08.2022 г и новым Положением об отделах надзора в области карантина растений и должностным регламентом начальника отдела надзора в области карантина растений Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской, Липецкой областям он был ознакомлен 20.10.2022 г.

Считает, незаконными процедуру проведения изменения существенных условий служебного контракта и приказ № от 11.08.2022 г. «О внесении изменений в приказ № от 12.07.2022 г.», по тем основаниям, что в нарушение требований ст.ст.24, 29 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в рамках процедуры изменения существенных условий служебного контракта представитель нанимателя не вправе вносить изменения в должностные обязанности государственного гражданского служащего. Между тем, из его ранее действующего должностного регламента исключена часть должностных обязанностей, а в частности: - обязанности по осуществлению контроля за посевами и посадкой подкарантинной продукции, ввезенной на территорию Белгородской области из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подконтрольной продукции; - обязанности по обеспечению установления карантинного фитосанитарного состояния территории Белгородской области, проведение карантинных фитосанитарных обследований растений в вегетационный период как в зонах их возделывания, так и в зонах произрастания дикорастущих растений, а также хранимых или транспортируемых растений и растительной продукции (п.п.9, 10 служебного контракта). При этом в новый регламент добавлена обязанность по осуществлению контроля и надзора за мероприятиями по локализации и ликвидации очагов карантинных объектов (за исключением территорий с посевами, занятыми зерновыми, зернобобовыми, масличными, эфиромасличными, техническими культурами, многолетними и однолетними травами, а также семенным материалом указанных сельскохозяйственных культур). Таким образом, в соответствии с ранее действующим должностным регламентом он по занимаемой должности осуществлял федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль в отношении всех объектов такого контроля, в тои числе зданий, строений, сооружений, земельных участков, посадок, посевов сельскохозяйственных культур, всего перечня подкарантинной продукции, а в новом регламенте из-под его контроля выведены целые блоки объектов контроля и надзора, что противоречит, установленной законом, процедуре внесения изменений в служебный контракт, свидетельствует об изменении ответчиком в одностороннем порядке должностных обязанностей гражданского служащего.

Решением Белгородского районного суда Белгородской области от 31.03.2023 г. в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на неправильное установление судом, имеющих значение для рассмотрения спора, обстоятельств, нарушение норм материального права и процессуального закона, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных им исковых требований. В обоснование жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование иска.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец полностью поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика ФИО2 указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы истца по приведенным в письменных возражениях основаниям.

Третье лицо по делу - представитель Россельхознадзора представил в адрес суда отзыв на апелляционную жалобу истца, просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В связи с надлежащим уведомлением третьего лица по делу о дате, месте и времени слушания дела, судебная коллегия, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, не усматривает процессуальных препятствий для рассмотрения дела в его отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца и возражениях ответчика, выслушав объяснения сторон по делу, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в управлении Россельхознадзора по Белгородской области, замещал должность начальника отдела надзора в области карантина растений на основании срочного служебного контракта № от 28.10.2015 г.

В целях совершенствования организации деятельности территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в соответствии с Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 н. № 452, и на основании Схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденной приказом Минсельхоза России от 06.11.2020 г. № 668, приказом руководителя Россельхознадзора Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 1217 от 12.11.2020 г. приказано реорганизовать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям и Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области путем присоединения Управления Россельхознадзора по Белгородской области к Управлению Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям с изменением его наименования на Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям; установить, что Управление Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям является правопреемником Управления Россельхознадзора по Белгородской области; установить штатную численность федеральных государственных гражданских служащих Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям в количестве 394 единицы.

Во исполнение указанного приказа Россельхознадзора Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Управлением Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям издан приказ № от 12.03.2021 г. за подписью и.о. начальника Управления, которым постановлено: утвердить и ввести в действие с 12.03.2021 г. штатное расписание государственных гражданских служащих Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям (приложение № 1) и структуру Управления (приложение № 2) (пункт 1 приказа); отделу государственной службы, кадров и делопроизводства провести всю необходимую кадровую работу в связи с введением штатного расписания (пункт 2 приказа).

16.03.2021 г. ФИО1 был предупрежден о сокращении замещаемой им должности и его увольнении по данному основанию по истечении двухмесячного срока.

