ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4040/20 от 11.11.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Стародубцева Л.И. Апелляционное дело № 33-4040/2020

УИД 21RS0015-01-2020-000189-22

Судья Ишмуратова Л.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Блиновой М.А.,

судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Цивильского района Чувашской Республики, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании отсутствующими права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике на жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе представителя ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике Ч.О. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 25августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Стародубцевой Л.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Цивильского района Чувашской Республики, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование исковых требований указал, что указанный жилой дом , расположенный по адресу: <адрес> предоставлен ему на состав семьи из пяти человек на основании протокола жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ-15/2 СИД и СР Чувашский ССР от 17 декабря 1991 года. С 1 января 1992 года он <данные изъяты> ФИО2 и тремя несовершеннолетними детьми был вселен и зарегистрирован в данном жилом помещении. 7 июня 1994 года Цивильским городским Советом народных депутатов ему был выдан ордер № 22 на вселение в указанный жилой дом. Впоследствии с согласия ИЗ - 15/2 СИД и СР МВД Чувашской Республики жилой дом был передан ему в собственность в порядке приватизации на основании договора передачи от 20 июля 1994 года № 112, зарегистрированного в установленном законом порядке 25 июля 1994 года в бюро технической инвентаризации. Между тем, несмотря на возникновение у него с указанного времени права собственности на жилой дом, 26 апреля 2011 года в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорный жилой дом, что является неправомерным и нарушает его права.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 иск поддержал.

Представитель ответчика ФСИН России и третьего лица УФСИН России по Чувашской Республике ФИО3 иск не признала.

Третье лицо ФИО4, также являющаяся представителем третьих лиц ФИО2, ФИО5, полагала иск подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии ФИО6 – в удовлетворении иска просил отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.

Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 25августа 2020 года постановлено:

«Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на жилое помещение общей площадью 101,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Признать отсутствующим право оперативного управления Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии» на жилое помещение общей площадью 101,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>».

Указанное решение суда обжаловано представителем ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике Ч.О. по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указывается о неправомерности приватизации спорного жилого помещения, поскольку полномочия собственника в отношении указанного федерального имущества вправе осуществлять лишь ФСИН России, которое не давало своего согласия на передачу указанного имущества в собственность истца. При этом согласие начальника ИЗ-15/2 МВД и СР Чувашской Республики об отсутствии возражений на приватизацию указанного жилого дома является незаконным ввиду отсутствия у него полномочий по отчуждению ведомственного жилого фонда. Принимая во внимание, что выданной 19.08.2019 БУ «Чуваштехинвентаризация» справкой №3750 подтверждается, что сведений о регистрации права собственности на объекты недвижимости на территории Чувашской Республики до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» за членами семьи Ч-вых не имеется, оформление права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФКУ СИЗО-2 УФСИН по Чувашской Республике на указанный жилой дом является законным. Просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ФСИН России и третьего лица УФСИН России по Чувашской Республике ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 и третье лицо ФИО2 в период с 20 октября 1984 года по 17 мая 1993 года состояли в зарегистрированном браке.

В период с 20 декабря 1983 года по 01 декабря 1999 года ФИО1 непрерывно проходил службу на должностях младшего начальствующего состава в органах внутренних дел и уголовно - исполнительной системы УИН Минюста России.

Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ-15/2 СИД и СР Чувашской ССР от 17 декабря 1991 года № 8 следует, что Ч.Г.СБ., состоящему в льготной очереди под №1, для постоянного проживания с семьей из пяти человек был предоставлен ведомственный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.46).

17 января 1992 года ФИО1 и ФИО2 были зарегистрированы в спорном жилом помещении.

Из протокола собрания жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ-15/2 от 20 апреля 1994 года видно, что жилая площадь дома по <адрес> разделена между бывшими супругами Ч-выми путем выделения ФИО1 двух комнат с правой стороны дома общей площадью 38 кв.м., остальную часть постановлено оставить в пользовании ФИО2 с тремя детьми (л.д.54)

Из протокола собрания жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ-15/2 от 07 июня 1994 года следует, что ФИО1 предоставлена жилая площадь в ведомственном доме <адрес> в размере 38 кв.м. на одного человека (л.д.53). Данный протокол собрания жилищно-бытовой комиссии утвержден постановлением главы Цивильской городской администрации от 07 июля 1994 года № 48 (л.д.52).