Приказом начальника Управления № от 12.05.2021 г. прекращено действие заключенного с ФИО1 вышеуказанного срочного служебного контракта, он был освобожден от замещаемой должности и с 18.05.2021 г. уволен с государственной гражданской службы на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Решением Белгородского районного суда Белгородской области от 21.07.2021 г. приказ от 12.05.2021 г. № признан незаконным, он восстановлен в должности начальника отдела надзора в области карантина растений Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям с 17.05.2021 г.

Приказом Управления от 12.07.2022 г. № были утверждены и с 13.07.2022 г. введены новая структура и штатное расписание Управления, создан новый отдел надзора в области карантина растений Управления в количестве 11 человек, включающий начальника Отдела, 8 государственных инспекторов и 2 специалистов 3-го разряда.

Приказом Управления от 12.07.2022 г. № были утверждены Положение об отделе надзора в области карантина растений и должностные регламенты сотрудников Отдела. 18.07.2022 г. ФИО1 приступил к исполнению своих служебных обязанностей.

21.07., 12.08., 06.09., 05.10., 01.11.2022 г. Управлением были объявлены конкурсы на замещение 8 вакантных должностей государственных инспекторов отдела, которые признаны несостоявшимися вследствие отсутствия кандидатов.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (ст.2 этого Федерального закона (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии со ст.73 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.

Данная норма корреспондируется с нормой ст.11 ТК РФ, согласно которой на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

Положениями ст.47 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ установлено, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя (п.1).

В должностной регламент включаются, в том числе: - квалификационные требования для замещения должности гражданской службы; - должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.

Должностной регламент - акт, издаваемый для регулирования профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента государственного органа, а также приложением к служебному контракту, заключаемому с гражданином Российской Федерации (гражданским служащим), о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности гражданской службы в государственном органе.

Должностной регламент - основной организационно-нормативный документ, регламентирующий содержание и результаты деятельности гражданского служащего при осуществлении им профессиональной служебной деятельности согласно занимаемой должности.

Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ служебный контракт представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.24 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ существенными условиями служебного контракта являются, кроме прочего, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч.5 ст.24 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта (ч.1 ст.29 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (ч.2 ст.29 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы (ч.3 ст.29 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с п.7 ч.1 ст.33 настоящего Федерального закона (ч.4 ст.29 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Из приведенных норм материального права следует, что наниматели в целях осуществления эффективной экономической деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью вправе по своей инициативе изменять определенные сторонами условия служебного контракта, в том числе в части изменения рабочего места (за исключением изменения трудовой функции работника) в случае изменения организационных и технологических условий труда и невозможности в связи с этим сохранения прежних условий служебного контракта. Вводимые нанимателем изменения не должны ухудшать положение государственного служащего по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями, а при их отсутствии - по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Обязательными условиями увольнения по п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ являются изменение организационных или технологических условий труда, изменение определенных сторонами условий служебного контракта в связи с изменением организационных или технологических условий труда, отказ государственного служащего от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий служебного контракта.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении, заявленных ФИО1 исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушений трудовых прав истца при рассмотрении дела не установлено, поскольку истец выполняет работу (должностные обязанности, предусмотренные должностным регламентом) в пределах порученной ему работы.

Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции основанным на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, в целях повышения эффективности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна, федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), исключения дублирования полномочий при осуществлении таких видов контроля (надзора), 11.08.2022 г. Управлением был издан приказ № 740од «О внесении изменения в приказ № 640од от 12.07.2022 г.», которым в Положение об отделе надзора в области карантина растений и должностные регламенты сотрудников Отдела вынесены изменения в части исключения из полномочий Отдела обязанностей по осуществлению функций по контролю (надзору) в области карантина растений в отношении семян сельскохозяйственных растений, зерна и продуктов переработки зерна (том 1 л.д.11-26).

11.08.2022 г. в адрес истца было подготовлено уведомление за подписью и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородскойи Липецкой областям, согласно которому он уведомлен о том, что в соответствии со ст.29 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, приказом Управления № 740од «О внесении изменения в приказ № 640од от 12.07.2022 г.» с 13.10.2022 г. будут изменены существенные условия его служебного контракта, а в частности из его служебных обязанностей будут исключены обязанности по осуществлению функций по контролю (надзору) в области карантина растений в отношении семян сельскохозяйственных растений, зерна и продуктов переработки зерна (том 1 л.д.10).

23.08.2022 г. ФИО1 был ознакомлен с указанным уведомлением, в котором одновременно указал на согласие с изменениями существенных условий его служебного контракта в части исключения из его обязанностей, обязанностей по осуществлению функций по контролю (надзору) в области карантина растений в отношении семян сельскохозяйственных растений, зерна и продуктов переработки зерна. Каких-либо замечаний истцом не выражено, что свидетельствует о том, что истец согласился продолжить гражданскую службу на указанных выше условиях.

В связи с чем, с 13.10.2022 г. полномочия по осуществлению функций по контролю (надзору) в области карантина растений в отношении семян сельскохозяйственных растений, зерна и продуктов переработки зерна были переданы Отделу надзора в области семеноводства, качества и безопасности зерна, безопасного обращения с пестицидами, агрохимикатами, фитосанитарной сертификации и мониторинга по Белгородской области, осуществляющему помимо контроля (надзора) в области карантина растений в отношении семян сельскохозяйственных растений, зерна и продуктов переработки зерна, также федеральный государственный контроль (надзор) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, а также федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна.

Должностные обязанности начальника отдела надзора в области карантина растений регламентированы ст.ст.15, 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, разделом 3 должностного регламента государственного гражданского служащего - начальника отдела надзора в области карантина растений Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям, утвержденного приказом Управления от 12.07.2022 г. № 640од, в редакции приказа Управления от 11.08.2022 г. № 740од.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, исходит из того, что нарушение трудовых прав истца со стороны работодателя - Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородскойи Липецкой областям не установлено.

Исходя из должностных обязанностей истца, а также, согласно должностному регламенту в обязанности последнего входят должностные обязанности, которые имеет право определять руководитель. Распределение должностных обязанностей между работниками - государственными служащими Управления является правом работодателя, как и определение объема и вида работы истца в соответствии с должностными обязанностями, что не может нарушать трудовых прав истца, как государственного служащего.

При этом, материалами дела установлено, что отдел надзора в области карантина растений, возглавляемый истцом, прекратил свою деятельность 03.03.2021 г. в связи с реорганизацией Управления, в результате чего состоялось объединение трех отделов:- отдела надзора в области карантина растений, - отдела надзора за обеспечения качества семян, - отдела надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, в один отдел контроля и надзора в области карантина растений, семеноводства и безопасности зерна по Белгородской области, согласно приказу Управления от 12.03.2021 г. № 1од «Об утверждении штатного расписания и структуры Управления». В связи с чем, начиная с 03.03.2021 г. обязанности отдела надзора в области карантина растений исполнялись иными сотрудниками вновь созданного отдела контроля и надзора в области карантина растений, семеноводства и безопасности зерна по Белгородской области.

При таком положении является правильным вывод суда о том, что внесение изменений в служебный контракт истца и утверждение новых Положения об отделе надзора в области карантина растений Управления и должностного регламента государственного гражданского служащего - начальника отдела надзора в области карантина растений Управления с 13.10.2022 г. вызвано объективными потребностями Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям, направленными на совершенствование и повышение эффективности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна, федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), исключения дублирования полномочий при осуществлении таких видов контроля (надзора). Изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности направлены на совершенствование организации прохождения гражданской службы и, как следствие, - на повышение эффективности функционирования государственного органа как неотъемлемой части механизма реализации публичных функций государства. В связи с чем, вследствие упразднения отдела надзора в области карантина растений Управления в целях совершенствования организации и прохождения гражданской службы, изменение существенных условий служебной деятельности истца является следствием объективной невозможности сохранения ранее определенных должностных обязанностей.

Довод истца о том, что между сторонами не было достигнуто соглашение об изменении существенных условий служебного контракта, что он не давал согласия на продолжение службы с учетом внесенных изменений в его должностные обязанности, обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный.

Согласно уведомлению Управления от 11.08.2022 г. о внесении с 13.10.2022 г. изменений существенных условий его служебного контракта, с которым ФИО1 ознакомлен 23.08.2022 г., он подтвердил свое согласие на внесение изменений в его должностные обязанности, а в частности дал согласие на исключение обязанности по осуществлению функций по контролю (надзору) в области карантина растений в отношении семян сельскохозяйственных растений, зерна и продуктов переработки зерна. Каких-либо возражений истцом не выражено, в графе уведомления «не согласен», ФИО1 проставлен прочерк.