7 июня 1994 года на основании решения исполкома городского Совета народных депутатов от 07 июля 1994 года № 48 ФИО1 с составом семьи один человек выдан ордер №22 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.41).

Согласно справке, выданной ФИО1 начальником учреждения ИЗ-15/2 от 10 июня 1994 года, руководство учреждения ИЗ - 15/2 СИД и СР МВД Чувашской Республики не возражает против приватизации ФИО7 занимаемого им жилого помещения.

Согласно постановлению главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 05 июля 1994 года № 145, ФИО1 на основании его заявления безвозмездно в собственность передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся на балансе учреждения ИЗ - 15/2. При этом после утверждения договоров на учреждение ИЗ-15/2 была возложена обязанность по снятию жилых помещений с баланса предприятия (л.д.50).

20 июля 1994 года между администрацией Цивипъского района Чувашской Республики и ФИО7 был заключен договор передачи № 112, которым администрация передает в личную собственность ФИО1 жилое помещение общей площадью 89,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а ФИО1 приобретает право собственности на жилое помещение с момента регистрации договора в соответствующих органах городских и районных администраций (БТИ) (л.д.48).

Регистрационной надписью подтверждается регистрация договора передачи в БТИ Цивильского района Чувашской Республики 25 июля 1994года.

Справкой №633, выданной начальником бюро технической инвентаризации 25 июля 1994 года, также подтверждается, что домовладение по <адрес> зарегистрировано в бюро технической инвентаризации за ФИО1

26 апреля 2011 года в отношении данного жилого дома ЕГРП внесены сведения о регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии.

Установив указанные обстоятельства, приняв во внимание, что право собственности ФИО1 на жилой дом в порядке приватизации возникло с даты регистрации договора передачи в БТИ, то есть с 25 июля 1994 года, при этом доказательств, подтверждающих, что спорное помещение не могло быть объектом приватизации в материалах дела не имеется, с учетом требований ст.ст.2, 7 Закона Российской Федерации от 4.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право собственности истца является ранее возникшим, в связи с чем его исковые требования подлежат удовлетворению.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.67ГПК РФ, нормы действующего законодательства применены судом верно.

В силу ст.1 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (далее Закон о приватизации) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статьей 2 Закона о приватизации предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения; учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд (ст.6 Закона о приватизации).

Согласно ст.7 Закона о приватизации передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Из положений п.2 ст.8.1 ГК РФ следует, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

На основании ч.1, п.2 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абз.4 п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

По смыслу данного разъяснения признание зарегистрированного права ответчика на недвижимое имущество отсутствующим является исключительным способом судебной защиты, допустимым при невозможности использования истцом иных специальных способов судебной защиты прав. Кроме того, возможность обращения с требованием о признании зарегистрированного права ответчика на недвижимое имущество отсутствующим может быть реализована в том случае, если истец фактически владеет недвижимым имуществом, зарегистрированное право ответчика на которое он просит признать отсутствующим. В таких случаях, когда нарушением прав истца является сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на недвижимое имущество, право истца восстанавливается исключением из ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности ответчика.

В силу абз. 2 п.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного прав. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Правильно руководствуясь приведенными выше нормами, а также разъяснениями по их применению, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представленными доказательствами нашел подтверждение факт передачи спорной квартиры в личную собственность истца, то есть юридический факт существования права собственности Ч.Г.СВ. на указанное в договоре передачи жилое помещение, данный договор зарегистрирован в порядке, установленном законом, действовавшим на момент его заключения, право собственности ФИО1 никем не оспаривалось в установленном судебном порядке, ФИО1 фактически владеет жилым домом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности заявленных исковых требований ФИО1 о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии на указанное помещение.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции, и имели бы юридическое значение для принятия решения по предмету спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, в том числе на которые указывается в апелляционной жалобе, судом допущено не было.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 25августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике Ч.О. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий: М.А.Блинова

Судьи: Л.И.Стародубцева

И.В.Филимонова