Также следует отметить, что процедура изменения существенных условий служебного контракта урегулирована Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ и, учитывая специфику государственной гражданской службы, нормы данного Закона не обязывают представителя нанимателя доказывать целесообразность изменений организационных или технологических условий службы, которые являются основанием для изменения существенных условий служебного контракта, в отличие от того, как это предусмотрено ст.74 ТК РФ.

Между тем, изданный руководителем Управления приказ № от 11.08.2022 г. «О внесении изменений в приказ № от 12.07.2022 г.» и утвержденные этим приказом Положение об отделе надзора в области карантина растений Управления и должностной регламент начальника отдела надзора в области карантина растений, не нарушают права и законные интересы истца, поскольку принимая организационные решения, ответчик уменьшил объем выполняемой ФИО1 служебной функции, сохранив при этом существенные условия служебного контракта в частности, размер заработной платы. Таким образом, уменьшение служебной функции истца не является ухудшением его трудового положения и не нарушает его прав.

Доказательств того, что внесение изменений в условия служебного контракта повлекло нарушение трудовых прав истца, не представлено.

Довод истца о том, что должностным регламентом, утвержденным приказом руководителя Управления № от 11.08.2022 г. (том 1 л.д.23) ему добавлена обязанность по осуществлению контроля и надзора за мероприятиями по локализации и ликвидации очагов карантинных объектов (за исключением территорий с посевами, занятыми зерновыми, зернобобовыми, масличными, эфиромасличными, техническими культурами, многолетними и однолетними травами, а также семенным материалом указанных сельскохозяйственных культур) является несостоятельным, поскольку указанная обязанность входила в объем трудовой функции истца по ранее действующему должностному регламенту, утвержденному приказом руководителя Управления № от 12.07.2022 г., в частности, на истца была возложена обязанность по организации осуществления мероприятий по локализации очагов карантинных объектов и (или) ликвидации популяции карантинных объектов (том 1 л.д.15).

Также судом первой инстанции обоснованно отклонен довод истца о нарушении ответчиком срока уведомления о внесении изменений в существенные условия служебного контракта. При этом установлено, что уведомление о внесении изменений в условия служебного контракта от 11.08.2022 г. ввиду нахождения истца в очередном ежегодном отпуске было направлено работодателем в его адрес посредством почтовой связи и получено им 22.08.2022 г., а на следующий день 23.08.2022 г. ФИО1 ознакомился с данным уведомлением и подписал его без замечаний и возражений.

Кроме того, как следует из смысла ч.2 ст.74 ТК РФ, ч.2 ст.29 Федерального закона от27.07.2004 г. № 79-ФЗ, представитель нанимателя обязан уведомить гражданского служащего об изменении существенных условий служебного контракта не позднее, чем за два месяца до их введения. В случае нарушения срока уведомления представитель нанимателя обязан перенести срок введения новых условий на такой период, на который нарушен срок предупреждения, и обеспечить гражданского служащего возможностью работать в прежних условиях на весь период предупреждения.

При этом, доказательств того, что в период с 13.10.2022 г. по 23.10.2022 г. работодатель не предоставил истцу возможность осуществлять служебную деятельность в прежних условиях, не представлено. Более того, как установлено материалами дела, изменение условий служебного контракта не повлекло нарушения трудовых прав истца, поскольку работодателем был уменьшен объем выполняемой ФИО1 служебной функции.

Поскольку нарушений прав истца не установлено, оснований для взыскания с ответчика в соответствии со ст.237 ТК РФ компенсации морального вреда также не имеется.

С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы истца не опровергается; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно; нарушений норм процессуального закона, в том числе, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ, влекущих отмену решения суда, не допущено.

В целом доводы апелляционной жалобы истца аналогичны, приведенным в ходе судебного разбирательства, по существу сводятся к несогласию с выводами суда об оценке доказательств, выражают субъективное мнение апеллянта о том, как должны быть оценены представленные доказательства, каким должен быть результат по делу. При этом, иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены решения.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене оспариваемого судебного решения.

Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Белгородского районного суда Белгородской области от 31 марта 2023 года по делу по иску ФИО1 (СНИЛС ) к Управлению Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской, Липецкой областям (ИНН ) о признании незаконным процедуры внесения изменений в существенные условия служебного контракта, признании незаконным приказа, взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Белгородский районный суд Белгородской области.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 04.09.2023 г.

Председательствующий

Судьи